Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Дидактическая игра, позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Любая игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_didakticheskih_igr_na_detey_rannego_vozrasta.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста»
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.
Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. Можно отметить, что на втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, необходимо закладывать первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и организованной непосредственно образовательной деятельности, ждет их, радуется им. В игре и в процессе непрерывной образовательной деятельности ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Работая с детьми раннего возраста, убедилась на практике- особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Дидактическая игра, позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Любая игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Во время проведения дидактических игр постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. п.).
Дидактические игры имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.
Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игр нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовном мире ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Литература
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. –М.: Просвещение 1991.
- Сикалиева Ф.М. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/1564-didakticheskaya-igra-kak-forma-obucheniya-detei-rannego-vozrasta/
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
фольклер часть1...
Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...
Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста.
влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста...
"Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста"
В статье раскрыта теория дидактических игр, куда входит актуальность, значение дидактических игр в развитии детей, воспитательное значение дидактической игры....
Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста
Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста...