« Использование опорных схем в работе с детьми. Развитие речи.»
консультация
Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления и усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Это одна из главных задач детского сада. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов. Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy._razvitie_rechi.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование опорных схем в работе с детьми. Развитие речи.»
ЦЕЛЬ: Повысить компетентность в вопросах теории и практики речевого развития дошкольника.
ЗАДАЧИ:
- Закрепить теоретические знания по обучению связной речи дошкольников
- Углубить и расширить знания по применению опорных схем в работе с дошкольниками.
Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесное взаимодействие речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же и совершенствует речь. Учась мыслить» (Сохин Ф.А.). Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления и усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Это одна из главных задач детского сада. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение – средство познания, средство проверки своих знаний, представлений, оценок.
Обучение связной речи – умение четко, последовательно излагать свои мысли.
Фактор, облегчающие развитие становления связной речи:
- наглядность
- создание плана высказывания
Возможность последовательного размещения в предварительной программ, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим, отмечал Л.С.Выгодский.
Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.
В чем цель опорных схем? Педагоги отвечают.
Где их можно использовать? Педагоги отвечают.
В чем особенности использования опорных схем в детском саду и школе?
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ
- Введение элементов символов ( формы. Величины, действий)
- Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видах деятельности. ( для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален)
- Введение отрицаний.
- Сочетание символов, чтение цепочки из них.
- Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. ( задача этого этапа – активный поиск изображения, умение аргументировать свой выбор)
- Творческое создание детьми опорных схем.
ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ О.С.
-- На 1-4 этапах дети не могут абстрагироваться от символа. Условного изображения; начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения.
-- На 5 и 6 этапах – небольшой изобразительный опыт; незнание букв. Цифр, знаков.
Для преодоления робости и неуверенности используются: зарисовки загадок, коллективный поиск, обсуждение изображений радости и горя, ветра, света и т.д.
Практические задания:
- Составьте зарисовки на загадки:
« Без окон, без дверей полна горница людей»
«Без рук, без топоренка построена избенка»
« И на горке, и под горкой, под березой и под елкой
хороводами и в ряд .В шапках молодцы стоят»
- Придумайте по 1 схеме к пословице или поговорке. Остальные должны отгадать.
- Составьте опорную схему ( по своей возрастной группе) к рассказу по сюжетной картинке, сказке, рассказу.
Итог занятия:
Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для спонтанного рассказывания детей. ( рассказы педагогам и товарищам о событиях дома. При встрече выздоровевшего ребенка и т.д.) Педагог должен не только использовать эти случаи. Но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать. Работа с опорными , символами – это небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребенком. Главным остается живое общение, мимика, жесты, эмоции. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования такого сложного умения как рассказывание. Нужно добиваться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел им в том объеме, который намечается программой воспитания в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование опорных схем в работе с детьми»
Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи....
Использование опорных схем в работе с детьми
Повышение профессиональной компетенции педагогов по обучению способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи...
Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"
Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...
Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
В данной статье рассказывается о работе над предложением, представлены этапы работы над предложением, прослеживается последовательность введения карточек-схем на занятиях учителя-логопеда при работе с...
Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»
Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...
Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»
Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профес...
Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей"
Как научить дошкольника последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, и при этом сделать этот процесс увлекательным. Для решения этой задачи можно использовать технологию "Мнемот...