Страничка для родителей
консультация

Кушхова Оксана Хусеновна

image

Предлагаю небольшую подборку рекомендаций, полезных  советов и консультаций для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Автор: Кушхова Оксана Хусеновна – воспитатель ДО№2 МКОУ «СОШ№1» г.п.Залукокоаже Зольского района КБР

Цель: рекомендации для родителей при проведении различных занятий для успешного всестороннего развития и воспитания своего ребёнка.

Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОО

Основа к школьному обучению должна быть заложена в дошкольном возрасте родителями. Родители должны понимать, чему и как следует учить дошкольника, работа должна быть последовательной и целенаправленной. Следует учить ребёнка трудиться, преодолевая трудности, думать, владеть речью для общения с окружающим миром. Воспринимать окружающий мир. Успешно усваивать новые знания, умения. Воспитывая и обучая ребёнка, родители не должны забывать, что занятия должны быть интересные, нескучные, эмоционально яркие, захватывающие, чтобы вызывать положительные эмоции у детей, их интерес и общительность, участие. Так, по выходным, можно с детьми выйти на экскурсию в парк, лес. Ребёнок заранее предвкушает радость от возможности побыть вместе с родителями, общение с ними, возможность наблюдать за красотой природы, возможность потрудиться (например, в парке покормить птичек), заняться спортом (например, бег на скорость). Ребёнок должен чувствовать атмосферу доверия, душевного контакта с родителями, им, как и ребёнку, должно быть весело и интересно. Нельзя применять наказание трудом, занятиями. Мама говорит: «Не вытер пыль со стола – в воскресенье не идёшь гулять с нами в парк». Ребёнок так ждал этот день.

Проводя с ребёнком занятие, следует заранее учитывать, интересно ли это будет ему, учитывать возрастные возможности, как ребёнка, так и свои. Ни в коем случае нельзя перегружать ребёнка по времени проведения занятий, ни навязыванием слишком большим объёмом информации и не посильной по возрасту. Это только разовьёт в ребёнке апатию, пассивность, неуверенность в себе.

Важно, чтобы родители правильно выбирали игры, считаясь с возрастными особенностями ребёнка. Дети получают знания об окружающем мире в основном через игру. Играя, дети должны сами быть активны, думали, участвовали, получали позитив. Посещая садик, ребёнок меньше времени проводит с родителями, но даже вечером, почитав поучительную сказку на ночь, можно обсудить её, сделать соответствующие выводы. Как уже отмечалось выше, по выходным, когда родители и ребёнок дома, можно и нужно как можно чаще совершать прогулки на природу.

Заранее поставить цель прогулки: то ли показать рассвет, закат, то ли растения парка, то ли птицы в парке. После прогулки пусть дети поделятся своими впечатлениями: кто-то из них расскажет словесно, кто-то нарисует, кто-то прочитает стихотворение. Красота природы должна эмоционально воздействовать на ребёнка. Внимательный, добрый ребёнок никогда не обидит и поможет птичке, зверьку, попавшему в беду.

При проведении любого занятия, следует помнить родителям, что чем меньше ребёнок, тем меньше времени оно должно занимать. Так, у трёхлетнего ребёнка, и внимание, и память, и усидчивость – минимальны, поэтому занятие длится 10-15 минут. Важно не переутомлять его, не вызывать негативного отношения к занятиям уже с этого раннего возраста. Взрослеет ребёнок – увеличивается время занятий. Важно знать родителям, что нельзя использовать принцип серьёзности занятий. Ребёнок, как губка, будет впитывать знания и умения в игровой форме. Учебный процесс не должен проходить угрюмо, требовательно. Познавательный интерес будет выше, если по содержанию выбираются задания, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Ребёнок должен видеть результаты своей работы, гордиться собой, что что-то сделал сам, воспитывается самостоятельность, трудолюбие, активность, уверенность в своих силах, общительность. Непосильные задания вызывают агрессию, неуверенность, пассивность, замкнутость ребёнка. Занятия с детьми должны проводиться родителями не от случая к случаю, а регулярно (например, 2-3 раза в неделю) или (утром или вечером), в зависимости от времени работы родителей. Использовать любимые игрушки ребёнка (например, на экскурсию в парк сын или дочка берут своего любимого медвежонка). И на прогулке много говорил с ним, как с другом. Играя с ребёнком трёх лет, важно знать и помнить, что занятие длится 10 минут. Поэтому в основном работает взрослый, а ребёнок только помогает. Так, мама берёт куклу и говорит.

Мама: «Дай мне кофту, наденем на куклу».
Ребёнок подаёт.
Мама: «А теперь штанишки».
Ребёнок подаёт.
Мама: «А теперь шапочку, шубку, варежки».
Ребёнок подаёт.
Мама: «На тебе куколку. Куда мы её так одели тепло?»
Ребёнок: «Гулять».
Ребёнок кладёт куклу в коляску и возит по комнате. Ребёнок рад.
По возможности, важно добиться, чтобы маленький ребёнок учился проговаривать сам слова (шапочка, кофточка).

На следующее занятие можно дать задания:
1. С наглядно – действенным мышлением.
Мама: «Достань шарик».
Ребёнок берёт стульчик, чтобы выполнить задание мамы.
2. По развитию воображения. Используется игра «Угадай, кто я?». Поочерёдно, то ребёнок, то взрослый изображают животных (собаку, кошку).
3. По развитию восприятия. Игра «Собрать и разобрать пирамидку».
4. Самостоятельное рисование (умение держать карандаши, правильный выбор цвета).
Важно развивать тактильно – двигательное восприятие. В мешочке лежат шарики и кубики. Мама держит в руке шарик.
Мама: «Что у меня в руке?»
Ребёнок: «Шарик».
Мама: «Найди его в мешочке».
На ощупь ребёнок находит шарик и вынимает из мешочка.
Чтобы ребёнок получал представление «один», «много», можно провести игру. Мама берёт один карандаш.
Мама: «Сколько у меня карандашей в руке?»
Ребёнок: «Один».
Мама: «Возьми столько же».
Ребёнок берёт один карандаш.
Потом мама берёт в руку несколько карандашей.
Мама: «Сколько теперь у меня в руке карандашей?»
Ребёнок: «Много».
Мама: «Возьми столько же».
Ребёнок берёт.
Мама: «Молодец! У меня один карандаш и у тебя. У меня много и у тебя».
Для ориентировки в пространстве можно вечером поиграть с ребёнком в фонарик. В тёмной комнате мама включает фонарик.
Мама: «Где зайчик?»
Ребёнок: «На потолке».
Мама: «А сейчас где?»
Ребёнок: «На полу».
Мама: «А сейчас?»
Ребёнок: «В углу».
А потом сам ребёнок играет фонариком и восторженно говорит: «Зайчик вверху, зайчик внизу и т.д.»
С ребенком среднего дошкольного возраста задания усложняются, и время проведения увеличивается (до 20 минут). Так, можно провести игру на память и внимание «Чего не стало?» На столе карточки с изображением предметов. Ребёнок внимательно смотрит, запоминает. Мама убирает карточку с одним из предметов, пока у ребёнка закрыты глаза. Через время он должен сказать, какой карточки с изображением предмета не стало.

В конце любого задания необходимо дать краткую оценку того, что было сделано, чему малыш научился. Правильно выбранные занятия в игровой форме подготовят ребёнка к школьному процессу. Ведь в старшем дошкольном возрасте ребёнок выполняет уже 2 – 3 задания в течение 25 минут. Он больше думает, делает, анализирует самостоятельно. Видит результат своей работы, радуется своему успеху. Важно помочь ребёнку, если что-то у него не получается. Ребёнок не должен разочароваться, потерять интерес, опустить руки. Ребёнок не должен получить со стороны родителей отрицательные реакции на неудачи. Это породит у ребёнка страх перед трудностями, неуверенность в своих силах, свою никчемность в обществе. Только успех стимулирует его к деятельности. Поощрение – стимул в работе родителей. Но следует помнить, что нельзя слишком много, бездумно поощрять, а также помнить, что маленьких – чаще, а старшего дошкольного возраста – реже. Важно научить ребёнка правильно самому относиться к неудачам. Неудачи будут, и важно обдумать, решить их, спокойно идти к преодолению их. Так, ребёнок формирует у себя правильную самооценку, уверенность в своих силах. При любой деятельности в садике, школе ребёнок быстро ориентируется, включается в процесс, радуется успеху, и если что-то не получается – не теряется, а находит правильные пути решения проблемы. Во взаимодействии с другими детьми, взрослыми, у ребёнка продолжает вырабатываться оценка и самооценка.

Важно, чтобы еще в семье через чур не "залюбить" ребёнка, не переоценить его. Иначе разовьётся у ребёнка завышенная самооценка и в дальнейшем станет эгоистом, не добрым по отношению к друзьям. Также не выработать и заниженную самооценку, так как, тогда ребёнок растёт неуверенным в себе, замкнутым, пассивным, скрытным. Важно родителям внимательно присматриваться к своему ребёнку, зная его индивидуальные особенности, и развивать его, как всесторонне развитую личность.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИГРЫ

Если трёхлетние дети играют в самые простые игры, например, такая, как «Угадай, кто это?» (изображая кошку, собаку), то в средней группе уже такого рода игры усложняют.

1. Игра «Найди ошибку» (развитие логического мышления у детей 4-5 лет)
Мама показывает игрушку-собачку.
Мама: «Собачка читает?»
Ребёнок: «Нет».
Мама: «Собачка лает?»
Ребёнок: «Да»
Мама: «Подбери слова, которые подходят к собачке».
Ребёнок: «Бежит, прыгает, ест и т.д.»

2. При проведении игры «Доскажи слова» с ребёнком 4-5 лет развивается слуховое внимание.
Мама (говорит): «Ра, ра, ра – начинается иг…»
Ребёнок (говорит полностью слово): «Игра»
Мама: «Ры, ры, ры – у мальчика ша…»
Ребёнок: «Шары»
Мама: «Ре, ре, ре – стоит дом на го…»
Ребёнок: «Горе»

3. На прогулке в парке, лесу можно поиграть с ребёнком 4-5 лет в игру «Когда это бывает?». Мама читает загадку или небольшое стихотворение о времени года, ребёнок отвечает. А 5-6 –летний ребёнок уже сможет аргументировать, почему именно это время года он выбрал.

4. Также на прогулке 4-5-летнему ребёнку можно предложить задание «Облака» (развивается творческое воображение).
Мама: «Посмотри на небо, обрати внимание на облака. На что они похожи?»
Ребёнок: «На мишку, на вату, на капельку»

5. Для детей старшего дошкольного возраста для развития воображения можно родителям поиграть дома в игру «Поварёнок».
Мама ставит на стол кастрюлю.
Мама: «Мы сегодня сварим суп для нашей семьи. Что для этого надо?»
Ребёнок (даёт полный ответ): «Нужна картошка» (берёт ее и кладёт в кастрюлю).
Мама: «А ещё что?»
Ребёнок: «Морковь» (берёт и кладёт в кастрюлю).
Мама: «И это всё?»
Ребёнок: «Лук» и т.д. Важно похвалить ребёнка при участии коллективного приготовления пищи для семьи.

6. Для развития ориентации у детей 5-6 лет можно провести игру «Колокольчик».
Мама звонит в колокольчик, у ребёнка закрыты глаза. Ребёнок определяет, откуда слышен звук (слева, справа, снизу, сверху).

Существует различное множество развивающих игр. Важно родителям правильно подобрать их по возрастным особенностям.

Дети 5-7 лет – старшие дошкольники уже стремятся быстрее пойти в школу. Родители должны чётко понимать, что и игры, и занятия должны подбираться и проводиться с ними с учётом того, что ребёнок сам больше работает, думает, запоминает, полно и осмысленно говорит.

7. Так, можно провести игру на развитие логического мышления «Игрушка».
Мама бросает ребёнку мяч.
Ребёнок ловит и тотчас говорит слово, относящееся к игрушкам (кукла, машинка, юла, мяч и т.д.).
В дальнейшем можно провести такую же игру на тему: «Одежда».

