Дополнительная общеразвивающая программа "Маленький музыкант"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Бережнова Лариса Александровна

Программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, через музицирование и игру на детских музыкальных инструментах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx38.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасиснский детский сад №3 «Сказка»

                                             Утверждаю:

                                                                  Заведующий    МБДОУ

                                                                                   Калтасинский     детский сад № 3

                                                                                                   «Сказка» МР Калтасинский р-н РБ

                                                                                      _________________Н.С.Ильгузина

                                                                                          Приказ № ____      «____»___________г.  

Нормативный срок реализации: 2020-2021 уч.гг.

Возрастная категория: 6-7 лет

Составитель:

Музыкальный руководитель

Лариса Александровна Бережнова

Калтасы

2020


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

      4. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

      5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     6. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.

В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности – чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма ее анализа.

Данная программа способствует развитию творческих способностей детей посредствам музыкальной деятельности.

Основной формой  работы являются игровые ситуации, музыкальные встречи, музыкальные  и видео салоны, а так же дополнительные формы работы: игра, импровизация, творческая мастерская.

Периодичность и продолжительность:

  • Продолжительность:      25 минут с детьми 6-7 лет

  • Периодичность: 2 раза в неделю

  • Общее количество игровых ситуаций на один возраст:

 в месяц – 8; в неделю – 2

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1. Основная цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.

2.2. Задачи.

  • Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.
  • Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  • Развивать творческую активность, художественный вкус,  приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  • Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированностью.
  • Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

3.1. Дети должны знать

  • Элементарную нотную грамоту.
  • различатьмажор  и минор, динамические оттенки, темпы.
  • музыкальные жанры и их особенности.
  • основные названия инструментов  оркестра;
  • внешний вид инструмента;

3.2. Дети должны уметь:

  • иметь навык правильногозвукоизвлечения;
  • различать звук в звучании оркестра;
  • играть в ансамбле: своевременно вступать и заканчивать игру;
  • передавать  ритмический рисунок;
  • пользоваться музыкальными инструментами, бережно относиться к ним.

4. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Объем программы включает в себя:

  • теоретическую часть,
  • практическую часть,

Первый компонент содержит материалы по ознакомлению детей с теоретическими основами музыкальной деятельности,  с которыми  дети работают в практической деятельности. То, о чем узнают дети, доводится до них в форме игровых ситуаций, рассказа и бесед педагога, обсуждений, рассматриваний и наблюдений. При этом используется наглядность и информационно-коммуникативные технологии.

Второй компонентимеет практическую направленность: это то, что осваивают дети во время музыкальной деятельности: навыки и умения работы с детскими музыкальными инструментами, пение, слушание музыки.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Объем программы по разделам

  1. Элементарная нотная грамота
  2. Знакомство с музыкальными инструментами
  3. Игра в ансамбле

5.2. Содержание разделов программы

Раздел 1. «Музыкальный кругозор»

Знакомство с звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.

Познакомиться с пониманиями: музыкальные и немузыкальные звуки

Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, длительность.

Познакомиться с понятиями: динамика f и p.

Познакомить детей с нотным станом, с названиями нот.

Знакомство с басовым и скрипичным ключами, для чего они нужны, где располагаются на нотном стане.

Знакомство с понятиями: сильная доля, слабая доля,  тоника.

Знакомство с записью ритмов.

Познакомить с простыми размерами 2/4, 3/4

Сформировать у детей  понятие «тембр звука»

Знакомство с новыми понятиями “мажор”, “минор”.

Познакомить с понятиями вступление, заключение.

Раздел 2. «Знакомство с музыкальными инструментами»

Знакомство с видами оркестров: духовым, народным, симфоническим.

Познакомиться с классификацией групп оркестра: струнной, ударной, духовой.

Познакомить с инструментами струнной группы: (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)

Познакомить с инструментами духовой группы: (флейта, гобой, кларнет, фагот); (труба, валторна, туба).

Познакомить с инструментами ударной группы: (барабан, тарелки, треугольник, колокольчики)

Познакомить с группами инструментов народного оркестра: струнные, ударные, духовые. Раздел 3. «Игра в ансамбле»

Учимся прохлопывать, простукивать, и играть на инструменте простейший ритмический рисунок.

Учимся играть гамму на металлофоне, ксилофоне, фортепьяно.

Познакомить детей  с терминами,  техникой игры и правильным извлечением звука на металлофоне, ксилофоне: stacato,  glissando, legato.

Учимся играть на инструментах ударной группы оркестра: своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения.

Учимся сочинять ритмический рисунок, песенку на заданный текст, импровизировать на ударных инструментах.

Играем произведения:

«Ах, вы сени»р.н.п. обр. Агафонникова.

«Лесенка», муз.Тиличеевой

 «Во поле берёза стояла» р.н.п.

 «Аннушка», чешская народная мелодия

«Рондо в турецком стиле», муз. Моцарта

  «Вальс» И.Штраус

«Санта Лючия», итал. нар. Песня

«Итальянская полька», муз.Рахманинова

“Вальс” Д.Б.Кабалевского.

Заключительное выступление детей “Путешествие в страну музыки”.

5.3. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Номер игровой ситуации

Тема

игровой

ситуации

Содержание

Сентябрь

1

Как услышать чудо и увидеть звук.

Знакомство с звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.

2

Путешествие в страну звуков.

Познакомиться с пониманиями: музыкальные и немузыкальные звуки

3

Путешествие Чевостика в концертный зал.

Знакомство с видами оркестра и из каких групп музыкальных инструментов они состоят: ударные, духовые, струнные.

4

Зачем звуку время и размер.

Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, длительность.

Октябрь

1

Азбука динамики

Познакомиться с понятиями: динамика f и p.

2

Кто такие «ТА и ТИ»?

Учимся прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.

б) Учимся звукоподражать голосам животных и птиц.

3

Где живут ноты?

Познакомить детей с нотным станом, с названиями нот.

4

Как попасть к нотам, или зачем нужны музыкальные ключи?

Знакомство с басовым и скрипичным ключами, для чего они нужны, где располагаются на нотном стане.

Ноябрь

1

Какие инструменты живут в симфоническом оркестре.

Познакомиться с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник).

2

О шаге и пульсе

Знакомство с понятиями: сильная доля, слабая доля,  тоника.

3

Дружба с ритмом.

Знакомство с записью ритмов.

4

Путешествие в сказку или что такое тембр?

Сформировать у детей  понятие «тембр звука»

Декабрь

1

Первые шаги.

Выступление детей с оркестром ударных инструментов на защите проекта “Путешествие в страну музыки”. “Вальс” Д.Б.Кабалевского.

2

Оркестровая школа

Учимся играть в шумовом оркестре: своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения.

3

Что такое гамма?

Учимся играть гаммы вверх и вниз.

4

Развитие слухового внимания.

Учимся слушать «тишину»

Январь

1

Такт, размер.

Учимся играть простейшие партитуры в размере 2/4.

2

Самые громкие.

Продолжаем знакомиться с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)

3

Моё настроение.

Знакомство с новыми понятиями “мажор”, “минор”.

4

И всё таки вальс.

Знакомство с размером 3/4. Учимся определять на слух размеры и 3/4.

Февраль

1

Ритмический коврик.

Игра “Ритмическое эхо”.

 Учимся проговаривать различные тексты в определенном размере.

2

Музыкальная карусель

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.

Учимся импровизировать на ударных инструментах.

3

Для чего вступление и заключение.

Беседа о том, что такое вступление, заключение.

4

Игротека.

Игра “Музыкальные инструменты”.

Март

1

В гости к музыке

Разучивание мелодии “Веселые гуси” на металлофоне ко Дню 8 Марта.

2

Моя техника.

Продолжаем учиться играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки.

3

Оркестр народных инструментов.

Знакомство с народными инструментами: гармоника, балалайка, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.

 Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

4

Что такое ансамбль, или что будет, «когда в товарищах согласья нет»?

Знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Апрель

1

История о музыкальном молоточке.

Учимся играть в оркестре на ударных инструментах. “Ах вы, сени” р.н.п.

2

Музыкальная ёлочка

Знакомство с понятием “октава”.

3

Задания для музыканта-художника

Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Игровое занятие.

4

Играю, слушаю, слышу себя и других.        

Продолжаем учиться играть, импровизировать простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле.

Май

1

Я играю в дирижёра

Познакомить детей  с терминами,  техникой игры и правильным извлечением звука из металлофона: stacato, glissando, legato.

2

Музыкальный рассказ «Петрик –пастушок»

Игровое занятие, развиваем музыкальное воображение.

3

Гармония

Закрепление и повторение пройденного материала.

4

Проверь себя.

Диагностика детей.

6. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с подгруппами.

Методы:

1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.

2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.

3. Практический – упражнения, импровизации, игры, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах.

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

7.1. Рекомендуемая литература

Авторы

Заглавие

под редакцией С.И.Мерзляковой.

“Фольклор – музыка – театр”. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками

Г.П.Новикова.

“Музыкальное воспитание дошкольников” Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений

Журнал

“Музыкальный руководитель” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Журнал

“Музыкальная палитра” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений

Н.Г.Кононова.

“Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах”Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.

Э.П.Костина.

“Камертон” Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.

Е.И. Домогацкая

Первые уроки музыки

И.Ю.Александрович

Азбука юного музыканта

Э.Дейнс

Первая энциклопедия музыки

М.А.Михайлова

Развитие музыкальных способностей детей

7.2. Средства обеспечения для освоения программы

7.2.1. Наглядный материал

п/п

Наглядный материал

1.

Рисунки детей.

2.

Игрушки

3.

Сюжетные картинки

4.

Видео материалы

5.

Иллюстрации музыкальных инструментов

6.

Портреты композиторов.

7.

Карточки  с музыкальными инструментами.

8.

Музыкальные инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект музыкальной сюжетно- ролевой игры "Мы- музыканты"

Эту игру я составила для детей подготовительной к школе группе. Игра нравится детям, т.к. в ней есть стихотворный материал, карточки- схемы, слайды  музыкальных инструментов,картинки, собственно ...

Консультация "Каждый ребёнок - музыкант

Не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах, могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на  специально созданных для этой...

Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты"

Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты". Это совместная работа музыкального руководителя, логопеда и воспитателя. Часть  краткосрочного проекта "Театр в жизни детей...

«Весёлые музыканты». Игровое занятие для младшего возраста

«Весёлые музыканты» Игровое тематическое занятие по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Для младшего возраста....

Музыкальное занятие "Мы - музыканты"

На занятии дети учатся сами изготавливать шумовые инструменты и играть с ними....

Конспект музыкального занятия «Веселые музыканты»

Цели и задачи:- Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни  «Дудка». Способствовать активному пению через песню «Веселый колокол». Обогащение сло...

Музыкальный проект "Все мы музыканты"

Данный проект помогает развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения в  детском коллективе....