Технология формирования двигательных умений А.И. Бурениной
учебно-методический материал
В процессе освоения технологии у воспитанников развивается слуховое и зрительное внимание. Формируются навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки; чувство ритма, умение различать фразы и части музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_formirovaniya_dvigatelnyh_umeniy_bureninoy_a._i.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология формирования двигательных умений Бурениной А.И.
Цель технологии — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности:
1.Разработано перспективное планирование. Подобрана методическая литература. Изготовлены и приобретены атрибуты (ленточки, флажки, платочки, листочки, цветы и др.).
2. Подготовлены сообщения для родителей, педагогов по развитию музыкальных способностей детей.
3.Для реализации раздела базисной программы «музыкально – ритмические движения» использованы элементы системы разработанной А.И. Бурениной, которая условно разделена на 3 этапа:
1 – основан на подражании, основными методами этого этапа являются: вовлекающий показ, зеркальный показ, словесные указания;
2 – развитие у детей самостоятельно выполнять ранее разученные упражнения, композиции. Основными методами этого этапа являются: зрительный показ, словесные указания, «провокация»;
3 – развитие способности к самовыражению под музыку – умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные упражнения.
4.Активное использование танцевальных импровизаций и творческих заданий на праздниках и досугах.
5..Постановка ритмопластических мини - спектаклей: «Берегите птиц зимой», “Весеннее пробуждение” и другие.
Результат использования образовательной технологии:
В ходе работы по данной технологии у детей сформировалось умение двигаться под музыку.
- ритмично, согласно темпу и характеру, выполнять упражнения с предметами и без них, реагировать на силу звучания музыки, на её начало и окончание.
- исполнять пляски, парами и в кругу .
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности.
- сформированы навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки
Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных).
Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.
Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
- все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
- динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
- форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
- I. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
II. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
- IV. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
- V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.
Этапы
1-й этап: Подражание детей образцу исполнения движений педагогом
2-й этап: Развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции.
3-й этап: Творческое самовыражение
В результате освоения технологии у воспитанников развито слуховое и зрительное внимание. Сформированы навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки; чувство ритма, умение различать фразы и части музыки.
Планирование содержание работы по ритмопластике.
А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»
№ | Тема | Композиция | Варианты включения в другие виды деятельности |
1. | Мир игрушек | «Неваляшки», «Кукла», «Кукляндия», «Танец Кукол и Мишки», «Танец Солдатиков и Куколок», «Танец Колокольчиков» и | Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения |
2. | « В мире сказок | «Красная Шапочка», «Птичка польку танцевала», «Поросята», «Танец Троллей», «Бальный танец», «Танец Месяца и Звездочек», «Танец Стрелок часов» и др. | Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. |
3. | Любимые персонажи мультфильмов | Чебурашка», «Крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кузнечик», «Три поросенка» и др. «Красная Шапочка», «Птичка | Интегрированные занятия, праздники и развлечения |
4. | Природа и животные | «Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка», «Аквариум», «Голубая вода» | Интегрированные занятия, праздники и развлечения |
5. | Юмор и шутка | «Два барана», «Озорники», «Кошки-Мышки», «Антошка», «Кошка и Девочка», «Птичий двор» | Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. |
6. | Путешествия | «Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать» | Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. |
7. | Настроения в музыке и пластике | «Цыганские напевы», «Турецкий марш», «Осенний парк», «Лирический танец» и др. | Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. |
8. | Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек | «Веселые путешественники», «Рыбачок», «Цыплята» и др | Семейные праздники и развлечени |
Парные танцы | «Маленький танец», «Кремена», «Полкис», «Старинная полька», «Менуэт», «Полонез», «Танец моряков» («Морячка») | ||
Сюжетные танцы | «Домисолька», «Танец Богатырей», «Танец Месяца и Звездочек»», «Танец Вьюги и Снежинок», «Танец Троллей», «Танец Придворных» | Театрализованные представления, праздники и развлечения | |
Композиции физкультурно й направленности | «Упражнение с обручами» (2), «Воздушная кукуруза», «Танцкласс», «Жаворонок», «Голубая вода», «Мельница», Аэробика», пластические этюды на музыку А. Петрова, «Озорники», | Комплексы общеразвивающих упражнений. Физкультурные занятия, праздники | |
Игры и этюды | «Игра с мячом», «Найди себе пару», «Козочки и Волк», «Птички и Вороны», «Пляска-игра с крокодилом Геной» | Интегрированные занятия, праздники и развлечения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
подвижные игры...
«Подвижные игры - как средство оздоровления, развития и формирования двигательных умений и физических качеств дошкольников» (из опыта работы)
Считаю, что подвижные игры создают у детей атмосферу радости, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, не только формируют физические кач...
Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» старшая группа
Перспективный план разработат в соотвествии с современными требованиями и возраста детей....
Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» подготовительная группа
Перспективный план позволит педагогам в формировании двигательных умений и навыков у детей 6-7 лет. (программа Детство Т.И. Бабаева)...
ГЕОКЕШИНГ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Современная физкультурно-оздоровительная технология «Геокешинг» как средство здоровьесбережения в ДОУ....
Технология формирования двигательных умений Бурениной А.И. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возм...
Конспект музыкального занятия с использованием Технологии формирования двигательных умений дошкольников «Страна Ритмика»
Цель: развитие музыкальных способностей детей....