8. Игра «Что лишнее?» (на логическое мышление).
Мама раскладывает карточки на столе с изображением времён года (июль, декабрь, февраль, январь).
Мама: «Какая карточка лишняя? Почему?»
Ребёнок: Карточка с изображением июля, так как остальные зимние месяцы.
Мама: «Попробуй сам подобрать мне задание, чтоб я отгадала».
Ребёнок выбирает.

9. Игра «Вверху, внизу» (умение ребёнка ориентироваться в пространстве).
Мама называет слова (яма, солнце, песок, море, тапочки).
Ребёнок пальцем руки указывает вверх или вниз, в зависимости, где находится предмет.
Мама: «А теперь давай поменяемся местами. Ты называешь слова, а я указываю пальцем «вверх, вниз»

10. Игра «Угадай по запаху» (развитие мышления, умение рассуждения).
Мама заранее разрезает лимон на кухне, куда вскоре приглашает ребёнка.
Мама: «Какой предмет спрятан здесь?»
Ребёнок: «Лимон»
Мама: «Как ты догадался?»
Ребёнок: «По запаху»
Мама: «Нарисуй и раскрась его».

11. Игра «Пары слов» (развитие мышления, ассоциация слов, скорость в выборе слов).
Мама называет слово «лето».
Ребёнок: «Цветы».
Мама: «Школа»
Ребёнок: «Ученики»
Мама: «Огород»
Ребёнок: «Морковь»

12. Игра «Волшебный мешочек» (развитие мышления, рассуждение, развитие речи).
Мама: «Тебе необходимо вытащить любую игрушку из мешочка».
Ребёнок (вытягивает мишку): «Мишка».
Мама: «Какой он? Опиши его»
Ребёнок (описывает своими словами): «Мягкий, нос чёрный, язычок красный и т.д.»
Мама: «А можешь ли ты назвать сказку о медведях?»
Ребёнок: «Три медведя», «Маша и медведь».
Мама: «Расскажи кратко любую сказку»
Ребёнок рассказывает.

13. Игра «Паровозик» (логическое мышление).
Мама на плакате рисует паровоз с 4 вагонами.
На первом вагоне - капуста.
Во втором вагоне – морковь.
В третьем – картофель.
В четвёртом - ?
Мама: «Что бы ты поместил в пустой вагон?»
Ребёнок: «Лук»
Мама: «Почему?»
Ребёнок: «В трёх вагонах – овощи».

Из этих примеров мы видим, что дети старшего дошкольного возраста уже сами способны осознанно думать, решать, выбирать, аргументировать свои те или иные действия. И это сыграет большую роль в успешном овладении знаниями в школе.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

10 ПРАВИЛ http://www.sad1972.ru/images/photo1553.gif

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

1. УСТАНОВИТЕ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ. САМООБЛАДАНИЕ. СПОКОЙСТВИЕ. ТАКТ.

2. ПРОЯСНИТЕ ВАШИ ТРЕВОГИ. НЕ СТРОЙТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ. КРАТКО ОПИШИТЕ ПРОБЛЕМУ, ПОЧЕМУ ВАС ЭТО ТРЕВОЖИТ И КАКОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЫ ОТ НЕГО ОЖИДАЕТЕ.

3. ПООБЕЩАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ВМЕСТЕ.

В ИДЕАЛЕ, ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЛЕНАМИ ОДНОЙ КОМАНДЫ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ УСПЕХА.

4. ПОТРЕНИРУЙТЕ С НИМ НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРИЗВАНО ЗАМЕНИТЬ ПРОБЛЕМНОЕ, ЧТОБЫ ОН ЗНАЛ, КАК ПРАВИЛЬНО ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

5. ИСПРАВЛЯЙТЕ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КАК ТОЛЬКО ОНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ.

6. ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯЙТЕ УСПЕХИ СВОЕГО РЕБЕНКА НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ.

