Мастер-класс ТРИЗ
материал
Мастер-класс по использованию технологии развивающего обучения.
Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_triz.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по использованию технологии развивающего обучения.
Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада.
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим.
Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам.
Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (возможный ответ: съесть, выбросить камень, который она достанет: в сумке останется черный - значит она достала белый)
Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
И вот вам первое задание:
В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.
Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика
Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Данную работу необходимо проводить поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:
- выбрать объект и определить его функцию;
- определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;
- выявить составляющие объекта;
- определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;
- осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.
Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект – подсистема (из чего состоит); объект – надсистема (частью чего является); развитие объекта во времени (что было раньше, что будет потом); сравнение систем по ряду признаков.
Итогом обучения на этом этапе является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.
Итак, попробуем описать системно понятие «Самолет». Кто попробует?
«Что-то»
Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!
автор: М.С.Гафитулин
«Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки пассажиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров (подсистема). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров (надсистема). Самолет относится к воздушному транспорту (классификация). Раньше были не такие самолеты. Они были менее удобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше (первый вариант объекта в прошлом). В далеком прошлом люди только мечтали взлететь и были неудачные попытки сделать это с помощью крыльев, которые привязывали к рукам прыгающих с высоты смельчаков (второй вариант прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут более надежные, скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта первого варианта)... Придет время и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивидуальных летательных приспособлений (будущее второго варианта)..."
Варианты игровых упражнений:
1.Игры, направленные на выявление противоречий.
Игра «Хорошо-плохо»
По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. (Пример: «Книга».Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
2.Игры на выявление функционального назначения объектов.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
3. Игры на сравнение систем
«На что похоже» (с 3-летнего возраста).
Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (если двое игроков – называют по очереди. Выигрывает тот, кто назвал последний).
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. (например: На что похож абажур? На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.)
4. Игры на умение выявлять ресурсы объекта
«Аукцион» (со старшего дошкольного возраста).
На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение. (например: Для чего нужна линейка? чтобы измерять чего-то. Вместо указки, помешать ею что -то, спину почесать. В цель метать. На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать).
5. Игры на объединение над- и под- системы объекта
«Волшебный светофор» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.
Педагог показывает картинку с изображением животного.
Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.
Варианты игровых упражнений:
«Спаси букву от буквоеда» - дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения.
«Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.
«Сделать наоборот» - изменение свойств и назначения объекта на противоположные, превращая их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
Варианты игровых упражнений:
Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. Д О М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».
Составить предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1.
Далее придумать фантастический рассказ, оттолкнувшись от этих сочетаний.
Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)
Пожалуйста, приступаем.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
На 4 ЭТАПЕ. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
И в заключении моего мастер-класса, просим вас ответить на несколько вопросов:
Совпали ли ваши ожидания о мастер-классе.
1. Больше всего мне понравилось…
2. Я почти понял(а)
3. Этого достаточно…
4. Добавьте…
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ, я приготовила для вас буклеты. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по проведению мастер класса по триз
отчет в виде таблицы...
мастер класс по триз
представлены 3 приема триз: метод фокальных объектов, лимерик, "чудесная лестница"...
Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников»
Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.Задачи:- Познакомить педагогов с методами, приё...
Мастер класс «Использование ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности»
Выступление на методическом обьединении города Новороссийска...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....
Мастер- класс «Технология ТРИЗ в ДОУ»
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей...