«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
учебно-методический материал (младшая группа)
План профессионального самообразования воспитателя Шакировой Г.Р.
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» за 2020-2021 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразоваию | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План профессионального самообразования воспитателя Шакировой Г.Р.
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» за 2020-2021 уч.год
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать».
Ж. Ж. Руссо
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ
Актуальность
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
В настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и вдошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Содержание гендерного сознания детей третьего года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: т. е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки - женские роли.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым достигая компенсации.
В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль.
С младенческого возраста родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).
Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:
достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется, возможность проиграть мужскую модель поведения;
наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь | Подбор литературы | Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете. Изучение труда «Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки» И.А.Загайнова в интернете. | Конспекты, выдержки из используемой литературы по разделам. |
Октябрь | Изучение особенностей гендерного воспитания детей дошкольного возраста | Изучение работы Дороновой Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду». | Оборудовать уголки для мальчиков и девочек. |
Ноябрь | Изучение опыта работы педагогов дошкольного образования по теме гендерного воспитания в ДОУ | Изучение опыта работы детских садов: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора». | Картотека потешек. |
Декабрь | Формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности | Изучение работы Поповой Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” и Клециной И.С. «Гендерная социализация»
| Картотека игр по гендерному воспитанию. Изготовление подарков для мам, пап, сверстников. |
Январь, февраль | Рассмотреть проявления гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста | Изучение дипломной работы Лисицыной О.В. «Экспериментальное исследование гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста» в интернете. Методики тестирования детей по А.И. Захарову, Н.П. Царёвой, Я.С. Коломинского. | Картотека сюжетно-ролевых игр Таблица результатов тестирования детей. Статья в сборник. |
Март, апрель | Расширение и обогащение гендерного опыта детей с помощью сказок | Поиск новых детских книг на тему гендерных различий, изучение. Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми. | Библиотека книг со сказками. Настольные театры. |
Апрель | Самореализация | Открытый показ ОД в ясельной группе. | Открытое занятие с учетом гендерных особенностей детей. |
Май | Самореализация | Формирование у родителей и педагогов гендерной компетентности | Консультация для родителей Анкета для воспитателей Консультация для воспитателей. Анкета для родителей. Памятка для родителей |
Работа с детьми:
Подвижная игра «Мотыльки»
Задачи:
учить выполнять определенные движения по образцу;
повысить двигательную активность;
воспитывать интерес к подвижным играм.
Д/игра «Крупный строительный материал»
Задачи:
формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления;
учить создавать разнообразные фигурки и постройки.
П/игра «Птичка»
Задачи:
учить выполнять определенные движения по образцу;
развиватьумения быстро бегать;
прививать интерес к подвижным играм;
П/игра «Воробушки»
Задачи:
развивать умение детей соотносить свои движения со словами взрослого;
формировать представление о внешних признаках человека (руки, ноги, голова);
воспитывать интерес к подвижным играм и совместной деятельности.
Д/игра "Подарки для Саши и Маши"
Задачи:
учить различать и классифицировать одежду;
формирование гендерных представлений у детей;
обогащать словарный запас существительными и прилагательными.
П/игра «Мышки-трусишки»
Задачи:
учить детей действовать в соответствии с текстом; бегать стайкой не наталкиваясь друг на друга;
развивать координацию движений;
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Д/игра «Подбери одежду для куклы Вани»,
Д/игра «Подбери одежду для куклы Кати»Задачи:
расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда);
закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).
Д/игра «Найди пару варежке»
Задачи:
учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство цвет;
развивать умение понимать слова «такая», «не такая»;
воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.
«Ушки на макушке»
Задачи:
учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по внешним признакам;
развивать слуховое внимание;
«Собираемся в гости»
Задачи:
учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки);
развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными;
воспитывать желание девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид.
Чтение стихотворения «Грузовик»(А. Барто)
Задачи:
учить договаривать фразы;
развивать речевой аппарат;
прививать любовь к чтению художественной литературе
Пальчиковая игра «Семья»
Задачи:
учить называть членов семьи;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к совместной деятельности.
ОД «Девочки и мальчики»
Задачи:
учить детей быть внимательными друг к другу;
развивать классификационные умения на примере предметов одежды;
воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Художественная деятельность «Укрась платье для куклы» учить держать кисть, чуть выше железного наконечника;
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
Формировать правильную позу при рисовании.
Чтение стихотворения «Наша Таня громко плачет…» (А. Барто)Задачи:
учить внимательно слушать;
развивать речевой аппарат;
прививать любовь к чтению художественной литературе.
Музыкальная игра «Поссорились»Задачи:
учить ритмичным движениям;
развивать умение слушать простую мелодию;
прививать интерес к музыке.
Литература
1.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб, 2001.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. Питер, 2005.
3. Введения в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 2005.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., Питер, 2006.
5. Практикум по гендерной психологии. ? Под ред. И.С. Клециной. Спб., Питер, 2004.
Дополнительная:
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991, №4
2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.
3. Буракова М. Маскулинность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд, 2000, № 3.
4. Вейнингера О. Пол и характер. М.: Латард, 1997.
5. Гендерные разночтения: Материалы межвузовской конференции молодых исследователей «гендерные отношения в свременном обществе: глобальное и локальное» / Отв.ред. М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2005.
6. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
8. Майерс Д. Социальная психология. СПб., Питер, 2000.
9. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / ред. О. А. Ворониной, М., 2001.
10. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / ред. О. А. Ворониной, М., 2000
11. Юферева Т. Л. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
12. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. М., Флинта, 2003.
13. Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1980, 2000.
14. Чекалина А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: «Ось89», 2006.
15. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
16. Евтушенко И. Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста //Начальная школа: плюс до и после. – 2007. № 5. – С. 64-67.
17. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям школьным психологам. – СПб., 2001.
18. Кутовая Н. Комментарии к курсу «Гендерная социализация и образование: теория и практика» //Интернет ресурс: http://ivanovo.ac.ru/icgs/material/pl3.htm
19. Клецина И. С. Гендерная социализация. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
20. Штылева Л. В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерныйподход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. С. 77–87.
21. Доронова Т. Н.Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....