7. СООБЩИТЕ РЕБЕНКУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ. ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЗВЕШЕННЫМИ, СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА И ПРОСТУПКУ, О НИХ СЛЕДУЕТ ОБЪЯВИТЬ ЗАРАНЕЕ.

8. ПРИМЕНЯЙТЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ В СЛУЧАЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ. БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ!

9. ПООЩРЯЙТЕ ПОПЫТКИ ВАШЕГО РЕБЕНКА ВЕСТИ СЕБЯ ХОРОШО.

10. ПОЗДРАВЛЯЙТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА С УСПЕХОМ КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА ВИДИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. 

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сократ.


В настоящее время возрастает актуальность здорового образа жизни, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10 % обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20 % - состоянием окружающей среды, на 20 % - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни – как раз та тема, об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить детей заботиться о своем здоровье? Как…?
Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, воспитателей, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми и закалёнными.
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, мотивацию здоровью, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_02630bebcf1e56d6c7d2db081bf30ee4.jpg.jpg

Так что же такое здоровье и здоровый образ жизни?

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения).
Здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
В подобной системе должны взаимодействовать три субъекта: семья, ребенок, педагог. Формировать основы здорового образа жизни, мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления нужно не только у детей, начинать нужно с семьи. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Для сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определенную системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ, по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ. Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_81fd4465d3fa7423d8bfdd52a17fda6c.jpg.jpg

Составляющие факторы здорового образа жизни

1. Режим дня.
2. Сон.
3. Рациональное питание.
4. Гигиена.
5. Движение.
6. Эмоциональное состояние.

  1. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
    Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются такие качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_2a0e8318f06e8c73ad61e10f1fc1cd8f.jpg.jpg


  1. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами.
    Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна - примерно два часа.
    Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:
  • Удобная постель.
  • Тишина.
  • Затемнение окон.
  • Приток свежего воздуха.
  • Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна.
  • Предварительная прогулка на свежем воздухе.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_4e289b4c3bed34a2f546e8688d549c1c.jpg.jpg


  1. Питание - это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.

Питание - это одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни. Для обеспечения правильного питания необходимы наличие в пище всех нужных ингредиентов, рациональные режим питания и распределение пищи по калорийности в течение дня. Традиционно 4-х разовое питание. Для восполнения дефицита витаминов обязательно включать в рацион свежие овощи, фрукты, соки, а также продукты, обладающие радиопротекторными свойствами (защищающими от радиации – свекла столовая, облепиха, черноплодная рябина, шиповник, черника, клюква). Дефицит натуральных фруктов можно восполнить за счет сухофруктов. Употребление искусственно приготовленных (рафинированных) продуктов следует ограничить.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_39374b5cc689d7dae2fb6408ac6d23c6.jpeg.jpg


  1.  Гигиена - это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.
    Гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, поддержание порядка в окружающей обстановке. Гигиенические навыки включают в себя:
    • Закаливание.
    • Занятия физическими упражнениями.
    • Уход за телом.
    • Использование рациональной одежды и обуви.
    Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Оказавшись на свежем воздухе, не забывайте походить босиком.
    Ванна, душ, купание – прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж. Вода тонизирует, укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение организма – поэтом душ надо принимать ежедневно. Приучайте ребенка к воздушным ваннам, делайте массаж сухой щеткой.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_23b537efe2a223dcf0a28e8abe36783b.jpg.jpg


  1. Движение - это состояние, противоположное неподвижности, покою, это биологическая потребность растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц.
    Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения.
    Многие ученые главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания.
    Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
    Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль взрослых, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_b6ca85a6ae496027ff76b30bd16cbf78.jpg.jpg


6. Основным условием  профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/11/79045_0bda553704f1ca66d98f919bec8d491a.jpg.jpg


Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в семье. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей:
• Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
• Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.
• Пребывание на свежем воздухе, не менее двух - трех часов в день.
• Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, чтобы ночной сон был в одно и то же время.
• Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные, когда ребенок находится с родителями).
Каждый малыш должен расти здоровым, но, чтобы этого добиться, надо приложить определенные усилия не только педагогам ДОУ, но и родителям, и самому ребенку.
Проблема профилактики здоровья, здорового образа жизни одна из самых актуальных. Перед нами, взрослыми, стоит важная задача – воспитать ребенка крепким и здоровым. И от этого насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависят в дальнейшем реальный образ жизни и здоровья человека.

