Комплексно-тематический план организации наблюдений в природе и художественно-творческой деятельности дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 города Кузнецка
Комплексно-тематический план
организации наблюдений в природе
и художественно-творческой деятельности дошкольников
«Природа и фантазия»
Выполнила:
О.А.Загарина
воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка
Кузнецк, 2018
Перспективно-тематический план наблюдений в природе в старшей группе
Месяц | Наблюдения в природе | Художественно-творческая деятельность детей |
Сентябрь | В солнечный день посмотреть на небо сквозь ветви. Разнообразная окраска листьев особенно подчеркивает синий цвет неба. Медленно плывут облака. Формировать начальные представления о движении облаков. Развивать умение определять характер движения (движутся медленно). | Рисование с элементами аппликации из ваты «Облака — белокрылые лошадки» |
Октябрь | Рассмотреть листья деревьев. Сравнить их по форме листовой пластинки, цвету, размеру. Полюбоваться красотой листопада. | Аппликация из листьев «Вальс осенних листьев». |
Ноябрь | Наблюдение за осенним дождем. Он мелкий, холодный, в лужах много пузырьков воздуха. Это к ненастью, к дождливой погоде. Расширять и уточнять представления детей о сезонных явлениях в природе. | Рисование по мокрой бумаге «Грустный дождик». |
Декабрь | Рассмотреть, как падает снег — снежинками, хлопьями, крупой. Познакомить с тем, что в зависимости от погоды снежинки могут быть разной формы. | Композиция в технике вырезывания, объемной аппликации и квилинга «Хоровод снежинок». |
Январь | Рассмотреть ель и сосну. Закрепить умения детей различать эти деревья. Уточнить знания о том, что сосна и ель — вечнозеленые растения. | Декоративная композиция из веток хвойных деревьев и пенопласта «Веточки ели и сосны в снегу» |
Февраль | Наблюдение снегирей. Предложить прислушаться к их мелодичному посвистыванию. Распознавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закреплять умение вести себя около кормушки спокойно | Аппликация «Снегири на ветках рябины». |
Март | Первое весеннее пробуждение растений показать на иве. Еще только начал таять снег, а на иве появились серебристые, пушистые почки. Обратить внимание на то, что они покрыты пухом — так они предохраняются от холода. Показать весеннее пробуждение растений. | Объемная аппликация из салфеток «Уж ива вся пушистая» |
Апрель | Спросить детей, что надо сделать, чтобы удалить воду с участка? Вместе с детьми пройти по пути ручейков, показать, куда они текут. развивать наблюдательность, умение делать выводы по результатам наблюдений. | Конструирование из природного и бросового материала (кора деревьев, береста, пенопласт, пластмассовые емкости) «Плывет, плывет кораблик». |
Май | Длительное наблюдение за развитием одуванчика. Закрепить знания о цикле развития одуванчика. | Сочетание рисования с аппликацией из ниток «Одуванчики на лужайке». |
Июнь | Рассмотреть созревающие ягоды земляники. Отметить, где больше спелых ягод (в тени или на освещенном месте). Показать зависимость созревания от степени освещенности и тепла. | Лепка из пенопластового пластилина , соленого теста с последующим раскрашиванием «Ягодное лукошко» |
Июль | Наблюдение за приближением грозы. Какое небо, как сверкает молния, как грохочет гром. Закреплять умение наблюдать, показывая причинно-следственные связи явлений. | Рисование на тонированной бумаге «Перед грозой». |
Август | Предложить назвать бабочек и других насекомых, которых видно из-за свойственной этим живым существам окраски. Подвести к пониманию зависимости окраски от среды обитания. | Оригами «Бабочки на цветах». |
Перспективно-тематический план наблюдений в природе в младшей группе
Месяц | Наблюдения в природе | Художественно-творческая деятельность детей |
Сентябрь | Осмотреть грядки на огороде. Выдернуть морковь. Рассмотреть ее , отметить величину, цвет, форму. Закреплять знания о внешнем виде овощей. | Рисование по трафаретам «Овощи». Аппликация «Консервируем овощи» |
Октябрь | Предложить собрать опавшие листья. Рассмотреть их. Упражнять в различении листьев березы и тополя по цвету, величине. | Печатание штампами из пенопласта «падают, падают листья». |
Ноябрь | Спросить детей, тесть ли ветер? Обратить внимание на ветви деревьев, на них почти нет листьев, они опали. Подводить к установлению простейших связей: дует ветер – качаются ветви деревьев. | Конструирование из природного материала (семена клена) «Вертушок». |
