Создание ситуация успеха – важное условие развития успешной личности ребенка.
консультация

Нестеренко Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание ситуация успеха – важное условие развития успешной личности ребенка»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. Что следует понимать под словом "успех" в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого надо использовать воспитателю в своей работе. Попробуем разобраться.

Создание ситуации успеха для детей любого возраста было актуально во все времена. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, У. Глассер, Август Соломонович Белкин и многие другие выдающиеся педагоги делали вывод о том, что переживание успеха необходимо каждому ребенку.

К.Д. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости.

Доктор педагогических наук А. С. Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

Что такое успех? Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.

Применительно к дошкольникам, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

          В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

 Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

-признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

-признание личности ребенка в целом.

А. Белкин отмечает, что если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. Данная проблематика отражена в работах В. Питюкова, Н. Щурковой, которые под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

 Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза.  Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

- снятие страха («Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач»; 

- мотивация деятельности;

- авансирование («Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…»);

- скрытая инструкция («Лучше начать с…», «Обрати внимание на…»);

- «персональная исключительность» («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…»);

- педагогическое внушение (эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д.)

- позитивная и искренняя оценка полученного результата («Особенно у тебя хорошо получилось…»).

Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

2.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: Просвещение, 1991г.

3.Взаимодействие дошкольного учреждения

с социумом: практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003

4. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб. -метод. пособие — М., 2001.

5.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972

6.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк. 1988

7.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974-569.

8.Щуркова Н. Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха. М.: 1997.92с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка"

Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе....

Мастер-класс "Создание ситуации успеха, в условиях реализации ФГОС ДО"

Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в детском саду....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Приобщение дошкольника к искусству, как важный фактор развития гармоничной личности ребенка

Приобщение дошкольника к искусству, на мой взгляд, считается немаловажным фактором в формировании развития гармонично развивающейся личности ребенка. Что дает это формирование интереса к искусству у р...