Использование ИКТ - технологий (из опыта работы)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Автор: Богомолова А.С.
Использование ИКТ в работе воспитателя.
Актуальность
Использование ИКТ в ДОУ - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние годы в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
В совокупности, информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.
Цели использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ:
- Сделать образование современным;
- Приблизить ОД к мировосприятию современного ребенка;
- Установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
- Помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
- Экономить время как педагога, так и ребенка;
- Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:
текста, графического изображения, звука, речи,
Средства ИКТ включает в себя:
Компьютер • Ноутбук • Музыкальный центр • Мультимедийный проектор • Телевизор •Видеоплеер • Фотоаппарат • Принтер • Сканер • Мобильный телефон • Видеокамера • Интерактивная доска
Функции средств ИКТ
- Источник информации
- Средство подготовки различных материалов
- Хранение материалов
В своей работе воспитателя я использую ИКТ по четырем направлениям:
- Ведение документации
- Создание и хранение учебно-методического комплекса
- Организация воспитательно-образовательного процесса
- Взаимодействие с родителями
Ведение документации:
Оформляю групповую документацию (списки детей, диагностику уровня развития, планирование, составляю отчеты).
Согласитесь, что, например, напечатать характеристику ребенка с помощью компьютера легче и быстрее, чем написать от руки: ошибку сделал – переписывать, а в Microsoft Office можно исправить, дополнить, вставить целые «куски» из другого источника, сохранить в памяти и на основе одной характеристики написать другую. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования в образовании диктуют свои правила.
Оформляю стенды группы:
Также в своей работе я использую ИКТ для создания и хранения учебно-методического комплекса
Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (консультации для родителей, конспекты, игры, музыкальные подборки, мультимедийное оформление праздников)
Например: Для театральной постановки по сказке «Репка» - я разрабатывала презентацию, подбирала звуки (Голоса зверей), музыку, под которую выходят герои сказки.
Мною создана медиатека из накопленного материала
На педагогических сайтах «Инфоурок», «Маам.ру» размещаю свои методические разработки: конспекты, мастер классы, проекты; делюсь опытом работы с коллегами; веду свой блог.
Имею возможность обмениваться опытом, дидактическими материалами, методическими разработками с ведущими специалистами в области образования.
Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми:
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для своей работы я:
• Подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям.
• Знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий.
• Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми (включая дидактические игры, КВН, викторины, кроссворды).
Я использую специальный кабель VGA , который соединяет ноутбук с телевизором и отражает на экране телевизора все, что есть в ноутбуке. В настоящее время VGA считается устаревшим и активно вытесняется цифровыми интерфейсами, но это не мешает мне активно его использовать.
В образовательной деятельности использую презентации в определенной части занятия, например:
Познавательная ОД, посвященная ознакомлению детей с профессиями
Также я использую ИКТ в процессе взаимодействия с родителями:
Сотрудничаю с семьями воспитанников. Даю рекомендации в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр (Сколько ребенку можно по времени находиться за компьютером. Как оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов – это и использование пароля, и использование программы Касперский Кидс, которая блокирует нежелательные сайты и др.).
В мессенджере Ватцап мною создана группа «Почемучки» с целью общаться с родителями по мере необходимости в любое время, обмениваться информацией, мнениями, и в этом нам помогает интернет.
• Создана страничка на сайте «Одноклассники», постоянно ее обновляю.
• Создаю и размещаю на сайте консультации для родителей, веду свой блог.
• Организую итоговые выставки, фотовыставки с использованием слайд-шоу детских работ.
• Родительские собрания провожу с демонстрацией презентаций.
Таким образом, использование компьютерных технологий помогает:
• Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• Делать ОД более наглядной и интересной;
• Формировать информационную культуру у детей;
• Активизировать познавательный интерес;
• Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
• Формировать интерес к работе у воспитателя;
• Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Плюсы использования ИКТ в ДОУ
Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала
• Фото, карточки, картинки устаревают физически, их хранение требует много места, поиск отнимает много времени.
• ИКТ картинки легко восстанавливаемы, их легко перемещать, практически любую иллюстрацию можно найти в интернет
Виртуальные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из помещения.
Минусы использования ИКТ в ДОУ
Однако могут возникнуть и проблемы при применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, такие как:
• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;
• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;
• Педагог может не обладать достаточной квалификацией для работы с компьютеромС учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.3049-13, в работе с детьми я придерживаюсь рекомендации по использованию ИКТ:
- По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.
- Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
- В конце занятия проводить гимнастику для глаз.
- Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.
- Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Правильное использование ИКТ приводит к целому ряду положительных моментов:
1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью.
2. Психологически облегчает процесс усвоения.
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания.
4. Формирует навык исследовательской деятельности.
5. Расширяет общий кругозор.
6. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.
7. Освобождает от рутинной ручной работы.
8. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.
Исходя из всего этого я могу сделать вывод, что использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.
Спасибо за внимание и я хочу пожелать, чтобы компьютер для вас стал лучшим помощником при работе с детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий.(из опыта работы)
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная ...
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий» (из опыта работы)
Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувс...
Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ (из опыта работы)
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечивать дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать п...
Продуктивное использование образовательных технологий (из опыта работы)
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...