Экспериментируем и играем на подносе с малышами.
статья (младшая группа)

Мартынюк Ольга Владимировна

Актуальность:

Актуальность определяется необходимостью расширять кругозор детей и удовлетворять их любознательность, так как ранний возраст предполагает пик накопления знаний и умений. В этом возрасте дети только начинают познавать мир, поэтому способны удивляться самым простым вещам. Передо мной, как воспитателя детского сада встал вопрос: как сделать жизнь малышей интересной и увлекательной? Изучая, методическую литературу по организации работы раннего возраста, остановилась на учебно-практических пособиях авторов А.Бостельман, М.Финк «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду» под редакцией С.Н.Бондаревой, «Элементарные игровые действия детей до 3 лет» под редакцией Н.А.Воробьевой.

       Данные пособия помогли мне определить тему моей работы «Игры и эксперименты с неоформленным бросовым материалом, направленных на формирование игровой и опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_publikatsiya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

               Экспериментируем и играем на подносе с малышами.

       Актуальность:

Актуальность определяется необходимостью расширять кругозор детей и удовлетворять их любознательность, так как ранний возраст предполагает пик накопления знаний и умений. В этом возрасте дети только начинают познавать мир, поэтому способны удивляться самым простым вещам. Передо мной, как воспитателя детского сада встал вопрос: как сделать жизнь малышей интересной и увлекательной? Изучая, методическую литературу по организации работы раннего возраста, остановилась на учебно-практических пособиях авторов А.Бостельман, М.Финк «Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду» под редакцией С.Н.Бондаревой, «Элементарные игровые действия детей до 3 лет» под редакцией Н.А.Воробьевой.

       Данные пособия помогли мне определить тему моей работы «Игры и эксперименты с неоформленным бросовым материалом, направленных на формирование игровой и опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

       Цель: за счет пополнения РППС группы неоформленным бросовым материалом повысить уровень развития познавательных процессов детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь), их мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

       Задачи:

-формировать у детей интерес к простейшим опытам, по средствам игр на подносе с бросовым материалом;

-стимулировать речевую активность детей в играх и экспериментах;

-развивать мелкую моторику у детей;

-взаимодействовать и сотрудничать с родителями воспитанников.

       Определив цель и задачи, приступила к практической части реализации данной темы. Первым шагом стало оформление центра экспериментирования «Фиксики», центр был обогащен различным неоформленным бросовым материалом (пластмассовые пробки, палочки от мороженного, пуговицы разного цвета и размера, губки для посуды разноцветные, ореховая скорлупа, шишки, камешки, втулки от туалетной бумаги, клубки ниток, катушки от ниток, прищепки, малярные кисти), изготовлены своими руками подносы на каждого ребенка, внесены емкости разного объема, сито, воронки, контейнеры с сыпучими материалами (крупа, фасоль, песок), все это нам пригодится для проведения опытов и игр. С подгруппой детей (5-6 человек) мы начали изучать какие игры и какие простые опыты мы можем проводить в центре «Фиксики», постепенно все детки были охвачены и знакомы с материалами центра и с тем, что можно из него делать. Интерес детей к данному центру не угасает и сейчас.

       Мной была разработана картотека игр и экспериментов с неоформленным бросовым материалом.

      1.Эксперимент «Дождик из крупы»

      Цель: развитие координации и глазомера.

Оборудование: поднос, кувшин с крупой, стакан, прозрачный сосуд с узким горлышком.

Как в это играют: детям предлагают наполнить пустые сосуды крупой, при этом дать возможность самостоятельно решить задачу как насыпать крупу, чтобы не рассыпать. Проводя данный эксперимент, дети смотрят на воронку и наблюдают, что в разных сосудах крупа струится с разной скоростью.

2.Игра «Хитрые палочки»

Цель: развитие внимательности и умение применять простейшие схемы в конструировании.

Оборудование: палочки от мороженного, карточки-схемы, подносы, разделенные на две половины.

Как в это играют: детям предлагается рассмотреть и выбрать понравившуюся карточку, выложить фигуры, композиции на подносе. В одной половине располагается схема, а в другой ребенок выкладывает композиции. В данной игре дети изучают и закрепляют геометрические фигуры, закрепляют понятия один много.

      3.Игра «Кладоискатели»

      Цель: развитие способности распознавать предметы по некоторым признакам.

       Оборудование: поднос, три разные по объему чаши, песок, ситечко, совочек, мелкие камушки, ракушки и т.п.

       Как в это играют: ребятам рассказывается занимательная история о том, что кто-то спрятал в песок клад. После этого предлагается решить задачу, как же можно отыскать спрятанные предметы. Чтобы интерес к игре не пропал, следует время от времени менять предметы и придумывать разные истории. Играя в данную игру, у детей развивается интерес к окружающему миру.

       4.Игра «Четыре цвета, четыре предмета»

       Цель: развитие умений распознавать предметы по цвету. Развитие мелкой моторики рук.

       Оборудование: поднос, четыре цветных емкости, предметы четырех цветов (круглые маленькие шарики или пробки и т.п.)

        Как в это играют: Малышам предлагается разложить предметы по цвету. В процессе извлечения предметов у детей автоматически развиваются навыки сортировки предметов по определенному признаку.

        Играя, проводя опыты, всегда просила своих малышей рассказать, что делают, что получается, пробовать делать простейшие выводы, проговаривать сложные слова для стимулирования речевой активности малышей.

Решая задачу, взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников мной был организован мастер-класс «Играем с мамой». Содержанием данного мастер-класса явилось предложение родителям игр с ребенком дома с использованием бросового материала, который всегда есть под рукой. Например, «Строим из губок для посуды», «Золушка» сортировка макарон, фасоли и других предметов по разным признакам, «рисование на манной крупе», «Мозаика из пуговиц», «Цветные капельки» (капаем пипеткой на любую поверхность).

         Таким образом, систематическая работа в центре «Фиксики» по экспериментированию и игровой деятельности с бросовым материалом способствовала познавательному развитию младших дошкольников, позволила качественно повысить уровень знаний детей о предметах и их применении в игровой деятельности. С появлением центра «Фиксики» жизнь моих малышей стала интересной, увлекательной, это подтверждается тем, что этот уголок в групповой комнате никогда не пустует и детские возгласы восторга не утихают!

Список литературы:

   

Бостельман А., Финк М. Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду. под редакцией С.Н.Бондаревой, Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. –М., 2015.

Бостельман А., Финк М. Элементарные игровые действия детей до 3 лет. Наблюдаем, поддерживаем и развиваем. под редакцией Н.А.Воробьевой, Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. –М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с красками для малышей

Рисуем вместе с малышами...

Играя с песком, развиваем малыша.

В материале описаны организация, правила поведения детей и взрослых при  проведении игр с песком в помещении. Дается описание игр с использованием песка, направленных на ориентировку в пространст...

Экспериментируем и играем

Экспериментируем и играем...

Буклет - «Как играть в бадминтон с детьми: игры и упражнения для малышей»

Одна из любимых многими спортивных игр – бадминтон. Как правильно подготовить малыша к игре в бадминтон и как помочь ему овладеть основными движениями этой увлекательной игры?Ответ на этот и дру...

Экспериментируем и играем

картотека по окружающему миру (младшая группа)...

Обогащение чувственного восприятия дошкольников, развитие исследовательских способностей на основе реализации технологии "ИГРЫ НА ПОДНОСЕ"

Обогащение чувственного восприятия дошкольников, развитие исследовательских способностей на основе реализации технологии  "ИГРЫ  НА ПОДНОСЕ"...

Экспериментируем и играем на подносе с малышами.

Актуальность определяется необходимостью расширять кругозор детей и удовлетворять их любознательность, так как ранний возраст предполагает пик накопления знаний и умений. В этом возрасте дети только н...