Конспект занятия по экологии «Лес в жизни человека» для детей 6–7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Андреева Ирина Георгиевна

Цель: познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы;

Задачи:

воспитывать любовь к природе, интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру, гражданский патриотизм.

— формировать основы экологической культуры

— развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы

Предварительная работа.

Чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках, экскурсиях; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе.

Материалы и оборудование.

Иллюстрации леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; запись пения птиц, шум деревьев; запрещающие и разрешающие знаки, плакаты «Растения», «Правила поведения в природе», два обруча (зеленый, красный, шишки в корзинке, вырезанные деревья зеленого и белого цвета для игры «Что растет в краю родном?», медальки «Знаток леса», сюрприз – большая конфета, маленькие конфетки.

Ход деятельности:

Слайд 1

Воспитатель:

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в …

Ответ детей: Лес

Воспитатель: Верно, это лес.

А, хотели бы вы, отправится на прогулку в лес, и узнать какое значение имеет лес в нашей жизни и нужно ли его беречь?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте закрываем глаза и произнесем волшебные слова.

Тихо скажем - здравствуй лес, дремучий лес,

Полый сказок и чудес!

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои!

2. Слайд

Открываем глаза.

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу.

Лес – это целый мир! Посмотрите, как он красив.

Ребята, тому, кто будет самым активным на занятии, я буду давать по шишке, который оставила Белочка. В конце нашего занятия мы посчитаем шишки, и у кого их окажется больше всего тот и будет лучшем знатока леса.

Воспитатель: И так, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Ответы детей: Дерево.

3. Слайд.

Воспитатель: Верно, это дерево. А как вы думаете, дерево живое или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему так думаете?

Ответы детей: Потому что, как все живое, деревья питаются, спят, размножаются и дышат.

Воспитатель: С помощью чего деревья дышат?

Ответы детей: С помощью листьев

Воспитатель: Правильно, с помощью листьев.

4. Слайд.

А кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?

Воспитатель: Скажите, что это за часть?

Ответы детей: Корни.

Воспитатель: Корни что делают?

Ответы детей: Поглощают воду из почвы. Корни удерживают дерево.

Воспитатель: А что это за часть?

Ответы детей: Ствол.

Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол?

Ответы детей: По стволу и веткам вода поступают к листьям.

Воспитатель: Что есть на ветках?

Ответы детей: Есть листья, цветы, плоды.

Воспитатель: Ребята, что выделяют листья?

Ответы детей: Кислород.

Воспитатель: Молодцы.

Чем же дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Ответы детей.

5. Слайд.

Воспитатель: Правильно, лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных. Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес - хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух.

Воспитатель: Что дает лес человеку?

6. Слайд

Ответы детей: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.

Воспитатель: Он щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует желудями, шишками, сладкими корешками и сочными травами.

Воспитатель: А древесину лес дает человеку?

Ответы детей: Да.

7. Слайд.

Лес - это наша ресурсная кладовая. Трудно назвать какую-то отрасль народного хозяйства, где не употребляются лесные материалы. Изделия и продукты, полученные из них, окружают нас со всех сторон. Несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается. Дерево дает бесконечное множество продуктов, без которых мы не можем представить себе современную жизнь. Дуб, сосна, лиственница – отличный строительный материал. Ель и пихта используются для изготовления бумаги и для изготовления музыкальных инструментов. Так же из древесины изготавливают посуду, сувениры. Список полезных вещей из дерева не имеет конца.

Воспитатель: А теперь мы отдохнем.

8. Слайд. Физкультминутка «Прогулка в лес»

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все на место сели.

Воспитатель: Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?

Ответы детей: Конечно.

Воспитатель: Ребята, а как же нужно вести себя в лесу? Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?

Ответы детей.

9. Слайд.

Воспитатель: Что означает этот знак?

Дети называют значения запрещающих знаков на слайде.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Можно - нельзя»

Игра «Можно - нельзя»

(дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Воспитатель: Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

Воспитатель: Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты, тайны.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю? И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?». Я буду называть деревья и кустарники, если они растут в наших лесах, поднимите зеленый листочек, если нет – то желтый.

Игра «Что растёт в краю родном?».

(Яблоня, груша, ель, малина, ежевика, шиповник, береза, вишня, осина, каштан, сирень, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.)

Воспитатель: Молодцы все правильно ответили.

Без чего дерево и лес не может существовать?

Ответы детей: Без света, воздуха, тепла, почвы, влаги.

10. Слайд.

Воспитатель: Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?

Ответы детей: Хвойный.

11. Слайд.

Воспитатель: Правильно. А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?

Ответы детей: Лиственный.

12. Слайд.

Воспитатель: А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

Ответы детей: Смешанный.

Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям? Кто следит за порядком в лесу?

Предположения детей.

Воспитатель: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса. Лес наше богатство, его надо беречь и охранять!

А сейчас давайте подсчитаем ваши шишки.

Воспитатель вместе с детьми подсчитывает шишки.

Знатокам выдаются медальки «Лучший знаток леса»

Воспитатель: Вот и пришла пора прощаться с лесом.

Закрываем глаза и произносим волшебные слова

Тихо скажем

До свидания, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Открываем глаза.

13. Слайд.

Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о лесе, какое значение он имеет в нашей жизни, а что вам запомнилось больше всего.

Что вам понравилось?

Что узнали нового!

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Лес – это наше богатство! Берегите лес!

Наше занятие закончено.

Вы сегодня все молодцы! Всем спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия на тему "Книга в жизни человека"

Вид занятия: познавательное  Тема: «Книга в жизни человека»Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать пра...

конспект занятия на тему "Книга в жизни человека"

Вид занятия: познавательное  Тема: «Книга в жизни человека»Цель: создать условия, способствующие самоутверждению детей и умению высказывать своё мнение, решать исследуемую проблему и получать пра...

Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы

Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы   Цель: Дать понятие о значимости воды всего живого на земле. Задачи: - Познакомить детей со свойствами вод...

Конспект занятия по экологии "Вода - источник жизни"

Материал занятия может быть ипользован на занятиях по экологии или ознакомлению с окружающим в детском саду в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД по экологии "Лес в жизни человека"

Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на воспитание культуры поведения в природе....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Человек – часть природы»

Тема: «Человек – часть природы»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.Задачи: - Понимать взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-вода);- Правильно ...

Конспект занятия "Труд - важное условие в жизни человека"

Конспект занятия по финансовой грамотности в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет....