Проект "Зеленая аптека"
проект (старшая группа)

Терещенко Антонина Борисовна

Проект знакомит детей с лекарственными растениями,также, дети, совместно со взрослыми собирают и засушивают растения с участка: шалфей, чабрец, мята.

Совместно с родителями оформляется альбом «Лекарственные растения нашего участка». Воспитатель проводит занятие «Лекарственные растения средства оздоровления организма человека». Дети по запаху, по контуру определяют названия растений. Также делятся знаниями о растениях, которые растут у них дома, на дачах.

Итог данного проекта – чаепитие с отваром лекарственных трав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenaya_apteka.docx601.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зелёная аптека»

Тип проекта: информационно-исследовательский.

По содержанию: - ребёнок и природа, где ребёнок – субъект проектирования; внутри ДОУ; при участии детей подготовительной группы и взрослых; коллективный, средней продолжительности.

Проблема: узнать, какие лекарственные растения есть на территории детского сада.

Материал: иллюстрации, энциклопедии, сухие травы, самовар.

Содержание:

Гуляя с детьми на участке, один ребёнок поранился. Педагог сказала детям, что мы сейчас обратимся к аптечке, которая у нас с вами под ногами и приложим к ранке зелёный бинт. Дети тут же стали высказываться, о том, что не бывает зелёных бинтов и аптеки под ногами, что бинты бывают белые и продаются в аптеках, а аптека – это здание, в котором продают лекарства.

На первом этапе – воспитатель ведёт детей на тропу, где растут лекарственные травы. Педагог объясняет, что многие растения, которые растут на этой тропе, помогают людям: лечат их, поэтому не зря их называют «зелёной аптекой». Из этих растений люди научились производить лекарственные препараты. Воспитатель обращает внимание детей на подорожник, объясняет его лечебные свойства и прикладывает лист этого растения к больному месту ребёнка.

Также, на данном этапе дети, совместно с родителями, собирают информацию о лекарственных растениях. Свои книжки-малышки дети презентуют перед детьми группы.

 На втором этапе – совместно с педагогом, дети находят лекарственные растения на участке детского сада (узнают, называют их характерные особенности). Для лучшего закрепления названия растений педагогом проводиться игра «1,2,3 – растение найди!».

Также, на данном этапе дети, совместно со взрослыми собирают и засушивают растения с участка: шалфей, чабрец, мята.

Родителями оформляется альбом «Лекарственные растения нашего участка». На третьем этапе – воспитатель проводит занятие «Лекарственные растения средства оздоровления организма человека». Дети по запаху, по контуру определяют названия растений. Также делятся знаниями о растениях, которые растут у них дома, на дачах.

Презентация данного проекта – чаепитие с отваром лекарственных трав.

Наблюдения  за погодой.

  • Светит ли солнце? Предложить подставить солнцу щеки и ладошки, ощущаете, как греет? Отметить с детьми состояние погоды.(Солнечная, сухая, тёплая. тёплая, дождливая…)
  • Как стоит солнце на горизонте?
  • Есть ли облака?  Какие они? На что они похожи?( Кучевые, белые, плывут высоко, или серые, покрывают всё небо, низко висят над землёй…)
  • Какое небо?
  • Какие осадки?
  • Дует ли ветер?  Предложить детям закрыть глаза руками и послушать шум ветра.  Как можно проверить силу ветра?(Сильный, спокойный, слабый…)
  • Какое время года? Назовите приметы.
  • Какие изменения произошли в природе?

Наблюдение за растениями

Наблюдение 1. «Подорожник  – что это за растение?

Цель: учить находить узнавать подорожник, радоваться этому растению, определять его особенности - невысокий стебель с маленьким  соцветием, густой пучок корней, широкие упругие листья.

Воспитатель  с детьми находят на территории это растение, рассматривают его.

Наблюдение 2. «В каких местах растёт это растение?»

Цель: обратить внимание на то, в каких местах растёт это растение. Гуляя с детьми на участке воспитатель обращает внимание на то, что подорожник растёт вдоль дорог, тропинок, как на солнце, так и в тени -  отсюда это название. Закрепляет с детьми, что это неприхотливое растение.

Наблюдение 3. «Что бывает посла цветов?»

Цель: Показать, что живое растение растёт и меняется, после цветения появляются семена, семена очень маленькие, они находятся на небольшом стержне, после цветения семена осыпаются на землю. Там, где оно упадёт, вырастает новое растение. Эти семена могут приклеиваться к подошве человека и перебираться в другие места.

Наблюдение 4. «Какие листья у подорожника?»

Цель: развивать у детей наблюдательность, умение замечать особенности этого растения: упругие широкие, большие листья с прочными, гладкими, упругими прожилками. Закрепить происхождение  названия этого растения. В процессе наблюдения воспитатель обращает внимание, что растение растёт всё лето.

Наблюдение 5. «Зелёный бинт»

Цель: познакомить детей с тем, что листья этого растения являются  лекарственными сырьём. При появлении ранки, человек прикладывает лист  на рану (предварительно поцарапав, чтобы появился сок), за это его называют «зелёным бинтом».  

Занятие познавательного цикла

«Лекарственные растения – средства оздоровления человека»

  1. Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

  1. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Цель: развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Вид: познавательно-исследовательское

Возраст детей: 6-7 лет

Способ организации детей: групповой

Демонстрационный материал: иллюстрации лекарственных растений: крапива, тысячелистник, подорожник, одуванчик, ромашка.

Раздаточный материал: отвары лекарственных трав, пакетики с лекарственными растениями, стаканчики.

Герои: Обезьянка, Мишка, Лисичка.

Предварительная работа: наблюдение за растениями на экологической тропинке, В. Зотов «Лесная мозаика»

Словарь новых слов: лекарственные растения.

  • Продолжать учить детей:
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • Закреплять:
  • представления о лекарственных растениях (правила сбора, хранения, применения)
  • Задачи развития:
  • развивать речь
  • способствовать развитию психических процессов: внимание, память, воображение
  • Задачи воспитания:
  • воспитывать экологическую культуру
  • воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, отзывчивость, доброжелательность

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,   «Физическое  развитие».

Содержание:

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывают загадки, отгадав которые дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежде. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропики

У обочины дороги.

Он однажды любят добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

 - Как называются эти растения?

 - Для, чего они нужны человеку?

 Давайте, побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди заметили, что животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Почему оно так называется? (Каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листка – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебель с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Приклеивались к ногам людям, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьёшь коленки, сорви лист подорожника, очисть от пыли, затем немного поцарапай по поверхности листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё таки, крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронешься – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой …

Физкультминутка:               «Дождик лей, веселей!»

Дождик лей, веселей!

Теплых капель не жалеет

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам и для пап

Кап-кап! Кап-кап!

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду и сушат под навесом. Нельзя собирать травы в близи дорог.

2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить будете вы.

1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки или календулы. Ими можно полоскать горло.

2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно попить отвар мать и мачехи, чебреца.

3. Вы обратили внимание какая бедная Обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? Ей мы посоветуем отвар шиповника, зверобоя боярышника.

Давайте сделаем отвары из лекарственных трав и нашим зверушкам будет намного легче.

Воспитатель угощает детей витаминным чаем.

ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

ФОТОМАТЕРИАЛ.

C:\Users\SERG\Desktop\Защита\IMG_20201225_093013.jpgC:\Users\SERG\Desktop\Защита\IMG_20201225_093039.jpg

C:\Users\SERG\Desktop\Защита\IMG_20201225_093422.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....