Пальчиковые игры в развитии детей дошкольного возраста.
статья
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_palchikovye_igry.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры в развитии детей дошкольного возраста.
Автор: Черепова Юлия Викторовна
воспитатель ГБДОУ №30 г Санкт-Петербург
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев.
Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее».
В.А.Сухомлинский.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать еѐ темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно , что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребѐнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берѐт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребѐнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребѐнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребѐнок начнѐт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша двух-трѐх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернѐте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребѐнка.
3. Взрослый и ребѐнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребѐнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребѐнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тѐплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребѐнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребѐнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Группы пальчиковых игр.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
1.Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребѐнок видит тот или иной объект.
2.Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмѐрка».
4.Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струѐй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
5.Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....
Как влияют пальчиковые игры на развитие детей дошкольного возраста
Cтатья "Как влияют пальчиковые игры на развитие детей дошкольного возраста" познавательная для родителей,педагогов ДОУ...
Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей "«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»
Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста в домашних условиях, повысит...
Статья. Пальчиковые игры в развитии детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»
дать родителям необходимые знания по проведению пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей. Пальчиковые игры в развитии детей дошкольного возраста.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг...