Дополнительная общеразвивающая программа "Маленький музыкант"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, через музицирование и игру на детских музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасиснский детский сад №3 «Сказка»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
Калтасинский детский сад № 3
«Сказка» МР Калтасинский р-н РБ
_________________Н.С.Ильгузина
Приказ № ____ «____»___________г.
Нормативный срок реализации: 2020-2021 уч.гг.
Возрастная категория: 6-7 лет
Составитель:
Музыкальный руководитель
Лариса Александровна Бережнова
Калтасы
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
4. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.
В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности – чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма ее анализа.
Данная программа способствует развитию творческих способностей детей посредствам музыкальной деятельности.
Основной формой работы являются игровые ситуации, музыкальные встречи, музыкальные и видео салоны, а так же дополнительные формы работы: игра, импровизация, творческая мастерская.
Периодичность и продолжительность:
- Продолжительность: 25 минут с детьми 6-7 лет
- Периодичность: 2 раза в неделю
- Общее количество игровых ситуаций на один возраст:
в месяц – 8; в неделю – 2
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
2.1. Основная цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.
2.2. Задачи.
- Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.
- Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
- Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированностью.
- Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Дети должны знать
- Элементарную нотную грамоту.
- различатьмажор и минор, динамические оттенки, темпы.
- музыкальные жанры и их особенности.
- основные названия инструментов оркестра;
- внешний вид инструмента;
3.2. Дети должны уметь:
- иметь навык правильногозвукоизвлечения;
- различать звук в звучании оркестра;
- играть в ансамбле: своевременно вступать и заканчивать игру;
- передавать ритмический рисунок;
- пользоваться музыкальными инструментами, бережно относиться к ним.
4. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Объем программы включает в себя:
- теоретическую часть,
- практическую часть,
Первый компонент содержит материалы по ознакомлению детей с теоретическими основами музыкальной деятельности, с которыми дети работают в практической деятельности. То, о чем узнают дети, доводится до них в форме игровых ситуаций, рассказа и бесед педагога, обсуждений, рассматриваний и наблюдений. При этом используется наглядность и информационно-коммуникативные технологии.
Второй компонентимеет практическую направленность: это то, что осваивают дети во время музыкальной деятельности: навыки и умения работы с детскими музыкальными инструментами, пение, слушание музыки.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Объем программы по разделам
- Элементарная нотная грамота
- Знакомство с музыкальными инструментами
- Игра в ансамбле
5.2. Содержание разделов программы
Раздел 1. «Музыкальный кругозор»
Знакомство с звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.
Познакомиться с пониманиями: музыкальные и немузыкальные звуки
Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, длительность.
Познакомиться с понятиями: динамика f и p.
Познакомить детей с нотным станом, с названиями нот.
Знакомство с басовым и скрипичным ключами, для чего они нужны, где располагаются на нотном стане.
Знакомство с понятиями: сильная доля, слабая доля, тоника.
Знакомство с записью ритмов.
Познакомить с простыми размерами 2/4, 3/4
Сформировать у детей понятие «тембр звука»
Знакомство с новыми понятиями “мажор”, “минор”.
Познакомить с понятиями вступление, заключение.
Раздел 2. «Знакомство с музыкальными инструментами»
Знакомство с видами оркестров: духовым, народным, симфоническим.
Познакомиться с классификацией групп оркестра: струнной, ударной, духовой.
Познакомить с инструментами струнной группы: (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)
Познакомить с инструментами духовой группы: (флейта, гобой, кларнет, фагот); (труба, валторна, туба).
Познакомить с инструментами ударной группы: (барабан, тарелки, треугольник, колокольчики)
Познакомить с группами инструментов народного оркестра: струнные, ударные, духовые. Раздел 3. «Игра в ансамбле»
Учимся прохлопывать, простукивать, и играть на инструменте простейший ритмический рисунок.
Учимся играть гамму на металлофоне, ксилофоне, фортепьяно.
Познакомить детей с терминами, техникой игры и правильным извлечением звука на металлофоне, ксилофоне: stacato, glissando, legato.
Учимся играть на инструментах ударной группы оркестра: своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения.
Учимся сочинять ритмический рисунок, песенку на заданный текст, импровизировать на ударных инструментах.
Играем произведения:
«Ах, вы сени»р.н.п. обр. Агафонникова.
«Лесенка», муз.Тиличеевой
«Во поле берёза стояла» р.н.п.
«Аннушка», чешская народная мелодия
«Рондо в турецком стиле», муз. Моцарта
«Вальс» И.Штраус
«Санта Лючия», итал. нар. Песня
«Итальянская полька», муз.Рахманинова
“Вальс” Д.Б.Кабалевского.
Заключительное выступление детей “Путешествие в страну музыки”.
