Информационно-познавательный проект в первой младшей группе на тему: «КНИГИ - ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!
проект (младшая группа)
В настоящее время идет снижение читательского интереса у детей. Дети не любят слушать и читать художественные произведения. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге.
Наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. В связи с этим, у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т. д., все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и модели поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knigi.doc | 916.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№32 «ЖУРАВУШКА»
Информационно-познавательный проект
в первой младшей группе на тему:
«КНИГИ - ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!
Авторы проекта: Грачёва Юлианна Петровна
Г. Выкса, 2020г.
Проект.
Тип проекта: Информационно-познавательный, творческий, художественно-речевой, краткосрочный.
Продолжительность: одна неделя
Место для проведения проекта: Групповая комната.
Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта: обмен информацией с родителями о лучших художественных произведениях для детей. Заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой.
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
- Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
- Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
- Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении изобразительной выставки на тему «В гостях у сказки».
Работа с родителями: воспитатели провели с родителями опрос «Что вы читаете дома с ребенком?». Создана выставка «Мои любимые сказки». Предоставлена наглядная информация в виде консультации, брошюр, памяток на темы: «Потешки – помощники в воспитании детей младшего дошкольного возраста!», «Что читать детям 3-4 лет?», «Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей», «Дидактические игры для развития речи детей», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет».
Предполагаемый результат: способствовать формированию интереса у детей к книгам и учить использовать прочитанное в игровой и продуктивной деятельности.
Актуальность
В настоящее время идет снижение читательского интереса у детей. Дети не любят слушать и читать художественные произведения. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге.
Наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. В связи с этим, у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т. д., все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и модели поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Низкая заинтересованность детей книгами, замена книги на мультфильмы и компьютер, небрежное отношение детей к книгам.
Предполагаемый результат:
- Знать о значении книги в жизни человека.
- Знать о том, что книгу нужно беречь.
- Изготовление детьми закладок для книг совместно с педагогом.
Предварительная работа:
• Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей со сказками, набор настольного театра.
• Оформление и оснащение книжного уголка.
• Подбор иллюстративного материала по теме «Детские писатели».
• Подбор загадок, пословиц о книге.
• Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Методы и формы реализации проекта
Раздел программы - Виды детской и совместной деятельности детей, воспитателей и родителей
Познание: расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями,
развивать интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям, обогащать представления о разнообразии книг, жанрах произведений, закреплять правила бережного отношения к книгам.
Беседы:
- «Любимые сказки»,
- «Кто пишет книги»
- «Наши друзья – книги»,
- «Книги разные нужны, книги разные важны».
НОД по ФЦКМ «Какие бывают книги?»
Рассматривание портретов детских писателей: А. Барто, К. Чуковский, С. Я. Маршак, Е. Благинина, В. Сутеев.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, стихотворениям, потешкам, прибауткам.
Социализация:
Ситуативный разговор:
- «Нужно ли беречь книги»,
- «Книжкина больница»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Книжный магазин»
Настольно-печатные игры:
- «Путешествие по русским народным сказкам»
- «Парные картинки»
- Пазлы «Теремок», «Курочка Ряба», «Красная шапочка»
Дидактические игры:
- «Расскажем сказку вместе»
- «Разрезные картинки»
- «Сложи картинку и узнай сказку»
- «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)
- «Расскажи сказку по картинкам: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»
Подвижные игры:
- «Кот и мыши»
- «Воробушки и автомобиль»
- «Найди свой домик»
- «Мы веселые ребята»
- «Зайка серый умывается»
- «Бабушка распутай нас»
Художественное творчество:
Рисование
- «Книжки-малышки»
- Раскраски по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси - лебеди», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; раскраски любимых героев произведений, и рассказ о нем (из какой сказки, что он делает, во что одет и т. д.)
Лепка:
- «Грузовик» (по стихотворению А. Барто «Грузовик»)
Аппликация:
- «Красивая закладка для книги»
Совместная работа с воспитателем:
Художественный ручной труд:
- коллективный труд «Больница для книг» - учить детей оказывать помощь в ремонте книг (подклеивание страниц у книг, прививать бережное отношение к книге.
Чтение художественной литературы
Чтение: русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, потешек, прибауток.
Русские народные сказки:
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Маша и медведь»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Заяц - хваста» (обр. А. Н. Толстого)
- «Гуси - лебеди» (обр. М. Булатова)
- С. Михалков «Три поросёнка»
- К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»
- Чтение и заучивание наизусть стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
- Песенки, потешки, прибаутки
Коммуникация: пересказ сказок, составление рассказов из личного опыта. Развивать комплекс выразительных средств для передачи литературного образа.
- Пересказ сказок (любимой сказки или, прочитанной дома с родителями)
- Выразительное чтение выученных стихов.
Театрализованные игры: драматизация сказок, выразительное чтение изученных стихов.
Драматизация:
- «Три поросёнка»
- «Теремок»
Безопасность - расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар»
Совместная работа с родителями:
1. Экскурсия в книжный магазин.
2. Индивидуальные беседы с родителями «Какие сказки читать детям?», «Читаем всей семьёй!».
3. Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
4. Выставка любимых домашних книг.
5. Пополнение библиотеки группы.
6. Помощь родителей в починке книг группы.
7. Консультации для родителей «Как научить ребенка любить книгу?», «Как воспитать в ребенке любовь к чтению».
8. Наглядная печатная информация для родителей:
«Стихи, потешки – помощники в воспитании детей!», ««Игры с детьми по развитию речи», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет».
Итоговое мероприятие:
Совместное изготовление и организация выставки «Закладки для книжки своими руками».
Полученные результаты:
Дети:
- У детей сформированы представления и знания о книге, а также интерес к ней.
- Детьми созданы работы по художественному творчеству.
- Организация выставки «Закладка для книжки своими руками», итоги, которой подводят дети, рассказывая в какую книгу, положили бы свою закладку.
- Дети стали бережнее относиться к книгам.
- Совместно с воспитателем дети стали подклеивать порванные книги.
- Внимательно слушают чтение книг вслух.
Родители:
- Привлечение родителей к жизни детского сада.
- Несколько родителей вместе с детьми совершили экскурсию в книжный магазин.
- Родители получили информацию о важности художественной литературы в развитии ребенка.
- Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.
Литература:
1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
2. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги»
3. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников»
4. Сергиенко Г. Н. «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ».
Потешки для знакомства с телом
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.
(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать).
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толсные подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок.
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Потешки - ладушки (зарядка для пальчиков).
- - Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.
(Водим пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
Потешки при купании.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки алели,
Чтоб ротик смеялся,
А зубик кусался.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты ручки так измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху ручки держала,
Вот они и загорели
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты ножки так измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху ножки держала,
Вот они и загорели
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты личико измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху личико держала,
Вот оно и загорело
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты спинку так измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху спинку держала,
Вот она и загорела
Взяла мама мыло, взяла мочалку и всю грязь смыла.
«Потешки – помощники в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор в воспитании детей
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
Потешки в воспитании детей
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Значение художественной литературы для всестороннего развития детей.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А.Барто, «Игрушки», З.Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой:
Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
- Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
- Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
- Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
- Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""
1. Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему «Наши верные друзья»
Цель: 1) развитие навыков произношения простых словосочетаний; ...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Папа и я – лучшие друзья»
Мысль о слабости и снижения воспмтательной роли современных отцов - один из распространненых стереотипов массового сознания. Однако наблюдается дефецит взаимодействия их как "команды". Важно...
Открытое занятие в первой младшей группе «Мыло – вода» - мои лучшие друзья.
Познакомить со свойствами и назначением мыла и воды....
Открытое занятие в первой младшей группе «Мыло – вода» - мои лучшие друзья.
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)...
Информационно-познавательный проект в первой младшей группе "Новогодний калейдоскоп"
Краткосрочный проект (2 недели) для детей 2 -3 летЦель проекта: Расширение знаний детей о празднике Новый год, его атрибутах. Обогащение социального опыта ребёнка через различные виды деятельности.Зад...
Открытое занятие в первой младшей группе «Мыло – вода» - мои лучшие друзья.
Познакомить со свойствами и назначением мыла и воды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31583321","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_la...