Конспект занятия по экологии «Лес в жизни человека» для детей 6–7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы;
Задачи:
воспитывать любовь к природе, интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру, гражданский патриотизм.
— формировать основы экологической культуры
— развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы
Предварительная работа.
Чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках, экскурсиях; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе.
Материалы и оборудование.
Иллюстрации леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; запись пения птиц, шум деревьев; запрещающие и разрешающие знаки, плакаты «Растения», «Правила поведения в природе», два обруча (зеленый, красный, шишки в корзинке, вырезанные деревья зеленого и белого цвета для игры «Что растет в краю родном?», медальки «Знаток леса», сюрприз – большая конфета, маленькие конфетки.
Ход деятельности:
Слайд 1
Воспитатель:
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …
Ответ детей: Лес
Воспитатель: Верно, это лес.
А, хотели бы вы, отправится на прогулку в лес, и узнать какое значение имеет лес в нашей жизни и нужно ли его беречь?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте закрываем глаза и произнесем волшебные слова.
Тихо скажем - здравствуй лес, дремучий лес,
Полый сказок и чудес!
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
2. Слайд
Открываем глаза.
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу.
Лес – это целый мир! Посмотрите, как он красив.
Ребята, тому, кто будет самым активным на занятии, я буду давать по шишке, который оставила Белочка. В конце нашего занятия мы посчитаем шишки, и у кого их окажется больше всего тот и будет лучшем знатока леса.
Воспитатель: И так, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Ответы детей: Дерево.
3. Слайд.
Воспитатель: Верно, это дерево. А как вы думаете, дерево живое или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему так думаете?
Ответы детей: Потому что, как все живое, деревья питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель: С помощью чего деревья дышат?
Ответы детей: С помощью листьев
Воспитатель: Правильно, с помощью листьев.
4. Слайд.
А кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
Воспитатель: Скажите, что это за часть?
Ответы детей: Корни.
Воспитатель: Корни что делают?
Ответы детей: Поглощают воду из почвы. Корни удерживают дерево.
Воспитатель: А что это за часть?
Ответы детей: Ствол.
Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол?
Ответы детей: По стволу и веткам вода поступают к листьям.
Воспитатель: Что есть на ветках?
Ответы детей: Есть листья, цветы, плоды.
Воспитатель: Ребята, что выделяют листья?
Ответы детей: Кислород.
Воспитатель: Молодцы.
Чем же дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ответы детей.
5. Слайд.
Воспитатель: Правильно, лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных. Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес - хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух.
Воспитатель: Что дает лес человеку?
6. Слайд
Ответы детей: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.
Воспитатель: Он щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует желудями, шишками, сладкими корешками и сочными травами.
Воспитатель: А древесину лес дает человеку?
Ответы детей: Да.
7. Слайд.
Лес - это наша ресурсная кладовая. Трудно назвать какую-то отрасль народного хозяйства, где не употребляются лесные материалы. Изделия и продукты, полученные из них, окружают нас со всех сторон. Несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается. Дерево дает бесконечное множество продуктов, без которых мы не можем представить себе современную жизнь. Дуб, сосна, лиственница – отличный строительный материал. Ель и пихта используются для изготовления бумаги и для изготовления музыкальных инструментов. Так же из древесины изготавливают посуду, сувениры. Список полезных вещей из дерева не имеет конца.
Воспитатель: А теперь мы отдохнем.
8. Слайд. Физкультминутка «Прогулка в лес»
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все на место сели.
Воспитатель: Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?
Ответы детей: Конечно.
Воспитатель: Ребята, а как же нужно вести себя в лесу? Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?
Ответы детей.
9. Слайд.
Воспитатель: Что означает этот знак?
Дети называют значения запрещающих знаков на слайде.
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Можно - нельзя»
Игра «Можно - нельзя»
(дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).
Воспитатель: Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?
Воспитатель: Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты, тайны.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю? И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?». Я буду называть деревья и кустарники, если они растут в наших лесах, поднимите зеленый листочек, если нет – то желтый.
Игра «Что растёт в краю родном?».
(Яблоня, груша, ель, малина, ежевика, шиповник, береза, вишня, осина, каштан, сирень, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.)
Воспитатель: Молодцы все правильно ответили.
Без чего дерево и лес не может существовать?
Ответы детей: Без света, воздуха, тепла, почвы, влаги.
10. Слайд.
Воспитатель: Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
Ответы детей: Хвойный.
11. Слайд.
Воспитатель: Правильно. А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
Ответы детей: Лиственный.
12. Слайд.
Воспитатель: А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
Ответы детей: Смешанный.
Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям? Кто следит за порядком в лесу?
Предположения детей.
Воспитатель: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса. Лес наше богатство, его надо беречь и охранять!
А сейчас давайте подсчитаем ваши шишки.
Воспитатель вместе с детьми подсчитывает шишки.
Знатокам выдаются медальки «Лучший знаток леса»
Воспитатель: Вот и пришла пора прощаться с лесом.
Закрываем глаза и произносим волшебные слова
Тихо скажем
До свидания, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Открываем глаза.
13. Слайд.
Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о лесе, какое значение он имеет в нашей жизни, а что вам запомнилось больше всего.
Что вам понравилось?
Что узнали нового!
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Лес – это наше богатство! Берегите лес!
Наше занятие закончено.
Вы сегодня все молодцы! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия на тему "Книга в жизни человека"
Вид занятия: познавательное Тема: «Книга в жизни человека»Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать пра...
конспект занятия на тему "Книга в жизни человека"
Вид занятия: познавательное Тема: «Книга в жизни человека»Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать пра...
Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы
Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы Цель: Дать понятие о значимости воды всего живого на земле. Задачи: - Познакомить детей со свойствами вод...
Конспект занятия по экологии "Вода - источник жизни"
Материал занятия может быть ипользован на занятиях по экологии или ознакомлению с окружающим в детском саду в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД по экологии "Лес в жизни человека"
Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на воспитание культуры поведения в природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Человек – часть природы»
Тема: «Человек – часть природы»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.Задачи: - Понимать взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-вода);- Правильно ...
Конспект занятия "Труд - важное условие в жизни человека"
Конспект занятия по финансовой грамотности в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет....