Игры с блоками Дьенеша
материал (младшая группа)

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи:

1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.

3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры.

Использовать блоки Дьенеша можно с младшей группы ДОУ. Этот материал чаще всего используется в НОД по формированию основных математический представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_blokami_denesha.docx83.63 КБ

Предварительный просмотр:

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи:

1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.

3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры.

Использовать блоки Дьенеша можно с младшей группы ДОУ. Этот материал чаще всего используется в НОД по формированию основных математический представлений.

          Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков.

Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Возрастная группа

Название игры

Описание

Вторая младшая

«Волшебный мешочек»

Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию).

«Уборка»

Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке.

«Найди лишнее»

Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему.

«Найди пару»

Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий).

«Что изменилось»

Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение.

«Продолжи цепочку»

Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине.

«Дополни картинку»

Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). При этом учитывается только их форма.

Средняя

«Найди клад»

Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник.

«Угадай, что в коробочке»

Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п.

«Дополни ряд»

Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной).

«Посади клумбу»

Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка).

Старшая и подготовительная

«Логическое домино»

Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход.

«Угадай-ка»

Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство.

«Проложи дорожки к домикам»

Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д.

«Рассели жильцов в доме»

В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом.

Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса»

Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту).

«Составь картинку»

Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков).

Мальчик и девочка составляют изображениеиз блоков по схеме

При создании картинки в старшем дошкольном возрасте учитываются все свойства фигур, а не только форма (как в младшей группе)

Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в ДОУ

Автор и название занятия

Ход занятия

Качакаева С. Б.
занятие по математике «Чудо-дерево» во второй младшей группе

Воспитатель подводит дошкольников к макету дерева (на нём развешены мешочки) и читает стихотворение:

  • А у наших у ворот
    Чудо-дерево растёт.
    Чудо, чудо, чудо, чудо
    Расчудесное!
    Не листочки на нём,
    А мешочки на нём,
    А мешочки на нём,
    Словно яблоки!

Педагог снимает один мешочек и высыпает на стол его содержимое — там оказываются блоки Дьенеша. С помощью наводящих вопросов дети догадываются, что это геометрические фигуры. Уточняются их цвета. По заданию воспитателя ребята показывают блоки определённых цветов.
Педагог показывает малышам карточки-схемы: большие и маленькие домики, объясняет, что они обозначают. Дети показывают фигуры согласно карточке.
Игровое задание — воспитатель просит малышей помочь ей убрать блоки: в одну коробку нужно сложить все большие, в другую — все маленькие.
Появляется игровой персонаж — собачка Тяпа. Она грустит, потому что ей не с кем играть. Нужно помочь Тяпе.
Педагог снимает ещё один мешочек — там лежат картинки с изображением животным. Игровое задание детям — на каждую карточку нужно положить один блок Дьенеша: это будет друг для Тяпы. Малыши выполняют задание, собачка подходит к ним, просит назвать животное, цвет его ушек, форму головы и т. п. <…>
Проводится физкультминутка «Три медведя»:

  • Три медведя шли домой. (Дети шагают, как медведи)
    Папа был большой-большой. (Поднимают руки вверх, потягиваются)
    Мама чуть поменьше ростом. (Руки на уровне груди)
    А сынок малютка просто. (Приседают, показывают руками)
    Очень маленький он был. (Присев, качаются по-медвежьи)
    С погремушками ходил. (Встают, руки перед грудью сжаты в кулаки)
    Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Имитируют игру с погремушками).

Воспитатель предлагает сделать Тяпе подарок: снимает с дерева ещё один мешочек — там находятся контурные изображения домика для собачки. Это дождик смыл с картинок все краски. Задача дошкольников — раскрасить крышу синим цветом, а саму будку красным.
Продуктивная деятельность детей. Анализ работ, обсуждение формы крыши и будки. Педагог хвалит все рисунки. Тяпа очень довольна и забирает рисунки, чтобы подарить их своим друзьям.

Цит. по: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/konspekt-zanyatiya-po-matematike-vo-2-mladshey-gruppe-s-blokami-denesha-quot-chudo-derevo-quot-740657

Гайдыш И.
сюжетно-дидактическая игра «Полёт на Луну» в средней группе

<… На экране возникает слайд с изображением Лунтика. Он сообщает, что его родную Луну засыпало камнями, и жители не могут самостоятельно разобрать завал, потому что не знают геометрических фигур (они не различают их цвет и величину). Герой просит помощи у ребят.
Слайд с изображением Луны. Чтобы помочь сказочному герою, детям предстоит отправиться в космос, а для этого нужна ракета. Индивидуальное задание — составление ракет из геометрических фигур.
Чтобы завести ракеты, нужно расшифровать код. Воспитатель ударяет молоточком определённое количество раз — дети должны посчитать число ударов и поместить на доску соответствующую цифру. Таким образом расшифровывается код из 5 цифр. Ракета взлетает.
Ребята встают из-за столов и образуют круг. Внутри него 2 обруча синего и зелёного цвета, вокруг которых рассыпаны логические блоки Дьенеша. Это и есть Луна, здесь много камней, прилетевших из космоса. Педагог и дети обсуждают, чем они отличаются. Чтобы помочь Лунтику, нужно в синий кратер (обруч) поместить все синие фигуры, а в зелёный — все круглые. Малыши выполняют задание (каждый берёт один предмет). Все оставшиеся «камни» воспитатель просит убрать в красный «кратер».
Лунтик очень доволен, он приготовил ребятам сюрприз. Ракета возвращается на Землю. Педагог читает стихотворение Я. Акима про нашу планету:

  • Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелётных.
    Лишь на ней одной цветут
    Ландыши в траве зелёной,
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивлённо.
    Береги свою планету —
    Ведь другой, похожей, нету!

Лунтик угощает детей вкусными «камушками» (конфетами).

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-syuzhetno-didakticheskoi-igry-s-blokami-denesha-v-srednei-grupe-polet-na-lunu.html

Задорина А. С.
интегрированное физкультурное занятие «Путешествие на остров» в старшей группе

Педагог предлагает дошкольникам отправиться в путешествие. Под музыку выполняются упражнения: ходьба (обычная, на пятках, носках), медленный бег, подскоки. Перестроение тройками и выполнение упражнений. <…>
Педагог загадывает загадку про дорогу:

  • От дома начинается у дома и кончается.

На экране появляется слайд с изображением воздушного шара — именно на нём дети будут путешествовать. Билеты — это закодированные карточки (символическое обозначение определённого блока Дьенеша), по ним нужно определить своё место (на стульчиках лежат сами блоки). Ребята садятся.
Слайд с красивыми пейзажами. Дошкольники «пролетают» над ними, обсуждая картины природы.
Надвигается густой туман, и шар уносит в открытое море. Вынужденная остановка на острове. Здесь находится старинный замок. Но чтобы пройти к воротам, нужно пробраться сквозь пещеру: ребята ползут по гимнастической скамейке, затем сквозь туннель.
Стоят импровизированные ворота с геометрическими фигурами. Чтобы попасть в город, нужно их посчитать: дети определяют количество кругов, квадратов и треугольников, а также фигур каждого цвета.
Слайд с домом злого волшебника. Он разрушил всё в городе, и нужно восстановить его. Каждый дошкольник строит дорожку из блоков Дьенеша по схеме-алгоритму. Это происходит в форме эстафеты: кто быстрее справится с заданием.
Динамическая пауза:

  • По дорожке, по дорожке
    Скачем мы на правой ножке (Подпрыгивают на правой ноге, руки на поясе)
    И по этой же дорожке
    Скачем мы на левой ножке (Подпрыгивают на левой ноге, руки на поясе)
    По тропинке побежим,
    До лужайки добежим. (Бег с высоким подниманием колен).

Чтобы снять с города густой туман, который напустил волшебник, нужно решить математические задачки:

  • Ходит петушок,
    Красный гребешок.
    Шесть хохлаток тоже там.
    Сколько всех? Скажите нам?
  • Четыре щенка в футбол играли.
    Одного домой позвали.
    Он в окно глядит, скучает.
    Сколько их теперь играет?
  • Пять пушистых кошечек
    Улеглись в лукошечке.
    Тут одна к ним прибежала.
    Сколько кошек вместе стало?
  • По дороге на полянку
    Четыре морковки зайка съел.
    На пенёк потом он сел
    И ещё морковку съел.
    Ну-ка, быстро сосчитай-ка,
    Сколько съел морковок зайка?

Следующее задание: на столе мальчик строит по схеме из блоков Дьенеша дворец, а девочка — замок.
Чары сняты. Жители города благодарят ребят за помощь. Возвращение в детский сад. На память о приключениях дошкольники получают воздушные шары.

Цит. по: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/konspekt-integrirovannogo-fizkulturnogo-zanyatiya-s-blokami-denesha-quot-puteshestvie-na-ostrov-quot-v-starshey-gruppe-914136

Речитская Е.
занятие «Космическое путешествие» в
подготовительной группе

<… Раздаётся шум — это сломался космический корабль. Входящий звонок по скайпу: фиксики обращаются к землянам. Они летели на свою родную планету Фиксатон, везли подарки друзьям, но потерпели крушение (пропали и корабль, и подарки). Фиксики просят ребят о помощи (отремонтировать корабль и достать новые подарки) и передают им помогатор — сундучок с логическими блоками.
Беседа о фигурах в наборе, их отличиях друг от друга. Педагог также демонстрирует и объясняет символы блоков.
Дети берут свои «помогаторы» и начинают тренироваться (подбирать фигуры к символу).
Воспитатель предлагает сначала купить в магазине подарки фиксикам, а затем отремонтировать ракету. Дети отправляются в магазин подарков. Здесь каждая вещь имеет цену — закодированную информацию (символическое обозначение блока Дьенеша). Блок — это денежка, которой можно рассчитаться. Педагог берёт на себя роль кассира. Ребята делают покупки и складывают подарки в коробку.
Ремонт ракеты — составление её изображения по схеме (работа в парах). Ракеты с подарками отправляются на космодром.
Звонят фиксики и благодарят ребят за помощь…>

Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Возрастная группа

Название игры

Описание

Вторая младшая

«Волшебный мешочек»

Педагог помещает блоки Дьенеша в непрозрачный мешочек из ткани. Дети достают из него на ощупь только большие либо маленькие предметы (по заданию).

