"Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры"
материал по физкультуре
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_ped.sovetu.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
А.С. Макаренко писал: «Мы не знаем, нужно ли воспитывать мужество. А вдруг это «непедагогично»? А вдруг это опасно для здоровья?
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – в сдержанности, в терпимости, в смелости» .
Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях.
Для воспитания смелости очень важны занятия физкультурой. Воспитывается бесстрашие не только в преодолении физических преград, хороший спортсмен умеет не только выигрывать, но он умеет сохранять мужество при поражении. Это очень важно в жизни: не падать духом при неудачах, а бороться с ними и побеждать.
Воспитание нравственно- волевых и патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляем в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, физкультурных минуток, утренней гимнастики, эстафет, спортивных турниров и досугов.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
В практической деятельности на занятиях физкультурой используем такие средства воспитания нравственно-волевых и патриотических чувств, как:
— содержание и организация учебно-тренировочных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;
— подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;
— соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);
— спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма;
— деятельность педагога как образца нравственного поведения, суждений, взглядов.
Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) используются следующие методы и приемы:
— оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;
— положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;
— убеждение — применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;
— накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.(н-р :праздник к 23 февраля детей старших и подготовительных групп или параллельных групп). Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. (так нами например был проведен в физкультурный досуг)
Особое внимание хочется, конечно же, уделить подвижным играм.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте,
подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в воспитании нравственно- волевых и патриотических чувств.
Рассмотрим несколько волевых качеств личности и пути их формирования посредством различных игр.
Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности. Например, в физических упражнениях добиться сразу высокого результата невозможно, нужна длительная тренировка.
Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Проявляется в играх- эстафетах, играх – соревнованиях, когда не ты лично, а твоя команда проигрывает, нужно найти в себе силы не прекратить игру, а продолжить её и выиграть.
Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Волевые качества можно развить у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований.
Признаки решительности:
1.Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
2. Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
3. Отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
4. Проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми. Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.
В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, характеризующаяся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для развития волевых качеств дошкольников представляют подвижные игры и игровые упражнения ( с мячом и без него, с ракеткой, клюшкой, обручем и т.д.), которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в подвижных играх и эстафетах способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть : игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Работа по физическому развитию детей включает широкое использование подвижных игр. Они способствуют формированию таких волевых качеств учащихся как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Игры проводятся на игровой площадке или в спортивном зале. Это такие игры: "Зайцы в огороде", "Космонавты", "Хитрая лиса", "Мы – весёлые ребята", "Горелки", "У медведя во бору" и другие.
Использование подвижных игр формирует выдержку, дисциплинированность, самостоятельность.
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:
— развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
— создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
— развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);
— развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми по четырем направлениям:
1) ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;
2) обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3) привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4) оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
На занятиях по физической культуре, в свободной деятельности, на прогулке используем мордовские подвижные игры: «В круги», «Платочки», «В курочек»
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:
— развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
— создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
— развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);
— развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми по четырем направлениям:
1) ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;
2) обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3) привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4) оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
На занятиях по физической культуре, в свободной деятельности, на прогулке используем мордовские подвижные игры: «В круги», «Платочки», «В курочек»
Заканчивая свое выступление, хочется сказать,чтоцентральная роль в процессе формирования нравственно-волевых и патриотических качеств ребенка принадлежит взрослому, воспитателю в детском саду и родителям в семье. Взрослый не просто донесет до ребенка правило действия, но и сделает его эффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами, поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности, о новой форме волевого и произвольного поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Для того чтобы содержание нравственно-волевого воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути и эффективнее всего для достижения данных целей, приобщение дошкольников к физической культуре.
Благодаря целенаправленной и систематичной работе по формированию у дошкольников нравственно-волевых качеств, средствами физической культуры, воспитателями формируется модель выпускника детского сада – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными качествами и потребностями, творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, дошкольник....
Статья : Воспитание нравственно волевых и патриотических качеств на занятиях по физической культуре.
Статья : Воспитание нравственно волевых и патриотических качеств на занятиях по физической культуре...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
laquo;Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д. Ушинский...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры
Система работы инструктора по физической культуре по формированию патриотических чувств у дошкольников....
Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».
Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...
Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».
Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...
Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры
Воспитание нравственно -волевых и патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры...