Пальчиковая гимнастика
картотека

Андреенко Татьяна Геннадьевна

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_uchrezhdenie.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Муниципальное дошкольное учреждение

                                    « Центр развития ребенка» - детский сад № 11 «Буратино»

                                                      г. Невеля   Псковской области

               ____________________________________________________________

                                  ул. Ленина,д.36,г.Невель,Псковская область,182500

                                    телефон:8(81151)2-16-29;e-mail: org2170@pskovedu.ru

      Пальчиковая  гимнастика

                                                                                 Воспитатель:    

                                                                                                        Андреенко

                                                                                                Татьяна Геннадьевна

                                                   первая квалификационная категория

Тема «Что нам осень подарила?»

«Хозяйка однажды с базара пришла»            

Хозяйка однажды с базара пришла,                

(«Шагают» пальчики по столу)

 Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку,                              

горох, петрушку и свеклу. Ох!

 (на каждое название загибают пальчик «Ох!»- хлопок )

Вот овощи спор завели на столе-    

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

 (у дары по столу кулачками и  ладонями)           

Картошку, капусту, морковку,

горох, петрушку и свеклу. Ох!

(на каждое название загибают пальчик «Ох!»- хлопок )

Хозяйка тем временем ножик взяла                

И ножиком этим крошить начала.

(стучат ребром ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,                          

горох, петрушку и свеклу. Ох!  

 (на каждое название загибают пальчик «Ох!»- хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке            

Кипели, кипели в крутом кипятке.

(у дары по столу кулачками и  ладонями)           

Картошку, капусту, морковку,                                    

горох, петрушку и свеклу. Ох!    

(на каждое название загибают пальчик «Ох!»- хлопок )

  И суп овощной оказался не плох.                      

  ( руки в кулачке, большие пальцы подняты  вверх.)

«Деревья и кустарники»

«Осенние листочки»

Раз, два, три,                                                        

Четыре, пять.

(загибают пальчики, начиная с большого пальца)

Будем листья собирать.                                      

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,                                                      

(загибают пальчики, начиная с большого пальца)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.      

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Дикие животные»

«На водопой»

  Жарким днем лесной тропой

  Звери шли на водопой.

  («шагают» по столу)

  За мамой лосихой топал лосенок,

  За мамой лисицей крался лисенок,

  За мамой ежихой катился ежонок,

  За мамой медведицей шел медвежонок,

  За мамою белкой скакали бельчата,

  За мамой зайчихой косые зайчата,

  Волчиха вела за собою волчат,

  Все мамы и дети напиться хотят.

  (На каждое двустишие разгибают  по одному пальчику, начиная с мизинца.

   Делают «ушки».«Шагают» по столу.)

«Домашние животные»

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

(показывают, как доят корову)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(делают «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

(снова доят)

«На ферме»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Довольна коза своими козлятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

 А я довольна своими ребятами!

(показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большого)

«Птицы»

 «Стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:                                        

Десять птичек — стайка.

( на каждое слово сжимаем и разжимаем пальцы  рук в кулачок. )

 Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

 (качаем головой)

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Как звери к зиме готовятся»

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

(загибают по одному пальчику)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

(хлопки ладонями)

 «Родные люди»

«Семья»

  Этот пальчик- дедушка,

  Этот пальчик- бабушка,

  Этот пальчик – папочка,

  Этот пальчик-  мамочка,

  Этот пальчик - наш малыш.

  (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

«Домик, дом, домище»

«Наша квартира»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

«Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

(Ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошки в доме том.

( Складывают из указательных и больших пальцы  палочкой, остальные соединяют «крышу»)

Есть еще одно повыше,

Есть труба вверху  повыше,

(мизинец отставляют в сторону- «труба»)

Дом готов зовем гостей

«Приходите поскорей!»

(Делают приглашающий жест рукой)

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит

(Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики.)

Ну , а к дому путь закрыт.

(Большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы в горизонтально положении вмести, кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу.)

  Мы ворота отворяем,

( Ладони  разводим в стороны.)

 В гости всех мы приглашаем.

 («приглашаем»)

«И без них ни как нельзя»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, пять

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

 Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(разгибают пальчики по одному, начиная с мизинца)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

«Мир праздников»

 «Маленькая учительница»

Девочка Иринка

Порядок наводила,

Девочка Иринка

Кукле говорила:

(Сжимают и разжимают пальчики.)

«Салфетки должны

быть в салфетнице,

Масло должно

Быть в маслёнке,

Хлебушек должен

Быть в хлебнице,

А соль?

Ну, конечно, в солонке!»

«Снег - снежок»

«Снежок»

 Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят», меняя положение ладоней.)

 Круглый, крепкий, очень гладкий.

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью   другую)

И совсем, совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.

(Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

 Два –поймаем.

(Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три – уроним.

(Встают, роняют воображаемый снежок.)

 И… сломаем. (Топают.)

«О зиме»

Снег пушистый, серебристый

 ( Взмахи кистями рук вверх, вниз.)

Легким стелется ковром,                        

 ( Развести руки вправо, влево.)

И снежинки, как пушинки                        

Вьются весело кругом.

(Сжимать и разжимать пальцы рукХлопки.)

 

«Спит природа или дремлет» 

«Медведь»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит. 

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

 (Показывают большой палец,

вращая им.)

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

 Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

( Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.)

«Зима- зимние забавы»

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

«Новый год»

 «Дед Мороз»

 Этот пальчик – Дед  Мороз.

(Дети руки сжимают в кулачки, выставив вперёд большие пальцы.)

У него есть красный нос,

Есть седая борода. 

(Поочерёдно отгибают из кулачков указательные пальцы, средние пальцы.)

Очень ждём его всегда! 

(Делают ладонями движения, подзывая к себе Деда Мороза).

 Со Снегуркой он придёт

 И подарки принесёт

 (Хлопают в ладоши) 

 «Праздник»

 Праздник приближается,

Ёлка наряжается. 

(Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки. 

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе -«фонарики».)

«Животные севера» 

    «Мальчик-с-пальчик, где ты был?»

  –   Я по Северу бродил.

 (Сжимать и разжимать кисти рук.)

  Встретил там песца, тюленя,

  Горностая и оленя,

  Белого медведя встретил

  И моржа я там заметил,

  И кита увидел в море,

  Даже чаек на просторе.

  (Поочередно из кулачков разжимают пальцы начиная с большого пальца)

   Всем подарки я дарил,

   Всяк меня благодарил!

«Животные юга»

«Животные жарких стран»

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой  крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок. 

(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с большого пальца)

За кем то торопится каждый ребенок?

(Показывают обе ладошки и указывают на себя)

«Зоопарк»

«Где обедал, воробей?»

  • Где обедал, воробей?

(машут перекрещёнными ладошками)

  • В зоопарке у зверей!

(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(изображают раскрывающуюся пасть животного)

«Россия –Родина моя»

«Здравствуй»

  Здравствуй, Солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

  Мы живем в одном краю -

  Всех я вас приветствую!

  (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

 «Мой любимый город» 

«Город, в котором мы живем»

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж – Двухэтажный домик наш.

(изображают крышу дома.)

По бульвару мы шагаем, Липы с клёнами считаем:

 («идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Одна, два, три, четыре, пять…

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

 Трудно нам их сосчитать.

 Поспешим, прибавим ходу, Подойдём мы к переходу.

 К светофору подошли,

 («идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

 Красный свет мигнул нам: «Жди!»

 (останавливаемся)

 Вот уж желтый свет погас,

 Зелёный – пропускает нас.

 («идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

  «На страже Родины» 

   «Бойцы-молодцы»

   Пальцы эти - все бойцы, удалые молодцы.

   (Растопырить пальцы, потом сжать их в кулак) 
  Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых.

   (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.) 
 Два гвардейца-храбреца!

  ( Приподнять указ. пальцы, другие крепко прижать к столу.) 
  Два сметливых молодца!

  (Приподнять ср. пальцы, другие крепко прижать к столу.) 
  Два героя безымянных, но в работе очень рьяных!

  (Приподнять без. пальцы, другие крепко прижать к столу.)
  Два мизинца-коротышки - очень славные мальчишки!

   (Приподнять мизинцы, хлопнуть ладонями по столу)

«Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

(Поочередно шагают указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота. 

(Поочерёдно загибают пальчики)

Рота за ротой.

«Все работы хороши»

 «Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,               Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Мамин день -8 марта»

 «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

 (Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошки вверх.)

«Поможем маме»

Дружно помогаем маме,

(сжимаем обе ладошки в замок в замок)

Мы белье полощем сами.

(Встряхиваем кисти рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

((Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Потянулись, наклонились.

( Встряхиваем руки)

Хорошо мы потрудились.

(Потираем ладошки)

«Мама» 

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!          

Кто сказал: «Вставать пора?» - Мамочка!      

Сжимать и разжимать кисти рук. «Мамочка»-хлопок)

Кашу кто успел сварить?                                 

Чаю в чашку кто налил?

Кто косички мне заплел?

Дома все убрал, подмел?

(Загибать пальцы по одному.)

Кто ребячий любит смех?                            

Кто на свете лучше всех?  

Сжимать и разжимать кисти рук.)                             

 Мамочка!  (Хлопок)                        

           (У.Раджай)

«Мамочка»

Мамочка, мамочка

Любимая моя,                                

Ведь ты знаешь, мамочка,

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного.)

Как я люблю тебя!      

(Правую руку сжать в кулак, левой ладошкой   крепко его обхватить.)

  «Наши мамы»

Много мам на белом свете

(Разводят руками в стороны)

 Всех их очень любят дети.

(обхватывают себя руками за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

(поочерёдно загибают пальчики)

Мамы разные нужны!

(Сжимают ладошки в «Замочек»)

Мамы разные важны!

(Разводят руки поднимают ладошки вверх)

«Народные умельцы»

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Картина»

У солнца руки горячи,

Работают с охотой.

 (протирание ладонями),

Всю землю кисточки – лучи

Покрыли позолотой. 

 (кисти рук вниз- вверх – крася),

А серый дождик озорник 

(кисти вниз  встряхнуть пальцы шевелятся – дождь)

Тихонько подошел,

И все зачиркал чик-чик-чик –

Простым карандашом.

 (указательным пальцем  делать в воздухе крестики –чирк)

 

 «Русский кафтан, да русский сарафан»

 

«Стирка»

Постираю чисто, с толком(Делают движения кулачками,

имитирующие стирку.)

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки –

(Поочерёдно сгибают пальчики

Устали мои руки!

(Встряхивают обе руки)

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.

(Имитация укачивания куклы)

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

(Загибание пальчиков.)

 Я налью воды чуток,

  В таз насыплю порошок.

  Пену снежную взобью, постираю и пойду.

  Пока светит солнышко,

  Натяну веревочку.

  К ней одежду прикреплю,

  Ветерком все просушу.

  Поработали вдвоем,

  А теперь мы отдохнем. 

(Имитация по описанию в стихотворения. Положить руки на колени.)

«Льется песня на просторе»

«Оркестр»

Наши пальчики – артисты:

(Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)

Пианисты, баянисты,                    

Скрипачи и трубачи,                     

Гитаристы, гармонисты, -

 (Пальцы обеих рук выполняют движения соответствующие игре на перечисленных, музыкальных инструментах)

Все хорошие артисты                  

Музыканты хоть куда,

 (Поочередное соединение всех пальцев с большим)                 

 Веселят народ всегда!

 (Хлопать в ладоши)

«Пианисты»

Пианист Бемоль в музыке король.           

Говорит Бемоль ноты, как пароль:    

(Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)      

«До, ре, ми, фа, соль, принесите соль.      

До, ре, ми, фа, соль, посолить фасоль».

(Пальцы опускаются на стол по порядку- от мизинца к большому на каждый -  

 слог стиха. После каждой строчки –смена рук).

«Оркестр»

Кто играет на баяне

Зайка наш - на барабане.

Ну, а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать.

Будем вместе мы играть.

 (Имитируют игру на инструментах)

«Весна зовет в дорогу»

 «Весна»

Стучат все громче дятлы,        

 ( Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.)

Синички стали петь.

Встает пораньше солнце,            

Чтоб землю нашу греть.

(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки            вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)

 Бегут ручьи под горку

Растаял весь снежок,

 (Выполняем руками волнообразные движения     пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз)                                            

А из под старой травки              

Уже глядит цветок… 

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук  соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты «чашечка цветка»).                                             

Раскрылся колокольчик.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак)

В тени, там, где сосна,

 (Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,  

Динь-динь, пришла весна.

Качаем кистями рук в разные стороны.)

 

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Аленка»

Аленка – маленькая

 Шустра, Быстра:

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга (2р)

 Воды наносила,

 Сарафан дошила,

 Носок довязала,

 Ягод насобирала,

 Песню допела, 

(Загибание пальчиков по одному, начиная с большого).

 Везде поспела

 В охоту ей дело.

( Потирают ладошки)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

  • Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

«Воздушный транспорт»

 «Пилот»

Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты 

(ладонь у лба – смотрим вниз)

Еще никто, никто на свете такой не видел красоты!

 (разводим руки в стороны)

Ах, какая красота там внизу ему видна! 

(ладони руку щек «удивляемся»)

«Вертолет»

- Папа, что за чудеса?              

(Развести руки в стороны)

Из металла – стрекоза.                        

(Вращение кулачками)

И внутри сидит пилот,                    

  (Стучим кулачками друг о друга)

Знаю, это вертолет.                            

(Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца)

     «Самолет»

К облакам лети, пилот,                       

(Поднять руки вверх.)

Поднимайся смело,                             

(Хлопки)

Я построил самолет                          

 (Стучим кулачками друг о друга)

Для тебя умело.

 

«Наземный и подземный транспорт»

«Едим, плаваем, летим»

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

(Сжимают и разжимают пальчики)

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет. 

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть: 

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

 (Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

 (На каждое слово сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

 «Водный транспорт»

«Лодочка»

Две ладошки прижму

 И по морю поплыву. 

(Ладони лодочкой, волнообразные  движения рук.)

 Две ладошки – друзья –

 Это лодочка моя.  

 Паруса подниму, 

 Синим морем поплыву. 

(Поднять выпрямленные ладони  вверх)

 А по бурным волнам

 Плывут рыбки тут и там.

(Имитируют движений волн и рыбок)

«Морские узлы»

Навязать морских узлов                     

(Переплести пальцы в «замок»)

Нет проблем для моряков.                

 (Сжимать и разжимать кисти рук.)

Я канат свяжу узлом,                          

(«Замок»)

Если стану моряком.                          

Хлопки)             

А.Е.Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг

(делают ладошки у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода.

(Разводят ладони в стороны)

Плывет морской конек сюда.

(волнообразные движения ладонями вперед)

Вот медуза, вот кальмар.

(опушенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают на встречу друг

другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)

А вот рыба шар.

( соединить обеих рук в форме шара)

А вот расправив восемь ног

(Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх,

выполняя колебательные движения пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

«Насекомые»

«Комар»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

(Поочерёдно сгибают пальцы

в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

(Вращают мизинцем).

 Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! 

(Прячут руки за спину).

«Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо –

Март, апрель, капель, весна …

Просыпайся, соня - сонюшка!

Под весенним ярким солнышком.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

 (Дети выполняют движении в соответствии

со смыслом текста стихотворения, проявляя фантазию)

«Пчелка» 

 Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела. 

(Машут ладошками)

А за нею шмель - шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

 (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

 Как фонарики глаза.

 (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

 Пожужжали, полетали,

 От усталости упали. 

 (Машут ладошками. Роняют ладони на стол.)

«Мир растений»

 «Цветок на поляне»
Вырос высокий цветок на поляне.

(Руки вверху делают бутон, пальцы развести, ладошки вместе.)
Утром весеннем раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье.
Дружно дают под землей корешки.
(Ритмичные движения пальцами вместе -врозь, опустить ладони вниз, прижать тыльной стороной пальцы развести)

«Грибы»

Я корзинку в лес беру,

Там грибы я соберу.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Удивляется мой друг :

«Сколько здесь грибов вокруг!»

(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберёзовик, опёнок,

Боровик, лисичка, груздь –

(Поочерёдно сгибают пальчики

на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

(Большой палец левой руки отставляют вверх.)

Найду я на опушке.

(Грозят ему.)

 

 «Цветок»

  Утром рано он закрыт,

  (Кисти рук плотно сомкнуты.)

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

  (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

   плавно расходятся в разные стороны,

   напоминая раскрывшийся цветок.) 

  К вечеру цветок опять закрывает венчик,

  (Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок)

   

   И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик.

  (Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.)

«Наши алые цветы»

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

( Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук

 вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать)

Пальчиковая гимнастика  «Апельсин»

Мы делили апельсин,                             Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.                             
Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа.                       
Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят.                             
руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят.                           
название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.                             
Изображают пасть волка двумя
                                                                        руками.
Он сердит на нас – Беда!!!                     Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда!                          
Разбегаются.              

                                      

Пальчиковая гимнастика «Варежка» 
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? 
Сжать пальцы в кулачок.

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Все пальцы разжать, кроме одного.
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! 
Разогнуть оставшийся согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, 
Сжать пальцы в кулачок.
как живешь?

Тема: «Мебель»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

 Пальчиковая гимнастика «Мебель»

(Раз, два, три, четыре, пять -                       Хлопки.
Будем мебель мы считать:                        Сжимать и разжимать пальцы.
Кресло, стул, диван, табуретка,                
Загибать пальцы на правой руке,
                                                                            начиная с мизинца.
Полка, шкаф, кровать, этажерка.            Загибать пальцы на левой руке,
                                                                            начиная с мизинца.
    

     

 Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                               Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире.                     кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,              
Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку.                    
больших, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.   
Чай с вареньем дружно пили.              
Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире.                    стучат кулачками.  

                      

Пальчиковая гимнастика «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –         Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части   приставляется

                                               кулачок (большим пальцем к себе)

Вот вам стул на удивленье.

Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

В нашей комнате — столовой —          На каждое название предмета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,             мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные,                 по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики       Соединять пальцы в «замок».

С вами мы подружим маленькие пальчики.          Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.  Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.     Руки вниз, встряхнуть кистями.

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде- дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (
курице). Дети показывают «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое!             
Показывают солнце.
Здравствуй, небо голубое!                 
Показывают небо.
Здравствуй, вольный ветерок!          
Показывают «ветерок».
Здравствуй, маленький дубок!           Показывают «дубок»
Здравствуй, Утро!                              Жест вправо.
Здравствуй, День!                              Жест влево.
Нам здороваться не лень!                Разводят обе руки в стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...