Ситуация успеха как условие положительного формирования личности ребенка
консультация

Елена Михайловна Мартыненко

Что такое успех для дошкольника и как он влияет на развитие личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx316.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Ситуация успеха как условие успешного формирования  личности дошкольника»

 

   В настоящее время слово «успех» -  одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах,  когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употребления этого слова привела к его девальвации. Она стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают.  При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным.  Философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление (Р.Декарт, Г.Гегель, Л. Витгенштейн и др.) Все они  сходились  в том,  что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека,   его деятельностью,  выраженной через достижения.

 Успех - это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.

 При этом важно обратить внимание на сущностные  характеристики этого понятия. Во- первых у него включается только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы, как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, фортуной, удачей -  некой манной небесной,  свалившийся на человека без приложения каких-либо усилий

Что значит успех для ребенка дошкольного возраста.

  Применительно к дошкольникам с социальной, педагогической и психологической точек зрения,  успех -  это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и  результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

   В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя).  На разных этапах психического развития он по-разному реагируют на нее.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_b51398dbf8cbf3d7e4c8ccdac0f2c0d9.jpg

       Установлено,  что в 3-5 лет у дошкольников наблюдается так называемые неспецифические реагирования, в 6-7 – специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а  неуспеха - ее понижению.

    Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

-  признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

-  признание личности ребенка в целом.

       При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить,  что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольников формируются новые, более сильные мотивы деятельности,  меняются уровни самооценки и самоуважения. А.Белкин отмечает, что если ситуация успеха становится для  ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

        Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности  мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослым, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакций.

    Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяют максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. Данная проблематика отражена в работах В. Питякова,  Н. Щурковой, которые под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

       Анализируя влияние ситуации успеха на чувственную сферу ребенка,

Н. Щуркова отмечает, что, переживая ее, он испытывает чувство собственного достоинства (он стоит чего-то как человек). К  тому же ситуация успеха порождает удовлетворение жизнью на данный момент, а это не что иное, как счастье в одном из его понятий.

Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха.

       Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. Казаковой,

А. Тряпицыной, являются:

- диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);

- анализ (насколько значительны возможности ребенка,  хватает ли ему поля деятельности)

- прогноз (кто из детей имеет преимущество, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);

- проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

     Выделяя условия создания ситуации успеха,  на 1 место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие  интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза (А.Лопатин, В.Питюков, Н. Щуркова). Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей. Пичугов предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

     Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, -  осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах,  в положительном конечном результате.  Вербализуется  это в следующих фразах: «Для тебя это просто,  однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»,  «Люди учатся на своих ошибках и находит другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляет его действия и желание выполнить задание.

Внесение мотива -  вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается.  Системообразующим  качеством личности выступает ее направленность.  Именно в направленности выражаются цели, во имя которых личность действует, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности.  Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

 Авансирование успешного результата – вербализуется  в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…»,  «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…»,  «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность,  внимательность,  скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые педагог может опереться.

Скрытая инструкция - по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («лучше начать с…», «Обрати внимание на…»).

 Персональная исключительность. Содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты мог бы…», «Только тебе я могу доверить…»),  что возлагает ответственность и мобилизует личность.

 Педагогическое внушение - эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъема, желания действовать и так далее.

 Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок чувствует радость успеха - предусматривает как оценку целостного продукта деятельности,  так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например,  использование необычного способа,  красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось….».

     Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

 - снятие страха

- мотивация деятельности

- авансирование

- скрытая инструкция

- персональная исключительность

- педагогическое внушение

- позитивная и  искренняя оценка полученного результата.

   Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха,  взрослые тем самым способствует формированию у него мотивации достижения, в том числе достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а  приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5-6 лет.

    Приобретённая потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется.  Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека,   его психическое развитие и  жизнь в целом.

   Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_f221c8e039a5ecb8d165552cd56b5708.jpg 

Подготовила: Мартыненко Е.М.

ст. воспитатель МДОАУ № 192

Рассмотрим на  примере  образовательной   деятельности

в 2 -й  младшей группе действия воспитателя по созданию ситуации успеха на занятии.

                           Лепка «Бублики, баранки»

 Образовательные задачи:

- закреплять  умение  разделять столбик (цилиндр) на 2 части и замыкать их в кольцо;

- формировать умение делить пластилин на разные по размеру части и раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины;

- развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику, творческие способности.

