Игры с блоками Дьенеша
материал (младшая группа)
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи:
1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры.
Использовать блоки Дьенеша можно с младшей группы ДОУ. Этот материал чаще всего используется в НОД по формированию основных математический представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_blokami_denesha.docx | 83.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи:
1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры.
Использовать блоки Дьенеша можно с младшей группы ДОУ. Этот материал чаще всего используется в НОД по формированию основных математический представлений.
Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков.
Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Возрастная группа | Название игры | Описание |
Вторая младшая | «Волшебный мешочек» | Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию). |
«Уборка» | Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке. | |
«Найди лишнее» | Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему. | |
«Найди пару» | Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий). | |
«Что изменилось» | Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение. | |
«Продолжи цепочку» | Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине. | |
«Дополни картинку» | Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). При этом учитывается только их форма. | |
Средняя | «Найди клад» | Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник. |
«Угадай, что в коробочке» | Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п. | |
«Дополни ряд» | Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной). | |
«Посади клумбу» | Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка). | |
Старшая и подготовительная | «Логическое домино» | Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход. |
«Угадай-ка» | Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство. | |
«Проложи дорожки к домикам» | Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д. | |
«Рассели жильцов в доме» | В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом. | |
Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса» | Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту). | |
«Составь картинку» | Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков). |
При создании картинки в старшем дошкольном возрасте учитываются все свойства фигур, а не только форма (как в младшей группе)
Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в ДОУ
Автор и название занятия | Ход занятия |
Качакаева С. Б. | Воспитатель подводит дошкольников к макету дерева (на нём развешены мешочки) и читает стихотворение:
Педагог снимает один мешочек и высыпает на стол его содержимое — там оказываются блоки Дьенеша. С помощью наводящих вопросов дети догадываются, что это геометрические фигуры. Уточняются их цвета. По заданию воспитателя ребята показывают блоки определённых цветов.
Воспитатель предлагает сделать Тяпе подарок: снимает с дерева ещё один мешочек — там находятся контурные изображения домика для собачки. Это дождик смыл с картинок все краски. Задача дошкольников — раскрасить крышу синим цветом, а саму будку красным. |
Цит. по: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/konspekt-zanyatiya-po-matematike-vo-2-mladshey-gruppe-s-blokami-denesha-quot-chudo-derevo-quot-740657 | |
Гайдыш И. | <… На экране возникает слайд с изображением Лунтика. Он сообщает, что его родную Луну засыпало камнями, и жители не могут самостоятельно разобрать завал, потому что не знают геометрических фигур (они не различают их цвет и величину). Герой просит помощи у ребят.
Лунтик угощает детей вкусными «камушками» (конфетами). |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-syuzhetno-didakticheskoi-igry-s-blokami-denesha-v-srednei-grupe-polet-na-lunu.html | |
Задорина А. С. | Педагог предлагает дошкольникам отправиться в путешествие. Под музыку выполняются упражнения: ходьба (обычная, на пятках, носках), медленный бег, подскоки. Перестроение тройками и выполнение упражнений. <…>
На экране появляется слайд с изображением воздушного шара — именно на нём дети будут путешествовать. Билеты — это закодированные карточки (символическое обозначение определённого блока Дьенеша), по ним нужно определить своё место (на стульчиках лежат сами блоки). Ребята садятся.
Чтобы снять с города густой туман, который напустил волшебник, нужно решить математические задачки:
Следующее задание: на столе мальчик строит по схеме из блоков Дьенеша дворец, а девочка — замок. |
Цит. по: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/konspekt-integrirovannogo-fizkulturnogo-zanyatiya-s-blokami-denesha-quot-puteshestvie-na-ostrov-quot-v-starshey-gruppe-914136 | |
Речитская Е. | <… Раздаётся шум — это сломался космический корабль. Входящий звонок по скайпу: фиксики обращаются к землянам. Они летели на свою родную планету Фиксатон, везли подарки друзьям, но потерпели крушение (пропали и корабль, и подарки). Фиксики просят ребят о помощи (отремонтировать корабль и достать новые подарки) и передают им помогатор — сундучок с логическими блоками. |
Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Возрастная группа | Название игры | Описание |
Вторая младшая | «Волшебный мешочек» | Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию). |
«Уборка» | Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке. | |
«Найди лишнее» | Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему. | |
«Найди пару» | Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий). | |
«Что изменилось» | Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение. | |
«Продолжи цепочку» | Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине. | |
«Дополни картинку» | Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). При этом учитывается только их форма. | |
Средняя | «Найди клад» | Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник. |
«Угадай, что в коробочке» | Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п. | |
«Дополни ряд» | Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной). | |
«Посади клумбу» | Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка). | |
Старшая и подготовительная | «Логическое домино» | Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход. |
«Угадай-ка» | Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство. | |
«Проложи дорожки к домикам» | Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д. | |
«Рассели жильцов в доме» | В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом. | |
Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса» | Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту). | |
«Составь картинку» | Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе. “Полет в космос”.
Конспект занятия по РЭМП с использованием блоков Дьенеша....
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".
Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....
Логические игры с блоками Дьенеша.
Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....
Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.
Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...
Игры с блоками "Дьенеша"
Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...
Играем вместе с детьми. Дидактические игры с блоками Дьенеша.
Дидактические игры с блоками Дьенеша....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....