ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (старшая группа)
«Как нет человека без самолюбия,
так и нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avsyukevich_statya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Н.И. Авсюкевич, учитель-логопед
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №33 «Радуга»
город Губкин
Белгородской области
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, дошкольник.
«Как нет человека без самолюбия,
так и нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д. Ушинский
Вследствие значительных изменений в российском обществе в настоящее время особенно актуальна проблема дальнейшего развития общества, его различных сфер, в том числе и сферы физической культуры и спорта, определения стратегически важных направлений государственной политики в социальной сфере.
Наиболее сложным и вместе с тем первостепенным по необходимости его разрешения вопросом остается вопрос определения приоритетов в воспитании личности гражданина.
Большим шагом в разрешении данного вопроса явилось принятие Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", который снял много противоречий относительно формирования в процессе воспитания мировоззренческих основ личности.
В связи с необходимостью усиления государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения Председателем Госкомспорта России П.А. Рожковым подписан приказ №519 от 28 декабря 2000 года "О создании координационного совета по спортивно-патриотическому воспитанию при Госкомспорте России".
В российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и конкретному их решению [2].
В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках:
- дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого;
- резкий даже по сравнению с нынешним взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие - разрушение генофонда;
- реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам [1].
Системный анализ проблематики воспитания в сегодняшней России показывает, что основой, системообразующим стержнем является гражданско-патриотическое воспитание [5]. Ни одно нормальное государство не может существовать без граждан и патриотов, которые должны составлять большинство населения. Многочисленные исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые люди имеют в большей степени позитивную структуру ценностных ориентаций, более четкие жизненные планы и отличаются большей социальной активностью.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно -патриотическое воспитание [6].
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
На факультатив приглашаются родители героических профессий (милиционеры, пожарные, имеющие военную подготовку), что повышает эффективность данного мероприятия. Дети с большим удовольствием и любопытством выполняют строевые упражнения под руководством родителя, одетого в определенную форменную одежду [7].
Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение ее в мир не только материальной, но и духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога.
Литература
1. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000. - 263 с.
2. Научно-теоретический журнал №3 – 2001. – 78 с.
3. Проект ДОУ «Система работы ДОУ по воспитанию нравственно - патриотических чувств дошкольников «В сердце Родина моя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, дошкольник....
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности».
Представление педагогического опыта АРЮТИНОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫвоспитателя МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» городского округа Саранск по теме: «Воспитание патриотических чу...
"Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры"
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и нео...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры
Система работы инструктора по физической культуре по формированию патриотических чувств у дошкольников....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, дошкольник....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, дошкольник....
Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры
Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры...