Педагогический проект
проект (старшая группа)

Педагогический проект " Калейдоскоп звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaleydoskop_zvukov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект : « Калейдоскоп звуков»

Аннотация проекта:

 Идею создания проекта «Калейдоскоп звуков» подсказали дети: во время слушания музыкальных произведений – у ребят возникал вопрос:  «Какие инструменты звучат?», «От куда они взялись и сколько им лет?»,   таким образом, возник интерес найти информацию и  оформить паспорта музыкальных инструментов (Истории возникновения музыкальных инструментов, фото, картины художников с изображением инструментов, стихи, загадки, потешки, частушки). Дети посетили мини-музей детского сада «Звук - волшебник»; участвовали  в оформлении выставки детских работ «Мы рисуем музыку».

А желание играть на инструментах, являлось связующим элементом  проекта, например, рассказывая об ударных инструментах, сопоставляли звуки и предметы, окружающие нас - музицировали, интерес увеличивался, мы решили создавать своими руками самодельные инструменты. Ведь вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам. Родители,  получив консультацию, заинтересовались изготовлением  шумовыми самодельными инструментами и поучаствовали в конкурсе. В итоге была оформлена  фото - выставка  «Инструменты своими руками». А в  заключении, прошёл праздник «Весёлый оркестр», где были отмечены активные участники проекта.

 

Введение:  Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.

Актуальность:   Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки  относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди. В  настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания  настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!                                                                                                                                                                                

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию,  активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Постановка проблемы: Главными причинами возникновения проекта «Калейдоскоп звуков» являются:

1.  Интерес у ребёнка к истории происхождения музыкальных инструментов;

2.  Желание играть на инструментах;

3.  Необходимость создания условий для ознакомления детей с качественной музыкой.

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение знаниями об инструментах, элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Цель: Ознакомление детей с  огромным миром музыкальных инструментов воспитание в ребенке слушателя и настоящего ценителя хорошей  музыки.

Задачи:

1.Создавать условия для приобретения знаний  о музыкальных инструментах: детские музыкальные инструменты, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения), самодельные инструменты;

2.Создавать условия для обогащения словарного запаса детей, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

4.Способствовать развитию музыкальных способностей, эстетического вкуса,  проявлению эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творчества и креативности всех участников проекта;

5.Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями от изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов («Как рассказывает музыка», « О чем рассказывает музыка»)

6.Способствовать развитию творчества детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

7.Создавать условия для возникновения  интереса к музыке и музицированию,  бережному отношению к музыкальным инструментам.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации:15.09 – 30. 04

Этапы реализации проекта  

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Анкетирование родителей с целью изучения потребностей в музыкальном развитии ребёнка.

     2. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.

     3.Оформление познавательной информации: паспорта музыкальных инструментов (история возникновения, беседы, загадки, стихи, иллюстрации), подборка игр с музыкальными инструментами, дидактические игры.

4. Изучение интернет - ресурсов по теме проекта, подбор презентаций.

5. Подбор и изготовление  наглядных материалов для осуществления  

проекта:

-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов играющих на них соло или в оркестре.

 6. Оформление папок-передвижек   на тему «Роль музыки в воспитании ребёнка», «Музыка, живущая рядом».

7. Организация  мини-музея «Звук - волшебник»,

8. Круглый стол с родителями «Значение музыки в жизни ребёнка».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Познавательное развитие:

- просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло  или в оркестре.

- оформление альбома «Из истории возникновения музыкальных инструментов» (инструменты разных стран и эпох)

- планирование посещения мини-музей детского сада «Звук - волшебник»;

- просмотр слайд - презентаций: «Струнная группа», «Музыка» и «Музыкальная дорожка», «Симфонический оркестр», «История возникновения музыкальных инструментов» и т.д.

Речевое развитие:

- Чтение стихов  и рассказов  о музыкальных инструментах. 

- Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли - самогуды», «Садко».

Социально коммуникативное развитие:

- Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами.

- Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов  «Идем на концерт».

- Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

 - Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

- Беседа с детьми о профессии музыканта.

Художественно – эстетическое развитие:

- Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)

- Рисование детьми музыкальных инструментов.

- Раскрашивание  картинок музыкальных инструментов.

- Рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

Физическое развитие:

- Музыкальные подвижные игры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Проведение праздника «Весёлый оркестр».

Подведение итогов -  награждение активных участников проекта.

* Оформление фото – выставки.

Управление и обеспечение проекта

В ходе реализации проекта были использованы: компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, аудиофайлы в формате МР3. презентационные материалы.

Музыкально – дидактические пособия «Музыкальные инструменты», художественная и энциклопедическая литература, детские музыкальные  инструменты.

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомились с музыкальными инструментами (с историей их создания, слушали классические произведения, учились музицировать). На  утренниках и развлечениях детьми исполнялись оркестровки. Музыканты из  филармонии  города Абакана с радостью познакомили ребят с хакасскими национальными инструментами.

Также были оформлены авторские альбомы и  изготовлены инструменты – самоделки.

Итоги проекта:

Дети:

• Дети более увлеченно слушают классическую музыку: умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• Более глубоко и содержательно высказываются  об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнился новыми словами.

• Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку.

• Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, произведений и авторов  музыки.

• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

• Различают и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.

Родители:

• Активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.

• Принимали участие в изготовлении детских шумовых инструментов.

• Повышают общую и музыкальную культуру.

• Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.

• Посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

 Продолжать знакомить детей  с музыкальными инструментами - их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения – таким образом воспитывая интерес и любовь к музыке. Сделать подборку  сказок, рассказы о музыке и музыкантах. Все это поможет воспитывать внимательного слушателя, развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать бережному отношению его к музыкальным инструментам.

Работать над  формированием духовно - нравственного воспитания, способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Используемая литература:

1.Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы

   детском саду»  Волгоград, 2011г.

2.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область

   "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.

3.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа  в детском саду» 

   Скрипторий 2010г.

4.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г. 5.Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1999.

6.Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»

   Ярославль 2009г.

7.Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.

Литература для детей

  1. «Детям о музыке» С.Ю.Волков. Издательство «Омега», 1998г.

Развлечение «Весёлый оркестр»

Цель: Создать у детей радостное настроение Обогатить знания дошкольников о музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Способствовать развитию у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать народную  и классическую музыку.
  • Способствовать созданию дружеских отношений между детьми и взрослыми.
  • Развивать у детей интерес и любовь к музицированию.

Оборудование: Магнитофон, музыкальные инструменты, раздаточный материал для игры «Собери инструмент».

Предшествующая работа: Разучивание стихотворений,   беседы про музыкальные инструменты, разучивание музыкальных произведений.

Ход развлечения:

Ведущий – Здравствуйте, дорогие друзья, наши юные зрители и уважаемые взрослые! Мы рады вас видеть в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас долгожданная и необычная встреча, встреча с музыкой.

Ведущий - Без музыки, без музыки,

Нельзя прожить никак.

Не станцевать без музыки

Ни польку, ни гопак.

И в танце не покружишься,

И маршем не пройдешь,

И песенку веселую

Ты в праздник не споешь.

Так пусть сегодня в этот зал

К нам музыка войдёт,

И каждый вместе с музыкой

Станцует и споёт!

Звучит русская народная мелодия, и  в зал выходит Скоморох.

Скоморох – Эй, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Разбирайте сапоги! На концерт скорей беги!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, папы и мамы, бабушки и дедушки!

Узнали меня?

Я шутник, весельчак и затейник Скоморох!

(Поёт на мотив частушки)

1.Есть невкусно суп без соли,

День без солнца очень плох,

Нет веселья в праздник, коли

Не явился скоморох!

2.Заводила и затейник,

Мастер всяческих утех,

Он без устали и лени

Раздаёт весёлый смех!

К вам пришёл я не один,  музыкантов пригласил.

Выходите к нам скорее, праздник будет веселее!

Ведущий – Полюбуйтесь на оркестр:

Инструменты хороши!

Виртуозы – музыканты –

Наши с вами малыши!

1 ребёнок – Вот красивый, звонкий бубен!

Он в руках молчать не будет!

(Ребёнок звонит в бубен)

2 ребёнок – Словно дружные ладошки

 заиграют наши ложки!

(Стучит ложками)

3 ребёнок – Издаёт прекрасный звон

наш цветной металлофон.

(Исполняет глиссандо палочкой по металлофону)

4 ребёнок – Это - братья – сорванцы

Колокольцы – бубенцы!

(Звенит бубенчиками)

5 ребёнок – Он в чести у многих стран,

Громкий круглый барабан!

(Ребёнок ударяет в барабан)

6 ребёнок – Зазвучат как птичьи трели,

Звуки дудочки, свирели!

(Дети нежно свистят в дудочки и свистульки)

7 ребёнок – А кому знакома эта

Тарахтушка – кастаньета?

(Стучат кастаньетами)

8 ребёнок – Будет здесь играть для вас

Яркий, красный маракас!

(Шумят маракасами.)

9 ребёнок – В треугольники ударим –

Радость всем гостям подарим!

(Дружно звенят в треугольники)

Дети – мы для вас сыграем дружно,

Вам лишь только хлопать нужно!

«Музыканты» музыка и слова Г. Вихаревой.

 (Журнал «Музыкальная палитра» №1 /2011г. стр. 32)

Ведущий - А я знаю ребят, которые не только танцуют, но ещё и играют на музыкальных инструментах, только вот на каких?

Ребёнок: Как ударим дружно в ложки,

Как притопнем каблучком.

И сыграем, и станцуем,

И закружимся волчком!

Ведущий: Предлагаю поиграть с музыкальными инструментами.

Музыкальная эстафета  «Поиграй на металлофоне»

Участвуют 2 команды. На два столика выставляют металлофоны. Дети добегают до инструмента, проводят палочкой 2 раза и бегут обратно.

Ведущий - А я знаю ребят, которые не только танцуют, но ещё и играют на музыкальных инструментах, только вот на каких?

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестрёнки.

Поиграй и ты немножко

На красивых …

Дети – Ложках.

Ребёнок: Как ударим дружно в ложки,

Как притопнем каблучком.

И сыграем, и станцуем,

И закружимся волчком!

Танец с ложками «Снег снежок» русская народная мелодия

Ребёнок: Мы в саду своём любимом

Научились петь, плясать.

А ещё как музыканты,

Мы хотим для вас сыграть

Скоморох: Эй, берите инструменты:

Погремушки, бубенцы.

Звуки нашего оркестра

Полетят во все концы.

Ведущий: Праздник будет интересней,

Если мам возьмём в оркестр.

Мамы, вспомните те дни.

Когда были вы детьми.

Ведущая раздаёт родителям инструменты.

«Наш оркестр» сл. и муз. Н.Б. Караваевой.

Скоморох –  Ну, музыканты, ну молодцы, порадовали! Спасибо!

Ведущий – Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Они мелодичные, другие похожие на шум.

Дети: Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну!

Рёв слонов и мух жужжанье,

Топот, свист, мычанье, ржанье –

Звуки эти на заре

Записал я в Звукаре.  (А.Усачёв. Звукарик)

Ребёнок – Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный.

Музыкальная импровизация

«Апрель» (С. Маршак)

Апрель, апрель! На дворе звенит капель! (Треугольник)

По полям бегут ручьи – (Глиссандо по пластинкам металлофона)

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи  (Музыкальный молоточек)

После зимней стужи (Маракас)

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник (Ложки или барабан)

Стали птицы песни петь (Свистулька)

И расцвёл подснежник (Колокольчик)

Игра «Собери инструмент» (разрезные картинки)

 Ведущий - А вижу ребят, у которых на столе металлофоны. Интересно, они будут петь или играть на музыкальных инструментах? Ребята, расскажите, с каким музыкальным номером вы пришли к нам?

Ребёнок: Долго думали мы вместе

Как спеть песню интересней?

И сказал тогда Антон:

надо взять металлофон!

Ведущий  - Значит, вы сейчас будете  играть на металлофонах?

Я правильно вас поняла?

Итак, дети подготовительной группы исполняют  оркестр «Вальс – шутка»  Д. Шостаковича.

«Вальс – шутка» Д.Шостакович.

Ведущий  - Последние нотки, увы, прозвучали,

Хоть музыкой доброй наполнился зал

Сегодня мы даже немножко устали,

Но каждый, я думаю, много узнал!

Скоморох – Каждый день от души,

Песни пой, играй, пляши,

Музыкальною палитрой ты картину напиши!

Ведущий  - Давайте за руки возьмемся,

Давайте с музыкой сольемся,

Сердца забьются в унисон.

Пусть души наши озаряет,

Пусть никогда не замолкает

Прекрасных звуков стройный хор.

Подведение итогов проекта -  награждение активных участников.

Под песню «Гимн музыки» дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...