Декабрь | Рассмотреть стволы деревьев на участке. Обратить внимание, что у одних ствол толстый, у других - тонкий. Предложить детям обхватить ствол тонкого дерева, затем – толстого. | Рисование с элементами аппликации из ваты «Деревья в снегу» |
Январь | Наблюдение за падающим снегом. Формировать представление о том, что он падает отдельными снежинками, познакомить со свойствах снега. | Рисование пальчиком, тычком «На деревья, на лужок тихо падает снежок». |
Февраль | Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке. Полюбоваться ими, закрепить знания о внешнем виде птиц. Воспитывать желание оказывать действенную помощь им в холодное время года. | Выкладывание изображений птиц с помощью ниток, шнурков «Птицы». |
Март | Обратить внимание на весеннее солнце. Оно яркое, теплое. Предложить поиграть с с солнечным зайчиком. Отойти в тень. Выяснить, греет ли солнышко в тени. Развивать наблюдательность, подводить детей к простейшим выводам. | Тампонирование по трафарету «Солнышко, покажись. Красное, нарядись». |
Апрель | Отметить, что там, где снег растаял, появилась зеленая трава, она яркая, свежая. Воспитывать любовь к родной природе. | Пластилинопластика «Травка». |
Май | Рассмотреть божью коровку. Уточнять представления о ее внешнем виде. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым. | Лепка из соленого теста «Божья коровка на зеленом листочке». |
Июнь | Рассмотреть с детьми одуванчик. Продолжать знакомить со строением растения и называть его части. | Рисование вдвоем «Одуванчики-цветы, словно солнышко, желты» |
Июль | Рассмотреть собаку со щенками. Выяснить, чем отличаются щенята от взрослого животного. | Аппликация из шерстяных ниток «Мой друг щенок» |
Август | Наблюдение бабочек. Предложить рассмотреть пеструю и яркую окраску. Воспитывать умение спокойно вести себя около них. | Объемная аппликация «Бабочка». |
Перспективно-тематический план наблюдений в природе в средней группе
Месяц | Наблюдения в природе | Художественно-творческая деятельность детей |
Сентябрь | Наблюдение на огороде во время сбора урожая. Формировать представления об особенностях выращивания огурцов, моркови, картофеля (вырастают из семян, необходимые условия развития, уход). Воспитывать интерес к природе. | Лепка из соленого теста «Урожай собирай и на зиму запасай». |
Октябрь | В ветреную погоду наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра предложить поиграть с вертушкой, с султанчиком. Рассмотреть, как качаются ветки деревьев. Развивать наблюдательность. | Объемная аппликация из ваты «Белая вата плывет куда-то». |
Ноябрь | Рассмотреть растения участка, отметить состояние деревьев, кустарников, трав. Отметить изменения, с ними произошедшими: листья опали, травы увяли – все это признаки осени. | Рисование с элементами аппликации из засушенных листьев и семян растений «Осенний пейзаж». |
Декабрь | Наблюдение деревьев и кустов после снегопада. Обратить внимание, как от сверкает и искрится на солнце. Предложить детям угадать виды деревьев, назвать признаки, по которым догадались дети. | Печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиком «Снежная сказка» |
Январь | Наблюдения за серой вороной: большая, серая птица, голова и крылья черные. Клюет все, что попало, но особенно любит кусочки сала и мяса. Продолжать расширять знания о зимующих птицах. | Пластилинопластика, наложение крупы (гречка, рис) «Пластилиновая ворона» |
Февраль | Наблюдение сосулек. Рассказать, что они появляются в конце зимы, когда чаще пригревает солнышко и становится теплее. Сосульки твердые, холодные, от тепла тают. Рассказать, как появляются сосульки: это снег превращается под действием солнца в воду, а затем замерзла, образуя лед. | Вырезывание, аппликация «Ледяная бахрома» |
Март | Наблюдение снега. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, какой он был в начале зимы. Обратить внимание, что из-под снега бегут ручьи, их с каждым днем становится все больше. Развивать умение сравнивать, наблюдать. | Тампонирование поролоном «Снег теперь уже не тот...» |
Апрель | Наблюдение за скворцом в скворечнике. Послушать его пение. Обратить внимание на его блестящее оперение. Наблюдать, чем заняты пернатые. Обратить внимание на общее оживление. Воспитывать умение спокойно вести себя около птиц. | Аппликация из гофрированного картона, рисование по шаблону «Скворечник для скворца » |
Май | Наблюдение мать-и-мачехи. Это первоцвет весны. Сравнить с одуванчиком: стебель у одуванчиком гладкий, а у мать-и-мачехи он покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья Цветки мать-и-мачехи чутки к погоде: если пойдет дождь, они закроются воспитывать бережное отношение к растениям. | Тычок жесткой полусухой кистью «Первоцвет». |
