Технология проблемного обучения в ДОУ
учебно-методический материал

Навроцкая Наталья Михайловна

Технология проблемного обучения детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya_v_dou.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в ДОУ.

Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы. К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника. С изменениями в обществе появилась необходимость реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появилось такое инновационное веяние в дошкольной педагогике, как проблемное обучение. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступным для обучающихся.
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

  Достоинства проблемного обучения:

  1. Высокая самостоятельность учащихся.

     2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми;
  2. воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод);
  3. ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
  4. ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

  1. осознание общей проблемной ситуации;
  2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
  3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
  4. проверка правильности решения проблемы.

Структурной единицей проблемного обучения является - проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)». Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных
 вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса). Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

  1. «Оденем куклу на прогулку» (согласно времени года).
  2. «Готовим салат» (выбери продукты согласно рецепту).
  3. Как и чем можно нарисовать, если нет кисточек и карандашей.
  4. Подготовь материал к определенному занятию (индивидуальное задание для ребенка).

Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?» Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом? 

                         Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи)?

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

              Применение технологии проблемного обучения на практике.

Опираясь на теоретические основы технологии проблемного обучения, был разработан практический материал. Приведём примеры игровой деятельности по отдельным образовательным областям и разделам:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Игра «За грибами в лес пойду»:

Игра проводится в форме эстафеты. Формируются 2 команды детей по 5 человек. Задача каждой команды – собрать в корзинку только съедобные грибы и первыми выйти из леса. Проблемная ситуация заключается в том, чтобы как можно быстрее собрать в корзинку только съедобные грибы. Данная игра развивает внимание, умение классифицировать, быстроту реакции, способствует осознанному запоминанию названий грибов и их признаков.

Игра «Лабиринты природы»:

В игре принимают участие не более трех человек одновременно. В ней используется игровое поле, разделами которого являются природные зоны, кубик, фишки участника, а также условные обозначения разделов игрового поля. Каждый участник, по очереди, делает ход и передвигается по игровому полю. В зависимости от того, на какой природной зоне он остановится, должен правильно сказать ее название. Опираясь на условные обозначения, назвать ее обитателя. Данная игра развивает логическое мышление, умение использовать условные обозначения, позволяет лучше усвоить тематический материал, повышает познавательную активность.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: Формирование элементарных математических представлений

Игра «Волшебные фигуры»:

У каждого ребенка есть индивидуальный набор геометрических фигур одинакового размера. Ребенку дается творческое задание – построить машину, дом, дерево, используя только 3 различные фигуры. Варианты работ могут быть различными. Эта игра позволяет развивать творческое, логическое мышление, помогает ребенку лучше изучить геометрические фигуры, их применение в жизни, самостоятельно найти ответ на заданный вопрос.

Ролевая игра «Магазин игрушек»:

Данная игра подразумевает участие в ней одновременно двух человек: продавца и покупателя. Покупатель должен выбрать самую дешевую (дорогую) игрушку и купить ее, посчитав, сколько копеек с различным номиналом ему понадобится. А продавец посчитать деньги и при случае дать сдачу. Эта игра помогает развивать у ребенка умение сравнивать, анализировать, формирует навык устного счета.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: Обучение грамоте

Игра «Город цветов»:

Игра проводится в групповой форме. Дети встают в круг, держа в руках картинки с изображение цветов. По команде воспитателя дети меняются местами. Правила перемены мест могут быть следующие: меняются местами цветы (заранее обыграв ситуацию, что дети выступают в роли цветов), в названиях которых одинаковый первый звук; в названиях которых встречается звук [а]; одинаковый последний звук и т.д. Данная игра развивает быстроту реакции, внимание, фонематический слух. Пополняет словарный запас детей по теме «Цветы».

Раздел: Развитие речи

Игра «Часть - целое»:

Ребенку предлагается собрать части так, чтобы получился предмет мебели. Перепутаны детали нескольких предметов мебели и не прилагается целостная картинка для образца. Ребенку необходимо собрать из деталей предмет, по запомнившемуся ему образу из жизни. Эта игра развивает память, внимание, умение использовать имеющийся опыт ребенка.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Ролевая игра «Юный инспектор»:

В данной игре одновременно может принимать участие не более 6-7 человек. Остальная группа детей выступает в роли зрителей. Суть игры заключается в том, что один ребенок выступает в роли инспектора и контролирует движение пешеходов и машин. Один ребенок – пешеход, один – водитель. Трое держат в руках знаки дорожного движения. Задача пешехода и водителя пройти и проехать улицу, не нарушая ПДД, а инспектора контролировать и регулировать этот процесс. В ходе игры у ребенка развивается внимание, умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку, ребенок закрепляет знания о ПДД.

В практике учебно-воспитательного процесса в ДОУ проблемное обучение можно применять во всех режимах подготовки детей к жизни. Например, во время прогулки с детьми следует формировать у них наблюдательность, чему будут способствовать проблемные вопросы. У детей можно спросить, почему осенью у растений нет молодых побегов и свежей зелени. На этот вопрос дети не смогут ответить однозначно и легко, и поэтому начинают рассуждать, строить свои предположения, делать выводы. В результате беседы воспитателя с ними и в итоге дискуссии между детьми они приходят к пониманию того, что причина – в прекращении роста растений осенью. Также на прогулке можно, рассматривая листья деревьев, задать им следующий проблемный вопрос: «Почему у дерева – лист и бумагу тоже называют листом?» Такого рода вопросы побуждают детей самостоятельно вспоминать характерные особенности предметов, их свойства, их сравнивать между собой, анализировать окружающее их. Применение проблемных вопросов эффективно на занятиях по отдельным темам. К примеру, при изучении работы транспорта, уместно спросить: «Трактор передвигается с помощью гусениц, а почему их назвали именно гусеницами?» И опять вопрос становиться для детей проблемным, и без вспоминания насекомых, характерных особенностей их строения, в частности гусеницы, способе передвижения, сопоставление с передвижением и строением ходовой части трактора, найти верный ответ было бы нелегко. На занятиях по космической тематике детям можно предложить ответить на вопросы: «Жизнь на других планетах – это хорошо или плохо?», «Нужны ли полёты в космос?» и другие. 
Во время чтения детям сказок или других литературных произведений можно создать поисковые подгруппы, каждая из которых будет рассматривать особенности услышанного произведения по своему направлению. К примеру, по сказке «Вершки и корешки» одна подгруппа будет искать ответ на вопрос «В какое время года проходил сюжет сказки?», вторая изучит особенности питания героев, третья зашифрует полученные выводы, создавая паспорт сказки из схем и моделей. При работе со сказкой «Теремок» можно добавить ещё одно направление для рассуждений и поиска, предложив вопрос: «А могла ли такая история произойти в действительности?», указывающий на необходимость поисков решения в области совместного проживания отдельных героев сказки и где-то – о полной несовместимости лисы и мышки, лисы и зайца в одном доме. 

В итоге получается, что проблемное обучение, а точнее развитие и обучение с использованием проблемных задач и вопросов, раскрывает сторону преемственности между различными областями знаний, интегрируя их между собой, в результате чего происходит ненавязчивое взаимопроникновение одного в другое, усвоение детьми социального опыта. В завершении также хотелось бы сказать следующее. Мысль, вечно будоражащая мозг заставляет этот мозг работать, руки – творить, а тело двигаться вперёд, к новым достижениям и успехам! И то, что мы заложим в наших детей, определит, какое получим общество в будущем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...