Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
статья (старшая группа)
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. Безусловно, значимый эффект социализации достигается применением этих технологий всех вместе в течении 3-5 лет работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
спользование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
Подготовила: Беляева И.С., воспитатель МДОУ « Детский сад комбинированного вида №28 п. Разумное».
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. Безусловно, значимый эффект социализации достигается применением этих технологий всех вместе в течении 3-5 лет работы.
Технология «Ситуация месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью полученных значимых образцов социального поведения. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца». Каждую «Ситуацию» дети всех возрастных групп проживают в течение месяца. По завершению каждой «Ситуации месяца» проводится заключительный праздник.
Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:
1. Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
2. Учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
3. Воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
4. Формировать умение проявлять инициативу; формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов конкретной группы. Содержание «Ситуации месяца» не выходит за рамки образовательной программы, однако, новации являются в том, что весь материал дается детям в игровой форме. При выборе содержания «Ситуации месяца» приоритет отдается той, что в большей степени отвечает проблемам детей, интересу и готовности воспитателя и понимания значимости родителями.
Структура технологии « Ситуации месяца» :
- Определение уровня знаний детей по теме месяца
- Привлечение наглядного материала
- Активизации прошлого опыта
- Создание ППС
- Участие родителей
Воспитатель в « Ситуации » отводиться роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.
Технология « Ситуации месяца» предполагает создание проблемной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере с каждым ребенком. Ребенок учится самостоятельно добывать знания в темпе свойственном его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях нравственную позицию, приобретает опыт, познавая себя и окружающих. У родителей возникает интерес к жизни ребенка, после совместной деятельности связано это с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать родителям вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются на групповой рефлексии.
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети показывают лишь то, чему они научились. Для детей – это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов – поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.
В каждом ДОУ имеется возможность разработать индивидуальный план «ситуаций месяца», исходя из целей и задач образовательного процесса. В нашем учреждении этот план «ситуаций» дошкольного возраста следующий:
Сентябрь. «Дружат в нашей группе мальчики и девочки ».
Октябрь. «Осенних красок карнавал».
Ноябрь. «Загляните в семейный альбом».
Декабрь. «Волшебница зима».
Январь. «Зимние забавы».
Февраль. « Азбука безопасности».
Март. «Мамочку милую очень люблю».
Апрель. «Земля- наш общий дом».
Май. «Россия- родина моя».
В рамках работы по данной образовательной технологии в нашем ДОУ проходят следующие мероприятия. В рамках ситуации « Осенних красок карнавал» проходит выставка поделок из природного материала. Итогом ситуации, как правило бывает осенний праздник « Неслышно осень подошла». Итогом ситуации « Загляните в семейный альбом» стала квест – игра « Профессии наших родителей». Новогодние утренники завершают ситуацию « Зима волшебница». Итогом ситуации « Зимние забавы» стало спортивное развлечение на улице « Интересное путешествие».
Преимущества данной технологии
1) Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
2) У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
3) Воспитатель, работающий по такой технологии, становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца.
4) Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду; разработка родителями правил для себя, дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.
При использовании в работе технологии « Ситуации месяца» у ребёнка формируются следующие установки:
- «Ошибаться – не страшно»
- «Каждый имеет право на ошибку»
-«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»
-«Я имею право чего-то не знать, не уметь»
-«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
-«В затруднении содержится возможность»
-«Я могу!» - «Я сумею!»
-«Я хороший, умный, сильный!!!»
-«Я заслуживаю уважения!»
-«Меня принимают и любят таким, какой я есть».
Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста
В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...
Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...
Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня ...