Картотека опытно - исследовательской деятельности " Волшебницы - вода".
картотека (подготовительная группа)
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_s_vodoy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов « Волшебница – вода».
* подготовительная группа*
Опыт №1. « Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочку или ложечку. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет. Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком – нет.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт №2. « У воды нет вкуса».
Предложить детям, попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убеждённо говорят, что вода очень вкусная. Предложить детям для сравнения попробовать молоко или сок. Есть ли они убедились, пусть еще раз попробуют воду. Воспитатель должен доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышать от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: « Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.
Опыт№2. « У воды нет запаха».
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет ( если совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений, они начнут вас уверять, что вода приятно пахнет. Пусть понюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако уточнить, что вода из водопроводного крана, может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной, для нашего здоровья.
Опыт№3. « Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода бывает разной температуры.
Предложить детям стаканчики с водой, разной температуры ( горячая вода – идет пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, а в каком теплая ( при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Уточнить, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры – и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры. От них как от термоса с горячей водой идет пар. Как вы думаете могут ли кто – нибудь жить в таком горячем доме? Жильцов там очень мало, но они есть – например, некоторые водоросли.
Опыт№4 « Лёд – твёрдая вода».
Принести сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребёнок наблюдал за своей сосулькой. Ребёнок должен следить за состоянием сосульки в тёплом помещение. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшается сосулька, или кубик льда. Что с ними происходит?
Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
ВЫВОД: Лед, снег – это тоже вода.
Опыт№5 « Пар – это тоже вода».
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт №6 « Вода – жидкая, может течь».
Предложить детям два стаканчика – один с водой, другой - пустой, и предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое « жидкая», предлагаю им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7 « В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Взять два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать ложкой. Что получается? Растворится песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомнить детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный? А если бы на дне реки, был сахарный песок? Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краски в ней растворились.
Опыт №8 « Вода нужна всем».
Предложить каждому ребенку две горошинки или две фасоли. Одну из них он положит на блюдце в замоченную ватку и будет постоянно поддерживать во влажном состояние. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую ватку и не будет ее смачивать водой. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошин появится росточек, а в какой – нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедиться в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт № 9 « Растения пьют воду».
Подставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время, стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения пьют воду.
Опыт №10 « Друзья – враги».
Масло и вода – жидкости, которые никогда на смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета. Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт № 11 « Спичка – пленница».
Положить спичку на лед. Насыпать сверху немного соли, и мы увидим, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующая вода, тут же замерзает.
Опыт№12 « Капельки».
Из бутылочки на блюдце капнуть несколько капель воды, капельницу держите достаточно высоко над блюдцем, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт № 13 « Вода способна смачивать и очищать предметы».
Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учеными признано это.
С любого грязнули всю грязь без следа,
Смоет обычная наша вода.
Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите её на поверхность воды, в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани, и смачивает ее. Точно также вода будет питать те веточки, которые мы поставили в сосуд с водой.
Опыт № 14 « Животворное свойство воды».
Заранее срежьте ветки быстрораспускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеить на него этикетку « Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть веточки. После этого поставьте ветки в воду и объяснить детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставить веточки на видное место. Пройдет время и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни. И вы им покажите по теме « Деревья».
Опыт № 15 « Вода не имеет формы».
Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Предлагаю рассмотреть кубик льда, ( напомнить что лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на ладошку или на стол. Нет, в любом месте он остается кубиком ( до тех пор пока не растает). А жидкая вода? Предлагаю налить воду в сосуд, кувшин, стакан ( любую посуду). Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит жидкая вода не имеет формы.
Опыт № 16 « Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Опыт № 17 « Иней».
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идёт. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно исследовательский проект "Волшебница вода"
Данный проект является базой для развития опытной и исследовательской деятельности для дошкольников. Основной целью проекта является развитие самостоятельной поисковой деятельности в области природы и...
Опытно – экспериментальная деятельность: «Волшебница - вода»
Познавательное развитие...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Волшебница-вода
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.2. Развивать любознательность, мышление и ...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе
Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...
Проект по опытно-исследовательской деятельности "Волшебница Водица"
Проект по опытно-исследовательской деятельности"Волшебница Водица"...
Опытно- экспериментальная деятельность " Волшебница вода".
laquo;Волшебница-вода». Конспект занятия по ОО «Познание». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе.Цель деятельности: дать представление о воде; познакомить со значен...
Открытое интегрированное занятие в средней группе (опытно-экспериментальная деятельность) "Волшебница-Вода"
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Экология», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество&raqu...