Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
методическая разработка

Мартышина Наталья Ивановна

     Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. Безусловно, значимый эффект социализации достигается применением этих технологий всех вместе в течении 3-5 лет работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

   

     Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. Безусловно, значимый эффект социализации достигается применением этих технологий всех вместе в течении 3-5 лет работы.

       Технология «Ситуация месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью полученных значимых образцов социального поведения. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца». Каждую «Ситуацию» дети всех возрастных групп проживают в течение месяца. По завершению каждой «Ситуации месяца» проводится заключительный праздник.

Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:

 1. Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

2. Учить детей ориентироваться в пространстве и времени;

3. Воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

4. Формировать умение проявлять инициативу; формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

      Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов конкретной группы.  Содержание «Ситуации месяца» не выходит за рамки образовательной программы, однако, новации являются в том, что весь материал дается детям в игровой форме. При выборе содержания «Ситуации месяца» приоритет отдается той, что в большей степени отвечает проблемам детей, интересу и готовности воспитателя и понимания значимости родителями.

Структура технологии «Ситуации месяца»:

  1. Определение уровня знаний детей по теме месяца
  2. Привлечение наглядного материала
  3. Активизации прошлого опыта
  4. Создание ППС
  5. Участие родителей

        Воспитатель в «Ситуации» отводиться роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

        Технология «Ситуации месяца» предполагает создание проблемной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере с каждым ребенком.  Ребенок учится самостоятельно добывать знания в темпе свойственном его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях нравственную позицию, приобретает опыт, познавая себя и окружающих. У родителей возникает интерес к жизни ребенка, после совместной деятельности связано это с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать родителям вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются на групповой рефлексии.

         Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети показывают лишь то, чему они научились.  Для детей – это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов – поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.

          В каждом ДОУ имеется возможность разработать индивидуальный план «ситуаций месяца», исходя из целей и задач образовательного процесса. В нашем учреждении этот план «ситуаций» дошкольного возраста следующий:

Сентябрь. «Дружат в нашей группе мальчики и девочки».

Октябрь. «Осенних красок карнавал».

Ноябрь. «Загляните в семейный альбом».

Декабрь. «Волшебница зима».

Январь. «Зимние забавы».

Февраль. «Азбука безопасности».

Март. «Мамочку милую очень люблю».

Апрель. «Земля- наш общий дом».

Май. «Россия- родина моя».

В рамках работы по данной образовательной технологии в нашем ДОУ проходят следующие мероприятия. В рамках ситуации «Осенних красок карнавал» проходит выставка поделок из природного материала. Итогом ситуации, как правило бывает осенний праздник «Неслышно осень подошла». Итогом ситуации «Загляните в семейный альбом» стала квест – игра «Профессии наших родителей». Новогодние утренники завершают ситуацию «Зима волшебница». Итогом ситуации «Зимние забавы» стало спортивное развлечение на улице «Интересное путешествие».

Преимущества данной технологии

1) Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

2) У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

3) Воспитатель, работающий по такой технологии, становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца.

 4) Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду; разработка родителями правил для себя, дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.

При использовании в работе технологии «Ситуации месяца» у ребёнка формируются следующие установки: 

 - «Ошибаться – не страшно»

- «Каждый имеет право на ошибку»

-«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»

 -«Я имею право чего-то не знать, не уметь»

 -«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

-«В затруднении содержится возможность»

 -«Я могу!» - «Я сумею!»

 -«Я хороший, умный, сильный!!!»

 -«Я заслуживаю уважения!»

 -«Меня принимают и любят таким, какой я есть».

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее ва...