Квест- игра "Украшения для ёлочки". Методическая разработка.
методическая разработка (средняя группа)
Предлагаемая квест-игра «Украшения для елочки » проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста по теме: « Знакомство со свойствами и состояниями воды» .В ходе которой дети познакомятся со свойствами снега и льда и узнают почему лед бывает опасен для человека. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды, ее свойств, значения для всего живого, у детей формируются первоначальные естественно- научные представления. Данный квест реализуется в форме своеобразного сплава нескольких образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 693.13 КБ |
Квест-игра "Украшения для ёлочки" | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1368 г.Москвы
Методическая разработка
« Педагогическая находка»
Автор: Золотухина Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Москва, 2018 год
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
В мире столько всего интересного и любопытного, что все дети, начиная с возраста, когда они научились говорить, растут большими почемучками. Как занять ребенка, чтобы время прошло с пользой, и малышу было интересно?
Наряду с традиционными методиками обучения и воспитания все чаще пользуется популярностью квест-технология, или образовательный квест, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Обучение в форме игры- замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
В детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под таким название как игра по станциям, во время которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
По сути квест- это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники». Подобная форма не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, фантазии. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Квест имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога в игре -направлять детей, подвести к правильному решению, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке и организации образовательных квестов я определяю цели и задачи, которые будут реализовываться в ходе данного мероприятия, составляю сюжетную линию игры, оцениваю процесс деятельности детей и конечный результат, организую поисково-исследовательскую деятельность.
Как и любая технология ,квест имеет свою структуру:
- Организационный момент- вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя;
- Прохождение этапов-заданий. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
-Заключительная часть- подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков, итоговая рефлексия.
Описание материала: Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста по теме: « Знакомство со свойствами и состояниями воды» с разработкой квест-игры для детей средней группы «Украшения для елочки »,в ходе которой дети познакомятся со свойствами снега и льда и узнают почему лед бывает опасен для человека. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воды, ее свойств, значения для всего живого, у детей формируются первоначальные естественно- научные представления. Предлагаемая квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава нескольких образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
-игровой (дидактическая, подвижная);
-социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
-познавательно-исследовательской (окружающий мир).
С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:
- дидактические, подвижные игры;
- загадки;
- моделирование;
- экспериментирование.
При подборке опытов, я учитывала психологические особенности дошкольников средней возрастной группы. Детям среднего дошкольного возраста доступно уже сделать некоторые умозаключения после проведения опыта. Они проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Предварительная работа:
-оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
- оформление информационной папки для родителей « Безопасность зимой»;
- просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок»;
-просмотр видеофильма « Такие разные снежинки»;
-дидактические игры, способствующие реализации цели («Кому нужна вода?» «Где спряталась вода?», «Хорошо-плохо»);
-наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдение в группе за комнатными растениями;
-чтение художественной литературы: «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой, К. Чуковский «Мойдодыр», М. Булатова «Водичка-водичка»,
-беседы: «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды»
-опыты и эксперименты с водой («Почему тает снег?», «Изготовление цветных льдинок», «Спрячь игрушку в воде», «Нужен ли зимой растениям снег?», «Все ли вещества растворяются в воде?»)
Квест-игра « Украшения для елочки»
Инвентарь: письмо от Деда Мороза,картинки-силуэты снеговиков для игры « Найди такой же», картинка-паззл « Лед», записки с заданиями, флажок, иллюстрации « Опасности на льду», ведро с песком, ведро пустое, совочки, лупа, снежинки двух размеров трех цветов, картинки(снежинка, сосулька, вода, дом) для игры « Четвертый лишний», льдинки с замороженными в них бусинами в мешочке.
Цель: Совершенствовать знания детей о различных состояниях состояниях воды. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с состояниями воды в природе,
- расширение кругозора детей;
- уточнять представления детей о свойствах снега и льда.
- сформировать у детей знания о безопасном поведении на льду;
- помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и творческие способности детей;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления;
- развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
- развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушать товарища не перебивая;
- воспитывать в процессе игры сосредоточенность,отзывчивость, взаимопонимание, взаимовыручку;
- развивать двигательные навыки;
- стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Место проведения: площадка для прогулок на территории детского сада.
Ход игры: ( воспитатель с детьми подходит к елке на участке)
1.-Ребята, напомните мне, какое сейчас время года?...А какой месяц?....А какой скоро будет праздник?...Да, верно, скоро Новый год! А что же это мы с вами елочку-то не нарядили? Надо же готовиться к празднику! Ой, смотрите, на елочке что-то есть! Похоже, что это письмо от Деда Мороза.( разворачивает, читает)
«Здравствуйте, ребята!
Вам, чтобы елку нарядить, игрушки надо раздобыть
Припрятал их надёжно я..Но вы найдёте их, друзья!
Оставил я для вас подсказки.
Когда вы все их соберете, наряд для елочки найдете!
А снеговик поможет вам.
Такого же, как он, найдите. Куда покажет он, идите!»
Игра « Найди такой же» ( дети находят снеговика, на обратной стороне у него картинка- стол)
2.-Что ж, пойдем, куда велит снеговик.( идут к столу)
( на столе разрезанная картинка- паззл « Лед»)
- Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать? ( сложить картинку).
- Что же у нас получилось? - Что такое «лёд»?( замёрзшая вода). Смотрите, тут что-то написано! ( внизу картинки)
« Копай снежок, там где флажок,
Секретик ты найдёшь, дружок»
3.Свойства льда( дети с воспитателем идут к флажку, осторожно, не торопясь разгребают снег под ним варежкой и обнаруживают под снегом лед, а подо льдом картинки)
- Что мы обнаружили под снегом? ( лёд). А что вы видите подо льдом? Если мы можем сквозь лед видеть, значит лёд какой? ( прозрачный).
- Ребята, давайте осторожно достанем картинки из-подо льда.( Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий.)
- Посмотрите, что изображено на картинках. И что это за знак такой? ( запрещающий). Расскажите, почему то, что делают дети на картинках, опасно?
( дети при помощи воспитателя делают вывод, что лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.)
- Смотрите, тут еще одна подсказка:
«Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и в куличики играть.»
- Что это?(песок) А где у нас песок? ( в песочнице) Отправляемся к песочнице!
4. « Почему снег легкий?» ( за песочницей дети находят два ведра- одно с песком, другое пустое, совочки.
- Ребята, летом вы делали куличики из песка, а из чего их можно делать зимой? ( из снега). Возьмите совочки и насыпьте снег в ведерко. Тяжелое ведерко получилось? А какое тяжелее- с песком или со снегом? А как вы думаете, почему? Давайте возьмём немного снега и насыпем его на на этот лист бумаги. Теперь рассмотрите снег через лупу. Что вы видите? Из чего состоит снег? Да, снежинки падают с неба одна на другую. Вывод: снег- это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
-Если сжать снег, то лучики снежинок обломаются, они ближе прижмуться друг к другу, воздуха между ними станет меньше и комок снега будет тяжелее. Давайте, мы будем снежинки, а наши руки-это лучики.( моделирование- пушистый снег и плотный комок)
- Ребята, на дне ведра еще одна подсказка:
« На веранду ты иди и снежинку там найди»( идут на веранду, находят там снежинки)
5. Игра « Снежинки кружаться раз…»
( Снежинки одного размера вместе замри, одного цвета, сколько зимних месяцев в году, сколько лучей у снежинок, снежный ком). На большой снежинке подсказка: « Я кружилась, я летала, и на мостик я упала»)
-Идём к мостику!
6. Игра «Четвёртый лишний»( картинки- состояния воды,лишняя картинка- подсказка( дом))
7. В домике дети с воспитателем находят мешок с льдинками, в которых заморожены бусины)
- Ребята, мы нашли то, что спрятал Дед Мороз! А какие украшения можно сделать для елочки из бусин? А как же нам их достать из льдинок( сделать так, чтобы лёд растаял- принести его в помещение, в тепло).
8. Рефлексия.
-Что вам больше всего было интересно? Что вы узнали нового? Показалось ли что трудным? Вы довольны своим результатом? Тогда давайте отправимся в помещение, дождемся, когда лёд растает и сделаем бусы для нашей елочки!
По проделанной мною работе по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста по теме: « Знакомство со свойствами и состояниями воды» с разработкой квест-игры для детей средней группы «Украшения для елочки» могу сказать следующее: дети с желанием участвовали в несложных экспериментах, организуемых взрослым ,проявляя активность на протяжении всей деятельности, испытывали удовлетворение от положительного результата в совместной деятельности. Ребята научились устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды, познакомились со значением воды для всего живого, в частности, выяснили значение снега для растений. У детей расширились представления о свойствах снега и льда, также они узнали в чём опасность льда для здоровья и о безопасном поведении на льду.
В процессе квест-игры происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в ней как действующие лица. Упражнения с дидактическим материалом служили учебным целям и приобретали игровое
содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Использование элементов эксперементирования дало возможность детям почувствовать себя настоящими исследователями. Считаю, что в целом, мне удалось решить поставленные задачи и цель была достигнута.
Предварительный просмотр:
Квест-игра « Украшения для елочки»
(подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школы 1368 Золотухина А.Н.)
Инвентарь: письмо от Деда Мороза,картинки-силуэты снеговиков для игры « Найди такой же», картинка-паззл « Лед», записки с заданиями, флажок, иллюстрации « Опасности на льду», ведро с песком, ведро пустое, совочки, лупа, снежинки двух размеров трех цветов, картинки(снежинка, сосулька, вода, дом) для игры « Четвертый лишний», льдинки с замороженными в них бусинами в мешочке.
Цель: Совершенствовать знания детей о различных состояниях состояниях воды. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с состояниями воды в природе,
- расширение кругозора детей;
- уточнять представления детей о свойствах снега и льда.
- сформировать у детей знания о безопасном поведении на льду;
- помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и творческие способности детей;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления;
- развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
- развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушать товарища не перебивая;
- воспитывать в процессе игры сосредоточенность,отзывчивость, взаимопонимание, взаимовыручку;
- развивать двигательные навыки;
- стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Место проведения: площадка для прогулок на территории детского сада.
