эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности"
материал на тему

Кислицына  Елена  Витальевна

Важнейшим условием  развития коллектива, его устойчивости,жизнеспособности  является создание условий для  активной деятельности  участников  педагогического  процесса. Практически   от  того, на  сколько  дружелюбна, основана на  взаимном  уважении  и сдержанности  сложившаяся  атмосфера,  каков  психологический  климат в коллективе, насколько  предсказуема  и  уважительна позиция  и  поступки  руководства и  коллег - от  всего этого зависит  время  успешной  жизни  коллектива, его поступательное  движение  к  поставленным  целям. Климатв  дошкольном образовательном  учреждении  оказывает  мощное влияние на успехи  и  неуспехи  каждого  педагога,и безусловно, влияет  на  сегодняшнюю жизнь  и  завтрашние  взляды  и деятельность воспитанника. Моя   работа  это  размышление о  влиянии психологического климата в  педагогическом  коллективе на качество  образовательной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_06.12.2015.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности

Выполнила:

Кислицына Елена Витальевна

Воспитатель МБДОУ ДС №15 «Светлячок»

Социально-экономические преобразования, идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломкой этих стереотипов, нежелание части людей приобретать новые, порождают социальную и психологическую напряженность, конфликтность, непонимание и другие негативные явления.

Трудно не согласиться, что педагогический коллектив – это не просто организационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Поэтому результативность работы педагогического коллектива в значительной степени будет определяться не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и психологическим климатом.[1]

Я считаю, что проблема развития сплоченности педагогического коллектива теоретически актуальна и практически значима. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.

Современная жизнь требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Но я считаю, что представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи тем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью, моральной ответственностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность наполнена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Ведь воспитатель каждый день общается с детьми, их родителями, с коллегами.

Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в педагогическом коллективе сравнительно просто. А это, в свою очередь, сказывается на отношениях в самом педагогическом коллективе, а также на отношениях педагогов к воспитанникам и их родителям.[2]

Я считаю, что профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.

Но бывает, что эмоциональная напряженность у педагога достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Но я считаю, что профессиональный долг обязывает воспитателя всегда принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, отчаяния, раздражительности.[3] 

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Я думаю, что важную роль в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе принадлежит руководителю. Он должен хорошо знать своих сотрудников, их слабые и сильные стороны, четы характера, потребности и интересы, вкусы и пристрастия. Руководитель должен развивать умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций, поощрять педагогов к открытости, доброжелательности, не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению.[4]

Важно помнить, что педагогический коллектив объединяет общая цель -развитие, воспитание и обучение детей. Очень хорошо, если этот коллектив сплоченный, и каждая личность, входящая в коллектив осознает общность целей и подчиняется коллективным принципам и целям. И очень важно, если отношения в коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, а в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями, существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. Только в таком психологическом климате педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны, будут добавиться положительных результатов в своей работе, будут стремиться к внедрению нового, интересного, современного в работу с детьми.

А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников, а, следовательно, и весь педагогический процесс в ДОУ.


 

Список использованной литературы

  1. Виноградова Г. А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: Монография. – Тольятти: ТГУ, 2010.
  2. Овчарова Р.В.Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2006.
  3. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения /под ред. В. А. Ядова. – СПб.: Наука, 2009.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
  5. Авакян И. Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4.


[1] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – с. 213

[2] Виноградова Г. А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: Монография. – Тольятти: ТГУ, 2010. – с. 93

[3] Авакян И. Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – с. 72

[4] Овчарова Р.В.Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2006. – с 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе

Выступление на тему: "Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе"...