 Ход образовательной ситуации:

Этап

Дидактические задачи этапа

Содержание

Введение в ситуацию

- Мотивировать детей на включение в творческую деятельность

- Уточнить понятия «один», «много»

Воспитатель собирает около себя детей и сообщает, что в гости к ним пришла бабушка. Она принесла гостинцы: одну баранку и один бублик.

-Всем хватит угощения?(Нет)

Почему?(Всего один бублик и одна баранка, а нас много.)

Бабушка горюет,потому что не всем детям хватит угощения. Что же сделать,чтобы угощения хватило всем?( Испечь много баранок и бубликов.)

-Хотите помочь бабушке испечь много баранок и бубликов?(Хотим.)

-Я уверена, вы справитесь, ведь для вас это очень просто. Если что-то не получится, я всегда смогу вам помочь.

 

Актуализация

- актуализировать умение правильно выделять и называть свойства предметов (цвет, форму, размер), видеть контрастные размеры: длинный -короткий, толстый - тонкий;

- закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части;

- развивать восприятие формы и величины, мыслительные операции – анализ, сравнение; мелкую моторику рук.

 

-Какой формы баранки бублики?( И баранки и бублики круглой формы.)

-Правильно,они одинаковой – круглой- формы, похожи на кольцо.

-А чем отличается бублик от баранки?( Размером: баранки- маленькие, а бублики – большие.)

Из чего мы можем их  «испечь»?( Из пластилина)

-Бублики и баранки положим в разные тарелочки: бублики в большую синюю, а баранки в маленькую красную.

Воспитатель предлагает детям приступить к лепке.

Воспитанники проходят на  рабочие места.

-Чтобы у нас было много баранок и бубликов, каждый из вас «испечет» один бублик и одну баранку.

- Сколько всего изделий испечет каждый из вас? ( Два.)

-На сколько частей надо разделить пластилин, чтобы получилось два изделия? ( На две части.)

-Можете приступать к работе.

Во время самостоятельной деятельности воспитатель мотивирует детей на успешное выполнение работы авансированием успешного результата: «Имея такие возможности, как у вас..», « Ты непременно все сделаешь правильно, ведь у тебя такой острый ум..»

Затруднение в ситуации

- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя;

- тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение;

- развивать речь и мышление.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей. Скорее всего, большинство из них разделит пластилин на одинаковые части. Или они будут отщипывать небольшие кусочки, но слепить бублик и баранку не смогут. Возникает затруднение, и воспитатель направляет их на успешное выполнение задания: « ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности. У тебя обязательно все получится».

- Смогли вы слепить изделие так, чтобы можно было узнать, где какое?

-Почему не смогли? ( Потому что не знаем, как по- разному надо лепить бублик и баранку.)

 

«Открытие нового знания (способа действия)

Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и замыкать их в кольцо;

- формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности;

- развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику рук.

- Что нужно сделать, если вы не знаете, как сделать правильно? Спросить у того, кто знает.

Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу. В это время использованный пластилин меняется на новый.

- Мы с вами выяснили, что бублик большого по размеру, чем баранка, значит, при делении пластилина части должны быть одинаковыми или разными по размеру? ( Разными: для баранки – меньшая часть, а для бублика – большая.)

-Посмотрите, мы разламываем столбик не посередине, а немного, а немного ближе к одному краю, получились разные части – большая и маленькая. ( Воспитатель показывает, как надо разделить столбик ( цилиндр) на две части.)

-Что будем делать с каждой частью? ( Расскатывать столбик и соединять концы, чтобы получилось кольцо.)

-Правильно. Из большей части расскатываем длинный и толстый столбик, из маленькой – короткий и тонкий.

(Воспитатель выполняет соответствующие действия и комментирует их. Показывая два столбика, воспитатель предлагает сравнить их по величине и угадать, из какого получится баранка, а из какого – бублик. Замыкает столбики в кольца. Раскладывает на тарелки ( бублики на синюю, баранки на красную).

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

- Закреплять умение делить столбик (цилиндр) на две части;

-  раскатывать из в палочку разной длины и толщины, палочку замыкать в кольцо;

- развивать глазомер, мелкую моторику рук, связную речь.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения задания.

-Что мы делаем сначала? ( Делим пластилин на две разные части: большую и маленькую.)

-Что делаем с большим куском? ( раскатываем из большого куска длинный и толстый столбик, соединяем концы, чтобы получилось кольцо.)

