Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
консультация по теме
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №189 «Солнышко»
Консультация для педагогов
«Приобщение детей к истокам
русской народной культуры через
театрализацию русских народных сказок»
Подготовила:
Складчикова Г. П.
воспитатель первой
квалификационной категории
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по сере, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.
Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имею преимущество - они очень целомудренно и
ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек-матерей.
Цель театрализованной • деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.
3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.
4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группах должны быть созданы:
- театрализованная зона с различными видами кукольного театра (настольный театр «живой куклы», театр на прищепках, театр на конусах, на цилиндрах, театр ложек, би-ба-бо, театр из бросового материала, театр на фланелеграфе и другие);
- уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один,
«прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;
- ширма для показа всех видов кукольного спектакля.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества можно предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Дети учатся быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки можно подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставить перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, а высший этап – инсценирование».
В работе можно использовать различные методы:
- Наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
- Словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
- Игровой метод (игры - драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры);
- Практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературы, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озадачены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, в детском саду можно возродить забытые календарные праздники, Рождество, Масленицу, Пасху.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»
Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для педагогов«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....
Консультация для педагогов "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие, родные люди, окруж...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"
laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...