Роль театрализованных игр в жизни детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Роль театрализованных игр в жизни детей дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театр здесь выступает как один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_statya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Лайпанова Тамара Амырбиевна
МКДОУ д/с «Радуга» с. Дружба
Роль театрализованных игр в жизни детей дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театр здесь выступает как один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность.
Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение .
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость .
Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от педагога.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.
В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире, развиваются психические процессы, развивается речь, совершенствуется моторика, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, происходит развитие творческих способностей.
От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.
Наш детский сад работает по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.
Приобщение дошкольников к театру я начинаю с театра картинок. Это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий производимых ими. Прост и доступен восприятию малышей настольный театр. Дети третьего — четвертого года жизни очень увлекаются событиями, происходящими на «сцене» что даже не замечают рук педагога, глубоко сопереживают героям сказки.
Дальше происходит знакомство с перчаточной куклой. Дети очень любят занятия с этой куклой. Получается мини кукольный спектакль. Дети очень любят смотреть на ожившую куклу. Кукольный спектакль им близок, понятен и доступен.Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее.Дети быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Перчаточные куклы я использую в разных видах деятельности.
Так же я провожу с детьми беседы по ознакомлению с театром.Мы обсуждаем с ними вопросы: «Что делают в театре зрители?», «Кто шьет для артистов костюмы?», «Кто участвует в спектакле?», «Как надо вести себя в театре?», «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?», «Для чего нужен антракт?». После бесед на эти темы я стараюсь чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре.Например: дети выбирают «кассира», рисуют билеты. Стулья заранее расставляем как в зрительном зале и дети, купив билеты, заходят в «зрительный зал». «Зрители» просят помощи найти место, «билетер» помогает им находить свои места. «Зрители» благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т. д.
Конечно не все получается. Дети скованны, речь их небрежна, не выразительна. Я работаю с ними над интонацией, жестами, мимикой. Выбираем сказку с детьми, читаем, обсуждаем, рисуем по сказке, лепим сказку, слушаем музыку. Процесс репетиций - это процесс творческого переживания и воплощения. Именно в этом процессе происходит развитие личности ребенка
В нашем детском саду в каждой группе созданы театрализованные зоны, где собран богатый дидактический материал: разные виды театра (конусный, кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр «Забавная перчатка», театр «Вязанная игрушка» и др.) картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для лица и шеи, игры и упражнения на расширение диапазона голоса. Оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др. разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. Яркие маски к сказкам привлекают внимание детей.
В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители также помогают в изготовлении различных вязаных игрушек, шьют костюмы для кукол и выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.
Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
В заключении хочу сказать, что роль «Театра» в воспитании детей огромна. А для детей участие в театрализованных играх и в драматизациях сказок всегда праздник.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
4. Маханева М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12, 2000. - 128 с.
6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
7. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О. Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"
Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....
Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...
Введение здоровый образ жизни в жизни детей дошкольного возраста
Здоровый образ жизни детей с детском саду...
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей....
Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....