-Что делаем с маленьким куском? ( раскатываем из маленького куска короткий и тонкий столбик, соединяем концы, чтобы получилось кольцо.)

Дети самостоятельно делят материал на части, раскатывают столбики на длинные толстые и короткие тонкие. Воспитатель проверяет, удалось ли им подготовить контрастные по размеру формы. Во время этого этапа работы реализуется скрытая помощь посредством намека, указания, пожелания: «Лучше начать с ..», «Обрати внимание..». Дети замыкают столбики в кольца и раскладывают в тарелочки заданного цвета и величины. Для воспитанников, которые испытывали затруднения, воспитатель использует прием « персональной исключительности» - указывает на важность усилий именно этого ребенка в данной деятельности ( «Только ты и мог бы..», « Только тебе я могу доверить..»).

Осмысление.

 

-Кому мы сегодня помогали?( Выслушивает все ответы детей.)

-вы смогли помочь бабушке потому, что умеете делить  пластилин на разные части и лепить из палочек баранки и бублики)

- Вот сколько вкусных баранок и бубликов у нас получилось. Все молодцы! Спасибо.

На последнем этапе занятия воспитатель оценивает полученный благодаря детским усилиям результат. При этом оценивается продукт деятельности целиком и его детали, в которых проявилась индивидуальность каждого ребенка, например: « Особенно у тебя хорошо получилось..», « Удивляет такой фрагмент..».

 

Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике

По мнению М. А. Мкртчян, И. Г. Литвинской, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между следующими четырьмя компонентами: 
• намерениями и целевыми установками субъекта; 
• представлениями субъекта о предполагаемых действиях; 
• реально совершаемыми действиями; 
• результатом действий. 
Следовательно, успешность учащихся в учебной деятельности предполагает наличие у них таких умений, как: 
• умение правильно ориентироваться, оценивать обстановку, 
• умение определять цель, планировать действие; 
• умение действовать согласно плана; 
• умение рефлексивно ухватить и отследить целостную деятельность. 
Необходимо разделить понятия «успех» «успешность» и «ситуация успеха».
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех. 
Успех – результат подобной ситуации. Он, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые человек испытывает в результате удачного выполнения работы. 
Успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребёнка, имеющая протяжённость во времени. 

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_2d7288df8fd1d2d8d5de9ba78c6bcaea.jpg


Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?
• переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
• появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха;
• создаёт ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру;
• происходит переоценка своих возможностей.
Каковы последствия создания ситуации успеха?
• Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
• За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
• Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»). 
• Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное, индифферентное отношение к учебной деятельности.
• Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_b51398dbf8cbf3d7e4c8ccdac0f2c0d9.jpg


МИФЫ о причине успеха:
1) успешность зависит от благоприятных условий (х/ф «Шапка Мономаха»);
2) успешность основана на самовнушении, ориентации на «happy end»: «Думай о себе «Я – умный» - и ты действительно станешь таким»). 
Успех – результат собственных усилий человека!

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_30b898d2367ffb8f5b601ce1f36cc5c0.jpg


Организация ситуации успеха в образовательном процессе
• Организация деятельности (ее логическая последовательность, включенность учащихся на каждом этапе).
• Выбор продуктивных форм взаимодействия педагога и учащихся.
• Смена ролевых позиций педагога и учащихся.
• Принятие норм взаимодействия всеми участниками образовательного процесса.
1) МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП, установка на предполагаемую деятельность.
На данном этапе является важным то, насколько цель, выбранная учеником, совпадает с учебной задачей, обозначенной на уроке. Например, знакомясь с заданием, предложенным учителем, один ребенок думает о том, как он будет его выполнять. Другой – ищет, где бы ему получить верный ответ и решение (списать). Третий – делая вид, что решает задачу, думает: «как бы не спросили». Четвертый – получить отметку («пятерочку»), успехи и неудачи в учении вызывают эмоции в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Пятый воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, поэтому проявляет активность только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых.
Таким образом, цель, выбранная учеником, определит и действия, которые он будет совершать, и их результат. Ученик может оказаться неуспешным в учебной деятельности, даже если он успешен в реализации выбранных им целей.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_f221c8e039a5ecb8d165552cd56b5708.jpg


Ситуация успеха на этом этапе в большей степени определяется психологическими аспектами:
• педагог актуализирует эмоциональную память детей, ранее испытавших успех;
• создаёт условия предвосхищения положительного результата для детей, не выполнявших подобные задания;
• нейтрализует память от эмоции неуспеха, создаёт перспективу для получения нового опыта (например, подчеркнув то, что ученик поработал над своими ошибками).
Составление плана совместной деятельности
(памятка для учащегося)
• выдели главные моменты в том, что ты собираешься делать;
• определи последовательность выполнения, то есть этапы работы; 
• реши, какими способами и приемами будешь пользоваться; 
• наметь, когда будет выполняться работа; сколько времени на нее будет затрачено, к какому сроку она должна быть сделана.
Обучение работе с планом первоначально может быть начато с использования типовых планов или плана общественного действия.
2) ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП
Успешность ученика определяется тем, насколько выбранное действие соответствует предполагаемому результату. Несоответствие действия может быть связано с тем, что ученик либо не имеет внутренних средств, для осуществления действия, либо выбирает не то действие. Например, ребенок читает условие, но его техника чтения настолько низкая, что все усилия тратятся только на прочтение текста, но не на его понимание. Или же он не знает правила, формулы, которые необходимо применить для решения. Ученик может понимать задание, но использует неверный способ его выполнения, не те правила, формулы.
Ситуация успеха на этом этапе – частный случай проблемного обучения. На данном этапе у детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. В данном случае педагог предоставляет ученику право выбора: ученик может определить цель учебного задания в конкретном материале (выбрать жанр письменной работы в соответствии с темой, наметить количество примеров, задач, которые должны быть решены за урок и т.п.).

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_a5906dd058a92344e270db048b0928d2.jpg


Преодолеть утомление, усталость, стимулировать деятельность поможет:
• музыкальная пауза;
• эмоциональная разгрузка;
• физминутка;
• смена задания по желанию учащегося;
• возможность сообщить педагогу о затруднениях в работе.
Ситуация успеха на исполнительном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельности школьника посредством:
- организационного контроля (начало работы, паузы, окончание работы),
- содержательного контроля (консультации по содержанию работы),
- интеллектуального и эмоционального стимулирования учащихся (процесс образования становится для них эмоционально и интеллектуально привлекательным, учитель обращает внимание детей на их сильные стороны).
Приемы интеллектуального и эмоционального стимулирования учащихся
 Приглашение к диалогу: «Какой другой вариант решения мы могли бы с вами выбрать?».
 Прием «Докажите, что мое утверждение верно или неверно...» помогает побудить учащихся к самостоятельным выводам и умозаключениям. 
 Учебное комментирование написания текста, решения задачи: выполнение практического действия с одновременным объяснением, ссылкой на конкретное правило, закон, теорему. 
 Побуждение к поиску вариантов решения учебной задачи («Предложи свои способы решения задачи...»). 
 Структурирование текстов учебников и составление различного рода конспектов. 
 Самопроверка своих ответов, сопоставляя их с текстом учебника, хрестоматии, справочника, с эталоном ответа или решения задачи, перфокарты. 
 Самостоятельное творческое задание, при выполнении которого деятельность учащегося строго не регламентируется, предлагаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания. 
 Тестовые задания по предмету для научения «отслеживанию» своих знаний. 
 Делегирование ролей учащимся (ассистент, консультант, докладчик, оппонент). 

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_5ae9f2e929cbed2862c4ef03f006581f.jpg


3) РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
Педагог организует деятельность, в ходе которой учащийся осознает и анализирует результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Это достигается посредством рефлексии и содержательной оценки. 
Содержательная оценка – это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества собственного продвижения в учении и определения задач для дальнейшего продвижения. 
Ситуация успеха усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение. 
Результаты: 
• освоение обобщенного способа действия;
• преобразования в субъекте деятельности (развитые оценочные способности – оценочная самостоятельность).
Оценочные способности – это комплекс особых умений и навыков человека, обеспечивающих адекватное восприятие себя и окружающих людей, их личностных качеств, понимание их и своих состояний, анализ мотивов собственных и их поступков, причины тех или иных действий, выбор в соответствии с этим определенного способа поведения.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/9293_2722d38b47475f605ca6f9a7c20f00fe.jpg


Ситуация успеха активизирует учебную деятельность только в том случае, если происходит смена позиции учащегося – он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ситуации успеха ученик становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала, способного создавать себе условия для успешной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск путей обогащения игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка».

Обучение дошкольников наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятия....

Сообщение "Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе"

Материал о формировании у дошкольников уверенности в себе....

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....