Информационно-познавательный проект в первой младшей группе на тему: «КНИГИ - ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!
проект (младшая группа)

Грачёва Юлианна Петровна

В настоящее время идет снижение читательского интереса у детей. Дети не любят слушать и читать художественные произведения. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге.

Наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. В связи с этим, у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т. д., все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и модели поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_knigi.doc916.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№32 «ЖУРАВУШКА»

Информационно-познавательный проект

 в первой младшей группе на тему:

«КНИГИ - ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!

Авторы проекта: Грачёва Юлианна Петровна

Г. Выкса, 2020г.

 Проект.

Тип проекта: Информационно-познавательный, творческий, художественно-речевой, краткосрочный.

Продолжительность: одна неделя

Место для проведения проекта: Групповая комната.

Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта: обмен информацией с родителями о лучших художественных произведениях для детей. Заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой.

Задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
  2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
  3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
  4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.

Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении  изобразительной  выставки на тему «В гостях у сказки».

Работа с родителями: воспитатели провели с родителями опрос «Что вы читаете дома с ребенком?». Создана выставка «Мои любимые сказки». Предоставлена наглядная информация в виде консультации, брошюр, памяток на темы: «Потешки – помощники в воспитании детей младшего дошкольного возраста!», «Что читать детям 3-4 лет?», «Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей», «Дидактические игры для развития речи детей», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет». 

Предполагаемый результат: способствовать формированию интереса у детей к книгам и учить использовать прочитанное в игровой и продуктивной деятельности.

Актуальность

В настоящее время идет снижение читательского интереса у детей. Дети не любят слушать и читать художественные произведения. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге.

Наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. В связи с этим, у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т. д., все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и модели поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

Низкая заинтересованность детей книгами, замена книги на мультфильмы и компьютер, небрежное отношение детей к книгам.

Предполагаемый результат:

- Знать о значении книги в жизни человека.

- Знать о том, что книгу нужно беречь.

- Изготовление детьми закладок для книг совместно с педагогом.

Предварительная работа:

• Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей со сказками, набор настольного театра.

• Оформление и оснащение книжного уголка.

• Подбор иллюстративного материала по теме «Детские писатели».

• Подбор загадок, пословиц о книге.

• Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.

• Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Методы и формы реализации проекта

Раздел программы - Виды детской и совместной деятельности детей, воспитателей и родителей

Познание: расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями,

развивать интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям, обогащать представления о разнообразии книг, жанрах произведений, закреплять правила бережного отношения к книгам.

Беседы:

- «Любимые сказки»,

- «Кто пишет книги»

- «Наши друзья – книги»,

- «Книги разные нужны, книги разные важны».

НОД по ФЦКМ «Какие бывают книги?»

Рассматривание портретов детских писателей: А. Барто, К. Чуковский, С. Я. Маршак, Е. Благинина, В. Сутеев.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, стихотворениям, потешкам, прибауткам.

Социализация:

Ситуативный разговор:

- «Нужно ли беречь книги»,

- «Книжкина больница»

Сюжетно – ролевые игры:

- «Книжный магазин»

Настольно-печатные игры:

- «Путешествие по русским народным сказкам»

- «Парные картинки»

- Пазлы «Теремок», «Курочка Ряба», «Красная шапочка»

Дидактические игры:

- «Расскажем сказку вместе»

- «Разрезные картинки»

- «Сложи картинку и узнай сказку»

- «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)

- «Расскажи сказку по картинкам: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

Подвижные игры:

- «Кот и мыши»

- «Воробушки и автомобиль»

- «Найди свой домик»

- «Мы веселые ребята»

- «Зайка серый умывается»

- «Бабушка распутай нас»

Художественное творчество:

Рисование

- «Книжки-малышки»

- Раскраски по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси - лебеди», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; раскраски любимых героев произведений, и рассказ о нем (из какой сказки, что он делает, во что одет и т. д.)

Лепка:

- «Грузовик» (по стихотворению А. Барто «Грузовик»)

Аппликация:

- «Красивая закладка для книги»

Совместная работа с воспитателем:

Художественный ручной труд:

- коллективный труд «Больница для книг» - учить детей оказывать помощь в ремонте книг (подклеивание страниц у книг, прививать бережное отношение к книге.

Чтение художественной литературы

Чтение: русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, потешек, прибауток.

Русские народные сказки:

- «Колобок»

- «Курочка Ряба»

- «Маша и медведь»

- «Лиса, заяц и петух»

- «Теремок»

- «Заяц - хваста» (обр. А. Н. Толстого)

- «Гуси - лебеди» (обр. М. Булатова)

- С. Михалков «Три поросёнка»

- К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»

- Чтение и заучивание наизусть стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

- Песенки, потешки, прибаутки

Коммуникация: пересказ сказок, составление рассказов из личного опыта. Развивать комплекс выразительных средств для передачи литературного образа.

- Пересказ сказок (любимой сказки или, прочитанной дома с родителями)

- Выразительное чтение выученных стихов.