Здоровья вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Опытно -   экспериментальная деятельность детей дома»

https://previews.123rf.com/images/memoangeles/memoangeles1404/memoangeles140400014/27566004-Scientist-kids-Vector-clip-art-illustration-with-simple-gradients--Stock-Photo.jpg

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Детское  экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно. 

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

 Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
любое место в квартире может стать метом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во  время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.   Разрешите ребенку  играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?


Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?

Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_22/215/d-214084/214084_html_2dc85c93.jpg

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Предлагаем несколько занимательных опытов и  экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.

 Опыт. Цветы лотоса.

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

  Опыт. «Подводная лодка».

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая Исоленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт со свечой.

Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

 Опыт Соломинка-пипетка.

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Опыт Домашние леденцы  «Сладкие кристаллы».

Поиграйте с вашими детьми в кулинаров – очень увлекательное занятие!!!  Готовьте дома вместе со своими детьми!!! Вспомните, не так ли поступали наши бабушки и прабабушки! Предложите ребенку приготовить домашние конфеты «Сладкие кристаллы».  Растворите в стакане теплой воды пол стакана сахара. Возьмите ложку или вилку и привяжите к ней чистую нитку с большим узелком на конце.  Положите эту ложку сверху стакана, поперек, а конец ниточки опустите в сахарный раствор. Важно!!! Нитка не должна касаться стенок стакана!!!  Ни по бокам, ни снизу!!! Наберитесь терпения и ждите пока  вода испариться! Весь процесс займет несколько  дней, сколько точно сказать трудно, так как это зависит от температуры и влажности воздуха в вашем доме. Возле батареи процесс идет значительно быстрее. Когда вода из стакана  испариться,  сахар налипнет на нить, принимая причудливые формы.  Все!!! Сладкие кристаллы можно пробовать. Вкусно? «Сладкие кристаллы» – замечательные экологически чистые конфеты!!! Без красителей и другой химии!!! Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Можно, в принципе, добавить и пищевой краситель, но это если у вашего ребенка нет аллергии. Тогда получатся  «Сладкие кристаллы»  с разным вкусом и цветом. Я не добавляю. Я вообще за минимизацию всего искусственного в пище.

Мыльные пузыри http://zapogi.ru/eimlza/%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE+%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%BC+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BEa/26055_html_m1c7613fa.gif


Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

 «Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

 «Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

 «Упорная воронка»
Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!
Нам понадобятся:
- 2 воронки
- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
- пластилин
- кувшин с водой
Подготовка:
1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: "У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".
3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.
Результат:
Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.
Объяснение:
В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.
Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

«Сортировка»
Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Нам понадобятся:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
- помощник
Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение:
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

«Гибкая вода»
В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.
Нам понадобятся:
- водопроводный кран и раковина
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
Подготовка:
Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой".
2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.
3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?
Результат:
Струя воды отклонится в сторону шарика.
Объяснение:
Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
  Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

http://dou5.goroo-zori.ru/wp-content/uploads/2017/02/22.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка для родителей

Памятки для родителей с дополнительной полезной информацией...

Психологическая страничка для родителей "Кризис трех лет"

Советы родителям, как вести себя с ребенком кризиса трех лет.  В материале представлена информация: как проявляется кризис трех лет, причины возникновения, значения кризиса и чем его полезность и...

Информационная страничка для родителей Зачем нужен логопед?

Знакомство родителей с профессией учителя-  логопеда....

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста "

На страничке для родителей представлена консультация о загадках, их правильном подборе для ребёнка с учётом его возраста и развития. Даны рекомендации о том, как использовать загадки в повседневной жи...

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Домашний театр - хорошая традиция для вашей семьи"

На страничке для родителей представлена консультация о роли театрального искусства в жизни семьи, даны советы по возрождению  домашних  представлений, прекрасной традиции, интересной и яркой...

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...