Статья «Экологическое воспитание в подготовительной группе»
статья (подготовительная группа)

Мариничева Ольга Владимировна

Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками подготовительной группы является  формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

•Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

•Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

•Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

•Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

•Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

•Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

•Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

•Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида Красносельского района

        Санкт-Петербурга        

Статья

«Экологическое воспитание в подготовительной группе»

Подготовила :

  Хренкова Ольга Владимировна,

воспитатель,

 первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту. Многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками подготовительной группы является  формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

•Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

•Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

•Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

•Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

•Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

•Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

•Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

•Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Предполагаемый результат:

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

-воспитание защитников природы;

-творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

Основные направления нашей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Оформлен книжный уголок, где дети самостоятельно могут рассматривать иллюстрации в тематических книгах, репродукции художников, энциклопедии. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Это эксперименты с водой (свойства воды, очистка воды, круговорот воды в природе, свойство песка и почвы, воздуха и света). Экспериментирование е проводилось и как отдельное занятие, как элемент НОД, мастер-класс с родителями, родительское собрание с открытым НОД. Элементы экспериментирования проводились на прогулке: движение воздуха, таяние льда, радуга, мыльные пузыри.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки В.Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Стихи русских поэтов о природе, природных явлениях ( А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев, А.Фет), о животных, загадки, пословицы, поговорки и др. Беседы и описание картин известных художников: И. Левитан «Золотая осень», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рожь». В доступности для детей альбомы с репродукциями картин известных художников по лексическим темам экологической направленности.

Помогают в работе демонстрационный материал по лексическим темам. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Пальчиковые и артикуляционные гимнастики, зарядка и разминки под музыкальное сопровождение и словесное, игры средней и малой подвижности, бодрящие гимнастики, закаляющие процедуры.

Весной вместе с детьми высаживаем лук и рассаду цветов на огороде на подоконнике, чтобы дети могли наблюдать и ухаживать за растениями.

Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году, в конкурсе осенних поделок, принимают участие в районных конкурсах рисунков на экологические темы.

 Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. 

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Это сюжетно – ролевые игры «Пекарь», «Садовод», «Эколог», «Художники» и др. Театрализованные игры, инсценировки экологических сказок, русских народных.

Информационно-коммуникационные технологии:

Через мультимедийные презентации ярче проходят дидактические игры, игры-векторины. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

Аналитические занятия: НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники», «Цветы нашего детского сада". НОД по развитию речи: чтение художественной литературы, пересказ по картинам, НОД с элементами экспериментирования. 

Беседы с детьми: «Знакомимся с Красной книгой», «Огонь – злейший враг леса», «Береги природу!» и др.

Экологический субботник силами детей и родителей, что способствует трудовому воспитанию и отличным примером для воспитанников.

 Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли). Проведение наблюдений (за погодой, растениями, насекомыми, птицами) и игр на прогулке («Лиса и заяц!», «Спящая сова», «Море волнуется раз…», физических упражнений и эстафет.

 Экологическая игра «Загадки природы» позволили узнать ответы на свои вопросы («Почему ветер дует?», «Почему зимой деревья спят?»). Такие вопросы были подготовлены родителями и воспитателями посредством анкетирования детей.

 Просмотр видеороликов  и научных познавательных фильмов, презентаций: «Как люди охраняют природу», «Зимующие и перелетные птицы» и многие другие по лексическим темам.

Изготовление поделок зкологической направленности –

1.«Гусеницы в груше»  (гофрированные модели).

2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» ( аппликации :изготовление фруктов и овощей ).

3.«Георгины» объемная аппликация

4.«Осенние фантазии» (из природного материала)

5.«Слоненок» (из пластилина)

6.«Лебедь» (из природного материала).

7.«Рябина» (квилинг, оригами).

8.«Хлеб – наше богатство» (изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста).
9. Рисование традиционное и нетрадиционное (натюрморт, пейзаж, анималистика, флористика).

В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты:

1. Положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.

2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей.
3. Мы смогли подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

4. Дети научились делать выводы, что необходимо любить, щадить природу, любоваться   ею. А для этого стоит делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия

5.У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

6.Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

7.Сформированы начала экологической культуры детей;

8.Дети получают практические знания по охране природы;

9. Развиваются речевые навыки детей;

10. Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Список использованной литературы:

  1. «Экологическое воспитание в детском саду», Даниленко Мария – 07.03.2020, URL: https://deti-club.ru/ehkologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
  2. «Природа и человек», Селдушева Анна – 05.03.2020 – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/20/zanyatie-po-ekologii-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu
  3. «Экологическое воспитание», Трусова Елена – 06.03.2020 URL: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac09.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....