Сюжетно-ролевая игра
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Авраменко Полина Васильевна

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр-ситуаций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр-ситуаций (младший возраст)

Младший возраст

2017/2018 учебный год

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» 

Сентябрь

Цель: Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). В индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Формы работы: Ежедневные режимные моменты в детском саду; Д\И с куклой; Экскурсия по детскому саду; Беседа «Что мы знаем о детском саде?»; Рассказы о профессиях работников детского сада; Визит в соседнюю группу: Рассматривание иллюстраций о детском саде; Занятие «Мы помощники взрослых»; Создание альбома «Детский сад».

Предметная среда: куклы, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители. Медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, музыкальные инструменты, напольный конструктор и т. п.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций:

Понедельник:

  1. «Наши куклы»,
  2. «Куклы идут в детский сад»,
  3. «У меня зазвонил телефон»,
  4. «Комната для куклы»,
  5. «Завтрак для всех».

Вторник:

  1. Экскурсия по детскому саду,
  2. «Папа – хороший хозяин»,
  3. «С новосельем»,
  4. «Кукла заболела»,
  5. «Мама пришла с работы».

Среда:

  1. «Куклы идут в детский сад»,
  2. «Что у нас на обед?»,
  3. «У куклы Вари день рождения»,
  4. «Папа-шофёр»,
  5. «Папа - хороший хозяин».

Четверг:

  1. «Комната для куклы»,
  2. «Кукла и мишка ходят в гости друг к другу»,
  3.  «Пора обедать»,
  4. «В лесу»,
  5. «Собираем урожай».

Пятница:

  1. По выбору детей,
  2. «В детском саду»,
  3. По выбору детей,
  4. «Мама и дочка»,
  5. По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

 Октябрь

Цель: Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье. Уточнить знания детей о месте ребенка семьи (ребенок-сын, брат, внук, дочь, сестра, внучка). Формировать умение выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками (мама заботливо кормит, укладывает спать, стирает и гладит белье, убирает в комнате, готовит вкусный обед, папа работает, бабушка помогает маме - играет с ребенком и гуляет с ним).

Формы работы: Беседа с детьми об их семьях. Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картинок. Картина «Наша семья». Слушание и чтение колыбельных прибауток. Чтение русской народной сказки «Репка», «Три медведя». Занятие «Моя семья». Д\И «Мама и папа», «Дедушка и бабушка», «Кто старше?», «Кто младше?», «Назови по именам».

Предметная среда: куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности. Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные): холодильник, стиральная машина, пылесос.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций:

Понедельник:

  1. «Кукла встречает гостей», 
  2. «Новоселье»,
  3. «Папа - водитель»,
  4. «Пора обедать».

Вторник:

  1. «Мама пришла с работы»,
  2. «Пора обедать»,
  3. «Бабушка приехала»,
  4. «Дочки-матери».

Среда:

  1. «Старшая сестра»,
  2. «Дочки-матери»,
  3. «Комната для куклы»,
  4. «У куклы Тани день рождения».

Четверг:

  1. «Мама и дочка»,
  2. «В детском саду»,
  3. «Дочки-матери»,
  4. «Пора обедать».

Пятница:

  1. «Пора обедать»,
  2. «Завтрак для всех»,
  3. По выбору детей,
  4. «Кукла встречает гостей».

Сюжетно – ролевая игра «Больница» 

Ноябрь

Цель: Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. Формы работы: Экскурсия в медицинский кабинет; Наблюдение за работой медсестры, врача; Беседа о профессии врача, медсестры. Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра». Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу». Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит». Кукольный театр «Айболит»; Д\И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий». Знакомство с атрибутами: стетоскоп, градусник, шприцы, витаминки, шпатели и т. д. Беседа «Что такое процедурный кабинет?».

Предметная среда: игрушечные атрибуты: стетоскоп, шпатели, градусники. «Витаминки», горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций:

Понедельник:

  1. «Экскурсия в кабинет медсестры», 
  2. «Процедурный кабинет»,
  3. «У врача»,
  4. «Приём в кабинете врача».

Вторник:

  1. «Я - врач»,
  2. «В травмопункте»,
  3. «Поможем лисичке»,
  4. «Аптека».

Среда:

  1. «Процедурный кабинет»,
  2. «Вызов на дом»,
  3. «Аптека»,
  4. «Поможем зайке».

Четверг:

  1. «Вызов на дом»,
  2. «У зубного врача»,
  3. «Приём в кабинете врача»,
  4. «Процедурный кабинет».

Пятница:

  1. «Кукла Катя заболела»,
  2. «Поездка по посёлку»,
  3. «Как машина игрушки катала» (ПДД),
  4. По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» 

Декабрь

Цель: Продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира их назначение, развивать умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, развивать диалогическую речь (продавец - покупатель) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении.

Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Формы работы: Беседа «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)». Рассказ воспитателя о профессии продавца; Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина. Д\И «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий», «Лото». Рассматривание атрибутов к игре: весы, колпак, фартук, счёты.

Предметная среда: Прилавок или витрина. Несколько наборов продуктов: молочные продукты, упаковки из- под сока, йогурта, чая, кофе, конфет. Овощи и фрукты; бакалейные или гастрономические товары. Кассовый аппарат и счеты. Сумочки, халат, фартук, колпак. Весы, касса для кассира, жетоны с цифрами, вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций:

 Понедельник:

  1. Поход в магазин,
  2. «Вежливый продавец»,
  3. «Кукла Катя покупает платье»,
  4. «Магазин новогодних игрушек»,
  5. «Кукла Оля выбирает зимнюю одежду».

Вторник:

  1. «В супермаркете»,
  2. «У прилавка»,
  3. «Новые товары»,
  4. «Магазин посуды»,
  5. «У прилавка».

Среда:

  1. «У прилавка»,
  2. «В магазине игрушек»,
  3. «В супермаркете»,
  4. «У прилавка»,
  5. «Вежливый продавец».

Четверг:

  1. «Вежливый продавец»,
  2. «Кукла Таня выбирает новую кофточку»,
  3. «В книжном магазине»,
  4. «Я- продавец»,
  5. «Новые товары».

Пятница:

  1. «У прилавка»,
  2. «Новые товары»,
  3. По выбору детей,
  4. «Кукла Оля в супермаркете»,
  5. По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Почта»

 Январь

Цель: Формирование интереса детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения (Почтальон – клиент). Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.

Формы работы: Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте»

Предметная среда: Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, бланки, эмблема почты.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций:

Понедельник:  

  1. «Посещение почты», 
  2. «Телеграмма для лисички»,
  3. «Собираем посылку».

Вторник:

  1. «Письмо для куклы Оли»,
  2. «Я – почтальон»,
  3. «Раздаём письма».

Среда:

  1. «Таня – почтальон»,
  2. «Поздравим маму»,
  3. «Я – почтальон».

Четверг:

  1. «Посылка для ребят»,
  2. «Письмо для куклы Тани»,
  3. «Кукла Таня отправляет телеграмму».

Пятница:

  1. «Поздравим куклу Таню»,
  2. «На почте»,
  3. По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Шофёр» 

Февраль

Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.

Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя и кондуктора (пассажир – водитель, кондуктор – пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении.

Формы работы: Целевая прогулка по ближайшей улице поселка. Беседа на тему «На чем люди ездят». Рассматривание альбома «Транспорт моего поселка». Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад. Д/и «Чей предмет».

Предметная среда: Детские стулья, шапочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули, накидки с видами автомобилей.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций: 

 Понедельник:

  1. «Кто шофёр?»,
  2. «На стройке»,
  3. «Мой папа-водитель»,
  4. «Машины едут по дороге» (ПДД).

Вторник:

  1. «Лётчики готовы к полёту»,
  2. «Автобус везёт пассажиров»,
  3. «На стройке»,
  4. «Автобус».

Среда:

  1. «Прогулка на пароходе»,
  2. «Машины едут по дороге» (ПДД),
  3. «Заправка машины»,
  4. «Машина скорой помощи».

Четверг:

  1. «Медвежонок моет машину»,
  2. «Корабль плывёт»,
  3. «Кондуктор в автобусе»,
  4. «Маршрутка».