Ход игры: ( воспитатель с детьми подходит к елке на участке)
1.-Ребята, напомните мне, какое сейчас время года?...А какой месяц?....А какой скоро будет праздник?...Да, верно, скоро Новый год! А что же это мы с вами елочку-то не нарядили? Надо же готовиться к празднику! Ой, смотрите, на елочке что-то есть! Похоже, что это письмо от Деда Мороза.( разворачивает, читает)
«Здравствуйте, ребята!
Вам, чтобы елку нарядить, игрушки надо раздобыть
Припрятал их надёжно я..Но вы найдёте их, друзья!
Оставил я для вас подсказки.
Когда вы все их соберете, наряд для елочки найдете!
А снеговик поможет вам.
Такого же, как он, найдите. Куда покажет он, идите!»
Игра « Найди такой же» ( дети находят снеговика, на обратной стороне у него картинка- стол)
2.-Что ж, пойдем, куда велит снеговик.( идут к столу)
( на столе разрезанная картинка- паззл « Лед»)
- Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать? ( сложить картинку).
- Что же у нас получилось? - Что такое «лёд»?( замёрзшая вода). Смотрите, тут что-то написано! ( внизу картинки)
« Копай снежок, там где флажок,
Секретик ты найдёшь, дружок»
3.Свойства льда( дети с воспитателем идут к флажку, осторожно, не торопясь разгребают снег под ним варежкой и обнаруживают под снегом лед, а подо льдом картинки)
- Что мы обнаружили под снегом? ( лёд). А что вы видите подо льдом? Если мы можем сквозь лед видеть, значит лёд какой? ( прозрачный).
- Ребята, давайте осторожно достанем картинки из-подо льда.( Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий.)
- Посмотрите, что изображено на картинках. И что это за знак такой? ( запрещающий). Расскажите, почему то, что делают дети на картинках, опасно?
( дети при помощи воспитателя делают вывод, что лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.)
- Смотрите, тут еще одна подсказка:
«Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и в куличики играть.»
- Что это?(песок) А где у нас песок? ( в песочнице) Отправляемся к песочнице!
4. « Почему снег легкий?» ( за песочницей дети находят два ведра- одно с песком, другое пустое, совочки.
- Ребята, летом вы делали куличики из песка, а из чего их можно делать зимой? ( из снега). Возьмите совочки и насыпьте снег в ведерко. Тяжелое ведерко получилось? А какое тяжелее- с песком или со снегом? А как вы думаете, почему? Давайте возьмём немного снега и насыпем его на на этот лист бумаги. Теперь рассмотрите снег через лупу. Что вы видите? Из чего состоит снег? Да, снежинки падают с неба одна на другую. Вывод: снег- это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
-Если сжать снег, то лучики снежинок обломаются, они ближе прижмуться друг к другу, воздуха между ними станет меньше и комок снега будет тяжелее. Давайте, мы будем снежинки, а наши руки-это лучики.( моделирование- пушистый снег и плотный комок)
- Ребята, на дне ведра еще одна подсказка:
« На веранду ты иди и снежинку там найди»( идут на веранду, находят там снежинки)
5. Игра « Снежинки кружаться раз…»
( Снежинки одного размера вместе замри, одного цвета, сколько зимних месяцев в году, сколько лучей у снежинок, снежный ком). На большой снежинке подсказка: « Я кружилась, я летала, и на мостик я упала»)
-Идём к мостику!
6. Игра «Четвёртый лишний»( картинки- состояния воды,лишняя картинка- подсказка( дом))
7. В домике дети с воспитателем находят мешок с льдинками, в которых заморожены бусины)
- Ребята, мы нашли то, что спрятал Дед Мороз! А какие украшения можно сделать для елочки из бусин? А как же нам их достать из льдинок( сделать так, чтобы лёд растаял- принести его в помещение, в тепло).
8. Рефлексия.
-Что вам больше всего было интересно? Что вы узнали нового? Показалось ли что трудным? Вы довольны своим результатом? Тогда давайте отправимся в помещение, дождемся, когда лёд растает и сделаем бусы для нашей елочки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспект занятия по рисованию для детей 2-3 лет «Ёлочка для зайчика»
Формировать сенсорные эталоны;Закреплять знания о цвете, форме;Развивать умения ориентироваться в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, память.Воспитывать желание помочь ближнему....
«Методическая разработка «Педагогическая находка» Интерактивное занятие: «В лесу родилась ёлочка…»
Привлечение внимания воспитанников к проблеме сохранения ели через знакомство с историей праздника Новый год...
методическая разработка "В гости к ёлочке"
Сценарий новогоднего праздника для детей первой младшей группы...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности на тему: «Ёлочка» (группа раннего возраста)
Знакомить с особенностями внешнего вида елки, с традициями празднования Нового года- украшение зеленой елочки игрушками....
Методическая разработка по рисованию в младшей группе "Праздничная ёлочка"
рисование6 "Ёлочка"...
Методическая разработка.Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духо...
Методическая разработка квест – игры на тему: «Квест к Королеве Математики»
Методическая разработка квест – игры на тему: «Квест к Королеве Математики»...