Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий» (из опыта работы)
консультация на тему
Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.
В процессе экологического образования дошкольников мы используем разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ и медиа презентации.
В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием медиа презентаций.
В педагогических трудах Л.В.Купцова и Т.А.Прищепа «Информационные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками», особое внимание авторы уделяют содержанию обучения, тематическому и поурочному планированию и дидактическому оснащению в педагогическом процессе.
Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.
В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.
Для развития творческого воображения и закрепление полученных знаний на занятиях применяется дидактический материал, разработанный нами виде «Экологического панно». Тематика экологического панно меняется зависимости от тем занятий и времени года.
Накопленный опыт мы рассматриваем как реализация принципов экологического воспитания через систему воспитательно-образовательных задач по программе Васильевой «Воспитания и обучение в детском саду».
В процессе формирования экологической культуры дошкольников решались следующие задачи:
сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи, их детёнышей;
сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы - их название, строение, месте произрастания);
сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень зима);
учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами; прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;
учить бережно относиться к растениям и животным.
Например: тема занятий «Комнатные растения». Дети закрепляют полученные знания по теме деревья и сравнивают корни цветка с корнями растения, зарисовывают, проигрывают игровой момент «Найди лишнее».
По результатам проделанной работы нами проведено диагностирование детей (21) и анкетирование родителей (38) по «Экологическому воспитанию в детском саду», которое показало, что у 49% детей сформированы высокие знания по экологическому воспитанию 51% средние. Анкетные данные родителей показало, что родители заинтересованы в экологическом воспитании детей, часть родителей отметили, что дети становятся добрее, наблюдательней, у них появилось желание трудиться. Проведенный мониторинг посещения родительских собраний и консультаций показал 83% родителей посещают регулярно, 16% время от времени, 1% нет возможности посещать консультации.
Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.
Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по экологическому воспитанию с использованием ИКТ.
Список литературы:
Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением.–2002.– N 5.–C.82–86.–(Методическая работа).
Афимьина В.С. Маленькие экологи: Занятия: Вторая младшая группа//Ребенок в детском саду.–2009.– N 6.–С.53–59.
Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– N 5.–С.47–52.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., N 5
Солоницын Ю. Презентация на компьютере. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
Консультация для родителей:
«Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий»
(из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель 1кв.кат.
Вельмяйкина Н.А.
Саранск 2015
Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.
В процессе экологического образования дошкольников мы используем разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ и медиа презентации.
В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием медиа презентаций.
В педагогических трудах Л.В.Купцова и Т.А.Прищепа «Информационные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками», особое внимание авторы уделяют содержанию обучения, тематическому и поурочному планированию и дидактическому оснащению в педагогическом процессе.
Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.
В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.
Для развития творческого воображения и закрепление полученных знаний на занятиях применяется дидактический материал, разработанный нами виде «Экологического панно». Тематика экологического панно меняется зависимости от тем занятий и времени года.
Накопленный опыт мы рассматриваем как реализация принципов экологического воспитания через систему воспитательно-образовательных задач по программе Васильевой «Воспитания и обучение в детском саду».
В процессе формирования экологической культуры дошкольников решались следующие задачи:
сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи, их детёнышей;
сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы - их название, строение, месте произрастания);
сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень зима);
учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами; прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;
учить бережно относиться к растениям и животным.
Например: тема занятий «Комнатные растения». Дети закрепляют полученные знания по теме деревья и сравнивают корни цветка с корнями растения, зарисовывают, проигрывают игровой момент «Найди лишнее».
По результатам проделанной работы нами проведено диагностирование детей (21) и анкетирование родителей (38) по «Экологическому воспитанию в детском саду», которое показало, что у 49% детей сформированы высокие знания по экологическому воспитанию 51% средние. Анкетные данные родителей показало, что родители заинтересованы в экологическом воспитании детей, часть родителей отметили, что дети становятся добрее, наблюдательней, у них появилось желание трудиться. Проведенный мониторинг посещения родительских собраний и консультаций показал 83% родителей посещают регулярно, 16% время от времени, 1% нет возможности посещать консультации.
Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.
Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также заинтересовать родителей в участие в проектной деятельности по экологическому воспитанию с использованием ИКТ.
Список литературы:
Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением.–2002.– N 5.–C.82–86.–(Методическая работа).
Афимьина В.С. Маленькие экологи: Занятия: Вторая младшая группа//Ребенок в детском саду.–2009.– N 6.–С.53–59.
Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– N 5.–С.47–52.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., N 5
Солоницын Ю. Презентация на компьютере. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» средняя группа...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. В дошкольной педагогике появлялось новое направление ...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"
Экологическое воспитание детей в семье...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"
Экология -это наука , и произошла она от слова ойкас- дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы живём. И в дошкольной педагогике появилось новое направление воспитания- экол...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей в семье»...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей", предназначен для работы с родителями в учреждении дополнительного образовании.
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей"...