консультация в консультативном пункте по теме: "БУЛЛИНГ - ЭТО..."
консультация (подготовительная группа)

Агишева Оксана Владимировна

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУЛЛИНГ – это…

Во-первых, данная форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику ребенка. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности, бедности, обилия агрессии в нашей повседневной жизни, стрессов, которые характерны для большинства населения нашей страны, повышается риск распространения этого явления.

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира.

Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение «аутсейдера», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «аутсайдеров», но и на «агрессоров», т. к. если проявление агрессии оказывается эффективным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Профилактика буллинга (деятельность по его предупреждению или удержанию на социально приемлемом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «аутсайдеров». В переводе с английского языка буллинг означает травлю, запугивание, третирование. Понятие «буллинг» рассматривается от узкого (видеосъемка драки) до масштабного (насилие вообще).

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки. Детей с физическими недостатками – носящих очки, имеющих сниженный слух или нарушения движений (например, при ДЦП), т. е. тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя, – обижают гораздо чаще, чем остальных;
  • особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети нередко бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно.
  • особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
  • плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль аутсайдера. Такой ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: 2ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это».
  • страх перед учебными заведениями. Он чаще возникает у тех, кто идет в учебное заведение с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых тоже были проблемы в подростковом возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед учебным заведением, легче станет объектом для издевок одногруппников;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не имеющие опыта взаимодействия в детским коллективе до техникума, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении. При этом часто они превосходят своей эрудицией и умениями детей, посещавших детский сад;
  • болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;
  • низкий интеллект и трудности в обучении. Слабые способности детерминируют и низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли аутсайдера, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как аутсайдером, так и агрессором.

Таким образом, буллингом можно считать умышленное длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие над индивидом со стороны лица или группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и т. д.). Их действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Такое насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у некоторых лиц).

Рассмотрим основные виды буллинга.

Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает самооценку. В этом случае оружием служит голос. Выделяют следующие виды эмоционального насилия:

  • насмешки, присвоение кличек, с которыми постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня и оскорбляя его, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид буллинга зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия во внешности, акцент или особенности голоса, высокую или низкую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование анонимных телефонных звонков – распространенная форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя.
  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Инициатором использования этого метода, как правило, выступает хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах. С ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.
  • Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К данному виду насилия относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники. В крайних случаях применяется оружие, например нож.
  • Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
  • Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. В этом случае от аутсайдера требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Жертву могут принуждать к воровству имущества – такая тактика используется для возложения вины исключительно на жертву.

Исследователь О.А. Мальцева отмечает, что появилась новая разновидность подросткового буллинга – кибербуллинг, при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. Особенности проявления буллинга в подростковом возрасте.

Исследования как зарубежных (Д. Лэйн, Д. Олвеус, В. Бесаг), так и российских (И.С. Кон, И.С. Бердышев, О.А. Маланцева) ученых, занимающихся изучением гендерных особенностей, позволяют выделить следующие отличительные признаки буллинга в подростковом возрасте:

  • различия в формах проявления у представителей женского и мужского пола;
  • особенности проявления буллинга у мальчиков связаны с мальчишеской нормативной культурой;
  • буллинг у представителей мужского пола связан, прежде всего, с борьбой за власть;
  • буллинг со стороны девочек более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен;
  • девочкам в силу гендерных особенностей труднее справиться с проблемой буллинга.

Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. Аутсайдер, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок-аутсайдер становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

  • притворяются больными, чтобы избежать похода в учебное заведение;
  • боятся одни идти в учебное заведение и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;
  • поведение и темперамент меняются;
  • явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
  • частые просьбы дать денег, воровство;
  • снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
  • постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
  • молчаливость, нежелание идти на разговор;
  • суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога – психолога для родителей детей раннего возраста о проблемах адаптации (в рамках Консультативного пункта)

Основной целью работы педагога – психолога с детьми и родителями являются такие аспекты как:- формирование доброжелательных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками выявление причин и нивелировани...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»

laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспита...

консультация в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Капризы и упрямство"

Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки....