Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ"
статья
В статье описаны особенности межличностных отношений в педагогическом климате и формирования психологического климата в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю. Ю. Огурцова
Брянский государственный университет
имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск
E-mail: y-ogurcov@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Достаточно давно известна одна простая истина: возможность успешной, продуктивной совместной работы зависит от того, насколько все её участники способны прийти к общему мнению, установить доверительные отношения друг с другом.
В современном обществе, когда научно-технический прогресс внедряется во все сферы жизни человека огромными темпами, в свою очередь, усложнению подвергаются и деловые взаимоотношения в профессиональной деятельности людей. Вместе с этим, значительно увеличивается влияние психологической составляющей данных взаимоотношений. Такая тенденция наблюдается, в том числе, и в педагогических коллективах.
Именно поэтому, становление благоприятного психологического климата в педагогических коллективах, необходимого для плодотворной, прогрессивной профессиональной деятельности, является всё более видимой и часто возникающей проблемой.
Исследование обозначенной проблемы особенно актуально именно в педагогическом коллективе, так как он характеризуется особенностями, из-за которых данный вид коллектива в большей степени, нежели другие, подвержен конфликтам, расслоению, неблагоприятной морально-психологической обстановке и т.п.
О. Жданов пишет о том, что социально-психологический климат – это своеобразная совокупность социально-психологических характеристик коллектива, преобладающий и устойчивый психологический настрой группы, а также, характер взаимоотношений в коллективе [3].
Г. М. Андреева дает следующую характеристику психологического климата: качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в качестве общности психологических и социальных условий, способствующих или, напротив, препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию каждой личности в коллективе [1; с. 114].
Рассмотрев определения психологического климата, предложенные многими авторами, стоит отметить сходство их формулировок, заключающееся в том, что социально-психологический климат – это, прежде всего, психологический настрой коллектива, который влияет на сотрудников и учреждение в целом.
В последние годы в значительной степени повысился интерес к социологии и психологии личности, прежде всего. Данный факт характеризуется интенсивным ростом количества философской, психологической и педагогической литературы, которая посвящается проблеме личности. Однако, проблеме создания благоприятного социально-психологического климата в педагогических коллективах уделялось и продолжает уделяться незначительное количество внимания.
Б.Ф. Ломов считает, что психологический климат обобщает в себе несколько составляющих [4; 78]:
- Система межличностных отношений (симпатия, дружба и т.д.).
- Психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие и т.д.);
- Система взаимных требований, общее настроение, стиль совместной деятельности, интеллектуальное, волевое и, прежде всего, эмоциональное единство трудового коллектива.
Н.П. Аникеева указывает на то, что социально-психологический климат – это объективно проявляющееся явление, которое формируется под влиянием двух значимых факторов. В первую очередь, это социально – психологическая атмосфера общества в целом. И, во вторую очередь, микросоциальные условия, такие, как особенности функций того или иного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень обособленности коллектива от широкой социальной среды, возрастной и половой состав и т.д.
Данные детерминанты, по мнению Н.П. Аникеевой, являются определяющими для такого состояния коллектива, которое и называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально – психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне проявляются личные и деловые взаимоотношения его членов, характеризуемые их ценностными ориентациями, общепринятыми моральными нормами, а также, интересами группы и индивидуумов в неё входящих [2; с. 164].
Авторы научных публикаций, рассматривающие данную проблем, употребляют разные термины, характеризующие те же явления, что и психологический климат: «социально- психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», социально-психологическая обстановка» и др.
Психологический климат в педагогическом коллективе формируется и проявляется во взаимодействии педагогов, в русле которого реализуются коллективные потребности, возникают и решаются межличностные и групповые конфликты. При этом носят отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между педагогами, такие, как соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука и т.п.
Социально-психологический климат любого педагогического коллектива (в принципе, как и каждого трудового коллектива), находится в тесной взаимосвязи со всей системой отношений, сложившихся в обществе, форм и способов управления образованием со стороны государства и общественных организаций.
Демократия, гуманизм, сочетание централизованного административного руководства с самодеятельностью и самоуправлением, собственно, педагогического коллектива, а также социальная ответственность за продуктивность и результаты своего труда – вот те основные принципы, от которых зависит характер психологического климата в педагогическом коллективе.
К тому же, морально-психологический климат в значительной степени зависит от процессов управления и самоуправления, происходящих внутри педагогического коллектива, а также от форм и особенностей взаимоотношений в нем. В этом смысле эмоциональная составляющая, активность, принципиальность взаимодействия сотрудников друг с другом предстают показателем благополучного или напротив, неблагополучного морально - психологического климата в коллективе.
Стоит отметить, что характер педагогических позиций, общественное мнение, добровольное подчинение единым требованиям и т.д. – данные факторы создают особую обстановку в педагогическом коллективе, а именно, ситуацию общей коллективной заботы и взаимоответственности, взаимопомощи и поддержки, согласованного взаимодействия между членами всего коллектива. Данная ситуация – характерный признак благоприятного психологического климата, представляющего собой устойчивое состояние всей жизнедеятельности коллектива. Для такого состояния характерны единство педагогических требований, доброжелательный стиль взаимоотношений, творческая атмосфера коллективного поиска эффективных методов и форм обучения и воспитания детей, высокий уровень трудовой дисциплины и самодисциплины, стремление педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, психологический климат – это многогранный и сложный социально-психологический феномен, который зависит от огромного количества факторов. Любая коллективная работа, деятельность как таковая не будет эффективной, если в коллективе, совершающем её, будет присутствовать неблагоприятный психологический климат. То же самое применимо к описанию педагогической деятельности.
Список литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
- Жданов, О. Социально-психологический климат в коллективе./О. Жданов; HR-портал: сообщество профессионалов. – 2007.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"
В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....
Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.
Социально-экономические преобразования, идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагого...
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"
Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....
эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности"
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости,жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. П...