Пятница:

  1. «На стройке»,
  2. «Лётчики готовы к полёту»,
  3. «Авторемонт»,
  4.  По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» 

Март

Цель: Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу.

Формы работы: Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др. Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Для чего нужна парикмахерская?». Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме. Д\И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий», «Для чего эти предметы», «Хорошо – плохо».

Предметная среда: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные виды расчесок (из линолеума, дерева, с неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные). Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы (детской тематики, ножницы (пластмассовые);

Фен (игрушечный или неработающий настоящий); бигуди (игрушечные). Мисочка и щеточка для окраски волос, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций:

 Понедельник:

  1. «Поход в парикмахерскую»,
  2.  «Причёска для девочек»,
  3. «Привезли новый лак для ногтей»,
  4. «Я – парикмахер»,
  5. «Стрижка для кукол».

Вторник:

  1. «Красивая стрижка»,
  2. «Стрижка волос»,
  3. «Маникюр»,
  4. «Красивые бантики»,
  5. «Маникюр».

Среда:

  1. «Привезли новые шампуни»,
  2. «Маникюр»,
  3. «Стрижка для собачки»,
  4. «Привезли новые шампуни»,
  5. «Причёска для девочек».

Четверг:

  1. «Стрижка для куклы Тани»,
  2. «Красивые бантики»,
  3. «Сушка феном волос»,
  4. «Стрижка волос»,
  5. «Стрижка для куклы Тани».

Пятница:

  1. 4-По выбору детей,
  2. «Я - мастер по маникюру».

Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк» 

Апрель

Цель: Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их, помочь детям усвоить новую профессию ветиринар. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них. Закреплять умение строить разные жилища. Для домашних животных: лошадкам – конюшню, коровам – коровник, свиньям – свинарник, курочкам – курятник, уткам – утятник, собачке – будку. Воспитывать желание заботиться о домашних животных: кормить, поить, чистить жилище, выводить на «лужок», к «речке». Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, желание совместно строить, делиться деталями строителя, игрушками, умение играть в коллективе.

Формы работы: Наблюдение за животными; рассматривание иллюстраций «Домашние и дикие животные», «Зоопарк». Беседа «Профессии»; Д/Игры «Зоопарк»; «В деревне у бабушки», «Ветеринар лечит животных».

Предметная среда: Настольный и напольный конструктор. Фигурки животных, халат, шапочка, фонендоскоп, деревья, домики, коробки.

Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций: 

Понедельник:

  1.  «Ёжик и котик»,
  2. «Медвежонок и зайка моют машину»,
  3. «Построим зоопарк»,
  4. «Я ветеринар».

Вторник:

  1. «Поможем зайке»,
  2. «Стрижка для собачки»,
  3. «Поможем мишке»,
  4. «Дрессировщик в цирке».

Среда:

  1. «Цыплёнок и щенок»,
  2. «Построим птичник для цыплят»,
  3. «Накормим щенка»,
  4. По выбору детей.

Четверг:

  1. «Поросёнок потерялся»,
  2. «Утешим медвежонка»,
  3. По выбору детей,
  4. «Концерт зверей».

Пятница:

  1. «Чья очередь гулять с Тузиком»,
  2. По выбору детей,
  3. «Цирк зверей»,
  4. «Построим зоопарк».

Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Шофёр», «Почта», «Магазин», «Зоопарк».

Май

Цели: Развивать воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Развитие социального поведения, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь.

Дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

 Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций: 

Понедельник:

  1.  «Поликлиника»,
  2. «Салон красоты»,
  3. Игра по выбору детей,
  4. «Цирк зверей».

Вторник:

  1. Игра по выбору детей,
  2.  «Больница»,
  3. «Пароход»,
  4. Игра по выбору детей.

Среда:

  1. «Автобус»,
  2. Игра по выбору детей,
  3. «Зоопарк»,
  4. «Почта».

Четверг:

  1. «Магазин игрушек»,
  2. «В гостях у матрёшки»,
  3. Игра по выбору детей,
  4. «Семья».

Пятница:

  1. Игра по выбору детей,
  2. «Автомастерская»,
  3. «Супермаркет»,
  4. Игра по выбору детей.

Рекомендуемая литература:

  1. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» младший возраст;
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....