Театрализованные игры: драматизация сказок, выразительное чтение изученных стихов.

Драматизация:

- «Три поросёнка»

- «Теремок»

Безопасность - расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар»

Совместная работа с родителями:

1. Экскурсия в книжный магазин.

2. Индивидуальные беседы с родителями «Какие сказки читать детям?», «Читаем всей семьёй!».

3. Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».

4. Выставка любимых домашних книг.

5. Пополнение библиотеки группы.

6. Помощь родителей в починке книг группы.

7. Консультации для родителей «Как научить ребенка любить книгу?», «Как воспитать в ребенке любовь к чтению».

8. Наглядная печатная информация для родителей:

«Стихи, потешки – помощники в воспитании детей!», ««Игры с детьми по развитию речи», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет».

Итоговое мероприятие:

Совместное изготовление и организация выставки «Закладки для книжки своими руками».

Полученные результаты:

Дети:

- У детей сформированы представления и знания о книге, а также интерес к ней.

- Детьми созданы работы по художественному творчеству.

- Организация выставки «Закладка для книжки своими руками», итоги, которой подводят дети, рассказывая в какую книгу, положили бы свою закладку.

- Дети стали бережнее относиться к книгам.

- Совместно с воспитателем дети стали подклеивать порванные книги.

- Внимательно слушают чтение книг вслух.

Родители:

- Привлечение родителей к жизни детского сада.

- Несколько родителей вместе с детьми совершили экскурсию в книжный магазин.

- Родители получили информацию о важности художественной литературы в развитии ребенка.

- Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.

Литература:

1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»

2. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги»

3. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников»

4. Сергиенко Г. Н. «Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ».

http://www.xn--541-5cd3cgu2f.xn--p1ai/images/novosti/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80.jpg

Потешки для знакомства с телом

http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Ротик мой умеет кушать, 
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, 
Ручки - все хватать-хватать. 
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки 
(в этот момент пощекотать).
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толсные подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок. 
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Где же наши ушки? 
Слушают пестушки!
А где глазки? 
Смотрят сказки!
А где зубки? 
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 

Потешки - ладушки (зарядка для пальчиков).

  • - Ладушки, ладушки,
    Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили, поели,
    Домой, полетели! 
    (машем ручками, а затем кладём их на головку)
    На головку сели!
    Ладушки запели. 
    http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
    (Водим пальчиком по ладошке)
    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.
    (загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

Раз, два, три, четыре, пять! 
Вышли пальчики гулять! 
Этот пальчик - гриб нашел, 
Этот пальчик - чистит стол, 
Этот - резал, 
Этот - ел. 
Ну, а этот лишь глядел! 

Потешки при купании.

http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif
Кран, откройся! 
Нос, умойся! 
Мойтесь сразу, 
Оба глаза! 
Мойтесь, уши, 
Мойся, шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, мойся, 
Обливайся! 
Грязь, смывайся! 
Грязь, смывайся!
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки алели,
Чтоб ротик смеялся,
А зубик кусался. 
http://www.kindergenii.ru/images/flower.gif 
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты ручки так измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху ручки держала,
Вот они и загорели
Ах, ты, девочка чумазая, 
Где ты ножки так измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху ножки держала,
Вот они и загорели
Ах, ты, девочка чумазая, 
Где ты личико измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху личико держала,
Вот оно и загорело
Ах, ты, девочка чумазая, 
Где ты спинку так измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху спинку держала,
Вот она и загорела
Взяла мама мыло, взяла мочалку и всю грязь смыла. 

«Потешки – помощники в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор в воспитании детей

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песнипестушкипотешкиприбауткисказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Потешки в воспитании детей

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Значение художественной литературы для всестороннего развития   детей.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей  любви к  Родине, к родной  природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А.Барто, «Игрушки», З.Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой:

Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

  • Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
  • Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
  • Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
  • Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""

1.      Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему «Наши верные друзья»

Цель:  1) развитие навыков  произношения  простых  словосочетаний;                                 ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Папа и я – лучшие друзья»

Мысль о слабости и снижения воспмтательной роли современных отцов - один из распространненых стереотипов массового сознания. Однако наблюдается дефецит взаимодействия их как "команды". Важно...

Открытое занятие в первой младшей группе «Мыло – вода» - мои лучшие друзья.

Познакомить со свойствами и назначением мыла и воды....

Открытое занятие в первой младшей группе «Мыло – вода» - мои лучшие друзья.

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)...

Информационно-познавательный проект в первой младшей группе "Новогодний калейдоскоп"

Краткосрочный проект (2 недели) для детей 2 -3 летЦель проекта: Расширение знаний детей о празднике Новый год, его атрибутах. Обогащение социального опыта ребёнка через различные виды деятельности.Зад...

Открытое занятие в первой младшей группе «Мыло – вода» - мои лучшие друзья.

Познакомить со свойствами и назначением мыла и воды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31583321","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_la...