5.3. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Номер игровой ситуации | Тема игровой ситуации | Содержание |
Сентябрь | 1 | Как услышать чудо и увидеть звук. | Знакомство с звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. |
2 | Путешествие в страну звуков. | Познакомиться с пониманиями: музыкальные и немузыкальные звуки | |
3 | Путешествие Чевостика в концертный зал. | Знакомство с видами оркестра и из каких групп музыкальных инструментов они состоят: ударные, духовые, струнные. | |
4 | Зачем звуку время и размер. | Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, длительность. | |
Октябрь | 1 | Азбука динамики | Познакомиться с понятиями: динамика f и p. |
2 | Кто такие «ТА и ТИ»? | Учимся прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов. б) Учимся звукоподражать голосам животных и птиц. | |
3 | Где живут ноты? | Познакомить детей с нотным станом, с названиями нот. | |
4 | Как попасть к нотам, или зачем нужны музыкальные ключи? | Знакомство с басовым и скрипичным ключами, для чего они нужны, где располагаются на нотном стане. | |
Ноябрь | 1 | Какие инструменты живут в симфоническом оркестре. | Познакомиться с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник). |
2 | О шаге и пульсе | Знакомство с понятиями: сильная доля, слабая доля, тоника. | |
3 | Дружба с ритмом. | Знакомство с записью ритмов. | |
4 | Путешествие в сказку или что такое тембр? | Сформировать у детей понятие «тембр звука» | |
Декабрь | 1 | Первые шаги. | Выступление детей с оркестром ударных инструментов на защите проекта “Путешествие в страну музыки”. “Вальс” Д.Б.Кабалевского. |
2 | Оркестровая школа | Учимся играть в шумовом оркестре: своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения. | |
3 | Что такое гамма? | Учимся играть гаммы вверх и вниз. | |
4 | Развитие слухового внимания. | Учимся слушать «тишину» | |
Январь | 1 | Такт, размер. | Учимся играть простейшие партитуры в размере 2/4. |
2 | Самые громкие. | Продолжаем знакомиться с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.) | |
3 | Моё настроение. | Знакомство с новыми понятиями “мажор”, “минор”. | |
4 | И всё таки вальс. | Знакомство с размером 3/4. Учимся определять на слух размеры и 3/4. | |
Февраль | 1 | Ритмический коврик. | Игра “Ритмическое эхо”. Учимся проговаривать различные тексты в определенном размере. |
2 | Музыкальная карусель | Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст. Учимся импровизировать на ударных инструментах. | |
3 | Для чего вступление и заключение. | Беседа о том, что такое вступление, заключение. | |
4 | Игротека. | Игра “Музыкальные инструменты”. | |
Март | 1 | В гости к музыке | Разучивание мелодии “Веселые гуси” на металлофоне ко Дню 8 Марта. |
2 | Моя техника. | Продолжаем учиться играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки. | |
3 | Оркестр народных инструментов. | Знакомство с народными инструментами: гармоника, балалайка, гусли, трещотка, коробочка, баян и др. Познакомить с оркестром русских народных инструментов. | |
4 | Что такое ансамбль, или что будет, «когда в товарищах согласья нет»? | Знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. | |
Апрель | 1 | История о музыкальном молоточке. | Учимся играть в оркестре на ударных инструментах. “Ах вы, сени” р.н.п. |
2 | Музыкальная ёлочка | Знакомство с понятием “октава”. | |
3 | Задания для музыканта-художника | Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Игровое занятие. | |
4 | Играю, слушаю, слышу себя и других. | Продолжаем учиться играть, импровизировать простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле. | |
Май | 1 | Я играю в дирижёра | Познакомить детей с терминами, техникой игры и правильным извлечением звука из металлофона: stacato, glissando, legato. |
2 | Музыкальный рассказ «Петрик –пастушок» | Игровое занятие, развиваем музыкальное воображение. | |
3 | Гармония | Закрепление и повторение пройденного материала. | |
4 | Проверь себя. | Диагностика детей. |
6. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с подгруппами.
Методы:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
3. Практический – упражнения, импровизации, игры, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
7.1. Рекомендуемая литература
Авторы | Заглавие |
под редакцией С.И.Мерзляковой. | “Фольклор – музыка – театр”. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками |
Г.П.Новикова. | “Музыкальное воспитание дошкольников” Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений |
Журнал | “Музыкальный руководитель” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. |
Журнал | “Музыкальная палитра” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений |
Н.Г.Кононова. | “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах”Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. |
Э.П.Костина. | “Камертон” Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. |
Е.И. Домогацкая | Первые уроки музыки |
И.Ю.Александрович | Азбука юного музыканта |
Э.Дейнс | Первая энциклопедия музыки |
М.А.Михайлова | Развитие музыкальных способностей детей |
7.2. Средства обеспечения для освоения программы
7.2.1. Наглядный материал
№ п/п | Наглядный материал |
1. | Рисунки детей. |
2. | Игрушки |
3. | Сюжетные картинки |
4. | Видео материалы |
5. | Иллюстрации музыкальных инструментов |
6. | Портреты композиторов. |
7. | Карточки с музыкальными инструментами. |
8. | Музыкальные инструменты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34582.jpg)
конспект музыкальной сюжетно- ролевой игры "Мы- музыканты"
Эту игру я составила для детей подготовительной к школе группе. Игра нравится детям, т.к. в ней есть стихотворный материал, карточки- схемы, слайды музыкальных инструментов,картинки, собственно ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-49317.jpg)
Консультация "Каждый ребёнок - музыкант
Не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах, могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой...
Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты"
Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты". Это совместная работа музыкального руководителя, логопеда и воспитателя. Часть краткосрочного проекта "Театр в жизни детей...
«Весёлые музыканты». Игровое занятие для младшего возраста
«Весёлые музыканты» Игровое тематическое занятие по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Для младшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/22/picture-135219-1734868474.jpg)
Музыкальное занятие "Мы - музыканты"
На занятии дети учатся сами изготавливать шумовые инструменты и играть с ними....
Конспект музыкального занятия «Веселые музыканты»
Цели и задачи:- Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни «Дудка». Способствовать активному пению через песню «Веселый колокол». Обогащение сло...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175562-1357816864.jpg)
Музыкальный проект "Все мы музыканты"
Данный проект помогает развивать мышление, творческую инициативу, сознательные отношения в детском коллективе....