Июнь | Наблюдение за кузнечиком: тело у него удлиненное, цвет золотистый, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики. Обратить внимание на строение ног кузнечика – «коленками назад». Кузнечик может быстро ползать и прыгать. Подвести детей к выводу, что кузнечик живет в траве и сам похож на траву (по форме и цвету), поэтому его трудно заметить. Это помогает ему спасаться от врагов. Познакомить детей с элементарными способами маскировки живых организмов в природе. | Аппликация из шерстяных ниток «Травка для кузнечика» |
Июль | Рассматривание темных туч во время грозы. В июле грозы бывают часто. После грозы тепло, можно полюбоваться радугой. Воспитывать реалистические представления о явлениях неживой природы. | Аппликация из мятой бумаги серого цвета, рисование «Темная птица по небу мчится». |
Август | Рассмотреть разные виды грибов. Объяснить, что среди них есть ядовитые для человека, но нужные для животных и насекомых. Рассмотреть мухомор, отметить его яркие признаки. Формировать правила ОБЖ и бережное отношение к объектам природы. | Штампы из разных материалов (картофель, пенопласт, ластик) «У медведя во бору грибы, ягоды беру». |
Перспективно-тематический план наблюдений в природе
в подготовительной к школе группе
Месяц | Наблюдение в природе | Художественно-творческая деятельность |
Сентябрь | Наблюдение за пауком. Расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе. | Ниткоплетение «Паучок плетет паутину» |
Октябрь | Наблюдение за рябиной. Продолжать знакомить детей с рябиной: (об отличительных особенностях внешнего вида дерева, строении листьев, полезных свойствах ягод). | Декоративное панно «Ветка рябины». Применение скатывания бумаги. |
Ноябрь | Наблюдение за перелетными птицами. Закреплять знания о перелетных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, уметь выделять признаки живого организма. | Скатывание бумаги, оттиск пробкой, рисование пальчиками «Летят перелетные птицы». |
Декабрь | Наблюдение хвойными деревьями. Закреплять знания о деревьях; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. | Конструирование из цветных салфеток «Елка». |
Январь | Наблюдение за метелью. Формировать представление о движении снега в ветреную погоду. | Черно-белый граттаж «Вдоль по улице метелица метет». |
Февраль | Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели. На примере сравнения снегиря со свиристелем изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения); воспитывать познавательный интерес к птицам. | Набрызг по трафарету «Птицы на ветке» |
Март | Наблюдение за капелью. Закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям. | Симметричное вырезывание, объемная аппликация «Весенняя капель». |
Апрель | Наблюдения за растениями и кустарниками на участке. Закреплять представление о том, что любое деево, кустарник — живое существо. | Монотипия про мокрой бумаге «К нам весна шагает...» |
Май | Наблюдение за подорожником. Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. | Отпечатки листьев «Зеленая аптека». |
Июнь | Наблюдение за камнями. Знакомить с разнообразием камней и их свойствами. | Конструирование из камней «Черепашка». |
Июль | Наблюдение за муравейником на экологической тропе. Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе. | Кляксография трубочкой «Не обижайте муравья». |
Август | Прогулка во фруктовый сад. Закреплять знания о фруктовых деревьях и кустарниках. | Цветной граттаж, «Дачный сад» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201544-1360594840.jpg)
Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-370922-1387517774.jpg)
План методической разработки программы по развитию художественно-творческой деятельности дошкольников «Мастерская Незнайки» на 2013-2014 учебный год
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506767-1414242676.jpg)
Организация наблюдений в природе летом
проводимые летом занятия, экскурсии, целенаправленные прогулки...
Организация наблюдений в природе летом
занятия; экскурсии; целенаправленные прогулки...
Консультация для воспитателей "Организация наблюдений на природе"
Консультация для воспитателей «Организация наблюдений наприроде» Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавате...
Организация наблюдения в природе как одна из форм познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Конспект наблюдения на прогулке...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/20/picture-906284-1645388665.jpg)
Организация наблюдений в природе
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменен...