Статья «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Михайлова Ирина Витальевна

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.  Перед педагогами стоить задача уже в дошкольном возрасте формировать позиции самостоятельности, активности ,инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, современным творческим созиданием и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья174.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Алёнушка» п.МКК г. Рудни Смоленской области

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ

 «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»

Музыкальный руководитель: Михайлова И.В.

C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\2 самера\Михайлова ФОТО\DSC02798.JPG

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.  Перед педагогами стоить задача уже в дошкольном возрасте формировать позиции самостоятельности, активности ,инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, современным творческим созиданием и др.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижении поставленной цели. Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты дошкольной ступени также обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество.

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае – значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников,  получить ощутимый результат интеграция на основе единого проекта. В дошкольном образование метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.  Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, замысел. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ОДО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ОДО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и втягивать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В образовательной практике выделяются следующих основные этапы работы над проектам:

  • Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  • Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (педагогу, родителю)

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы, оборудование, пособия использовать;

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  • Выполнение проекта (практическая часть).
  • Публичное представление продукта проектной деятельности.
  • Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Как правило, темой проектов (чаще ее определяют педагоги) становится раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе самих детей, что иногда случается, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых. Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов:  « Что я уже знаю об этом?», « Что хочу знать», «Что надо для этого сделать?». Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентаций.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например,  в младшем дошкольном возрасте они определяются так:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе в педагогом)

 - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт)

В старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево - игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками, например: « Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».

В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности: проекты комплексные – выставка творческих работ и праздник « Моя родина – Россия!», «Космонавты живут на земле», «День птиц», «Книжкина неделя»; Творческие – спектакль для малышей, вернисаж « Красивое своими руками», «Концерт для мам»; практико-ориентированные – благоустройство группы, оформление и уход за клумбой; индивидуальн2ые  - «Зверье мое», «Моя семья»; групповые  -«Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы любим спорт»; исследовательские – «Почему болеют дети?», «Что мы знаем о воде?» и др.

Все обучение не должно сводиться только к проектной деятельности, какой бы продуктивной она не была. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до 5 проектов, среди которых краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность, и др. Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца, дожжен быть осязаемый продукт проектной деятельности( макет, выставка, альбом, праздник и др.) Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту с указанием видов коллективной деятельности и, через которые реализуются отдельные этапы, задачи проекта и матрицу проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоя...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»

Обеспечивание условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике технолог...

Семинар - практикум «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»

Данный материал поможет повысить методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования, будет способствовать творческому поиску и внедрению педагогических инноваций....

Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»

Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте....

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...