«Уборка»

Задача малышей — разложить в разные коробки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы. Как вариант, можно отдать одни предметы игрушечному зайчику, а другие — мишке.

«Найди лишнее»

Педагог выкладывает в ряд 3 логических блока, 2 из них похожи по одному признаку, а третий отличается (например, 2 синих предмета и 1 жёлтый). Задача ребёнка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему.

«Найди пару»

Выставляются фигуры, малыш должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий).

«Что изменилось»

Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. Ребёнок должен определить изменение.

«Продолжи цепочку»

Малыш должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине.

«Дополни картинку»

Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). При этом учитывается только их форма.

Средняя

«Найди клад»

Перед дошкольником размещаются несколько блоков, под одним из них находится клад (монетка, маленькая картинка и т. п.). Наводящие вопросы, которые малыш задаёт взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Клад под жёлтым блоком?», «Клад под толстой фигурой?» и т. п. После успешного завершения игры педагог и ребёнок могут поменяться ролями: клад прячет уже дошкольник.

«Угадай, что в коробочке»

Один блок прячется в коробку. Малыш путём наводящих вопросов должен догадаться, какая именно фигура там спрятана. Например, «В коробочке находится синий блок?», «Он большой?» и т. п.

«Дополни ряд»

Взрослый выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребёнок должен построить внизу ещё один из фигур, отличающихся только формой (цветом, размером, толщиной).

«Посади клумбу»

Воспитатель предлагает ребятам разбить красивую клумбу по определённой схеме: например, в середине находится большой красный круг, вокруг него — разноцветные маленькие квадратики, а уже вокруг них — разноцветные большие треугольники. На каждом треугольнике расположен маленький квадратик контрастного цвета (сердцевина цветочка).

Старшая и подготовительная

«Логическое домино»

Набор блоков распределяется поровну между детьми (не более четырёх участников), они поочерёдно делают ходы. При этом ходить можно разными способами: фигурой иного цвета, формы, размера либо же блоком такого же размера, но иного цвета и формы. При отсутствии нужной детали участник пропускает ход.

«Угадай-ка»

Ведущий обращается к детям от лица игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить подарки друзьям. Их у него целая коробка. Лунтик уже выбрал подарок для кузнечика Кузи и предлагает ребятам выбрать их и для своих друзей. Но чтобы это сделать, нужно угадать, какого цвета игрушка приготовлена для Кузи. Лунтик прячет один блок, а дошкольники угадывают его цвет. Угадавший получает возможность выбрать подарок для своего друга: теперь уже он прячет одну деталь и просит угадать какое-то одно её свойство.

«Проложи дорожки к домикам»

Воспитатель выставляет 3 макета домиков (это могут быть и картинки) для трёх поросят. Между ними нужно выстроить дорожки, но по определённому принципу. Например, в первой дорожке рядом не должны находиться фигуры одного цвета, во второй — одной формы, в третьей — одного размера. По тому же принципу можно составлять гирлянды для нарисованной ёлочки, вагоны для поезда и т. д.

«Рассели жильцов в доме»

В городе блоков выстроили новый красивый дом, а жители (блоки) никак не могут расселиться в нём. Им должны помочь дошкольники: при этом в каждой квартире должны оказаться жильцы одного размера (либо толщины). В усложнённом варианте воспитатель не озвучивает условия, а использует символические картинки, где толщина — худой либо толстый человечек, размер — большой или маленький дом.

Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса»

Перед дошкольниками карта с изображением лесной чащи, в которой заблудились фигуры. Также нарисованы дороги, на их развилках есть знаки, указывающие, каким фигурам можно идти по этой тропе. Если знак перечёркнут — это значит, что по данной дорожке разрешено двигаться только фигуре, не такой, как нарисованная. Таким образом ребята поочерёдно выводят все блоки из волшебного леса, рассуждая, какую именно дорожку всякий раз нужно выбрать. Чтобы сделать сюжет игры более захватывающим, педагог каждый раз может наделять фигуры новыми образами: например, это могут быть корабли, которых нужно вывести из разбушевавшегося моря (необходимо нарисовать соответствующую карту).

«Составь картинку»

Ребятам предлагаются изображения предметов с контурами составляющих их деталей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в то время как в более младшем возрасте ребята составляют подобные картинки, исходя только их формы блоков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Логические игры с блоками Дьенеша.

Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.

Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...

Игры с блоками "Дьенеша"

Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....