Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
консультация
Диагностика развития детей шестого года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_starshiy_vozrast_2.docx | 156.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Возрастные особенности детей 5—6 лет
Ведущая деятельность — игровая, коллективный характер игры.
Центральная психическая функция — память.
Психические новообразования — произвольность в эмоциональной сфере; творческая активность (развитие фантазии); половая идентификация, начало личного самосознания.
Общая характеристика физического развития
На шестом году жизни у ребенка отмечается активный рост всех органов и систем. Изменяется внешний вид: скелет вытягивается, исчезает детская пухлость. Мышцы растут неравномерно, что приводит к быстрой усталости. Повышается аппетит.
Средние антропометрические показатели: у мальчиков рост — 115,5 см, вес — 20,9 кг; у девочек рост — 114,7 см, вес — 20,2 кг. Частота сердечных сокращений в спокойном состоянии — 80—110 ударов в минуту, во время бега — 150—200 ударов в минуту.
Нервная система становится более устойчивой. К 6 годам у детей| формируется правильная осанка.
Общая и мелкая моторика
У детей улучшается координация в пространстве, координация движения рук и ног при ходьбе, совершенствуются сложные комбинации движений, усиливается выносливость. Достаточно хорошо сформированы осанка и глазомер. Дети уверенно бегают на цыпочках (на носках), стоят на одной ноге до 5—10 с (на ведущей ноге могут стоять со сложенными руками на груди), могут пройти по узкой дощечке (бордюру), умеют попрыгать на одной ноге 2—3 м. У детей улучшаются навыки владения мячом, могут ударять мяч о землю и ловить его. К 6 годам овладевают разными способами прыжков: вверх и в длину с места, в высоту и в длину с разбега. Отмечается высокий уровень двигательной активности: продолжительность — до 4 ч, плотность — до 50 движений в час. Детям нравятся движения на скорость, ловкость и точность.
Продолжает интенсивно развиваться мелкая моторика. Это позволяет ребенку рисовать и лепить более мелкие детали, вырезать ножницами.
Дети с удовольствием овладевают ездой на велосипеде, ходьбой на лыжах, катанием на санках.
Общая характеристика психического развития
На шестом году жизни происходит постепенный переход от импульсивного, ситуативного, эмоционального поведения к поведению, соответствующему норме и правилам. Устанавливая взаимоотношения во время конфликтной ситуации со сверстниками, стараются урегулировать отношения с помощью правил.
Дети интересуются необычными событиями и фактами, природным миром (обитатели океанов, морей, джунглей), космосом, жизнью в других странах.
Дети 5—6 лет — «маленькие философы». Они рассуждают о происхождении Земли, жизни на Луне и т.д. В своих рассуждениях опираются на знания, полученные из фильмов и телевизионных передач.
Детей привлекают поисковая деятельность, ознакомление с техникой, опыты и эксперименты. Уже самостоятельно могут высказывать предположения о результатах опыта, сделать простые выводы о наблюдениях.
С большим любопытством слушают истории из жизни своих родителей, бабушек и дедушек.
Старший дошкольный возраст — время высшей степени развития любознательности, воображения, способностей к рисованию, музыке, пению и танцам.
Сюжетно-ролевая игра
В игре на шестом году жизни дети отображают не только трудовые действия взрослых, но и начинают имитировать отношения между людьми. В качестве игрового материала используют готовые предметы, игрушки и предметы-заместители. Игровые действия, в сравнении с младшим дошкольником, становятся разнообразнее. К 5 годам ребенок начинает интересоваться своей тендерной принадлежностью и на шестом году жизни в сюжетно-ролевой игре появляются тендерные роли. Сюжетно-ролевые игры дополняются продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование). Правила игры дети устанавливают самостоятельно и осознают их.
Старшие дошкольники с увлечением участвуют в подвижных играх и проявляют высокую двигательную активность. Двигательную задачу им не всегда удается выполнить. Это связано пока еще с недостаточно развитым волевым усилием.
Репертуар детских игр представлен разнообразными видами: сюжетно-ролевые, режиссерские, музыкальные, театрализованные, подвижные, строительно-конструктивные, игровое экспериментирование.
К 6 годам дети уже могут самостоятельно создавать игровое пространство, строить сюжет, распределять роли, договариваться между собой. В игре формируются нормы нравственного поведения, нравственные чувства. Играют дети небольшими группами: от двух до пяти человек. Состав этих групп может быть постоянным длительное время.
Общение со взрослыми
Общение ребенка со взрослыми носит внеситуативный характер, т.е. выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Внеситуативное общение требует достаточно хорошо развитой речи. Дети постоянно проявляют стремление привлечь к себе внимание взрослых, вовлекают их в разговор. Дети делятся своими впечатлениями, знаниями со взрослым. Основной мотив общения ребенка со взрослым — познавательный. Познавая окружающий мир, ребенок старается понять происходящее. В этом процессе взрослый для ребенка — самый важный, авторитетный источник новой информации.
Ребенок обсуждает со взрослым поведение как свое, так и сверстников и взрослых, пытается дать нравственную оценку поступкам (отличает хорошие и плохие поступки, имеет представление о добре и зле). К пятилетнему возрасту ощущает привязанность к родителям, их любовь, нежность и пытается сам платить тем же.
Пятилетний возраст считается критическим моментом для окончательного формирования чувств любви не только к родителям, но распространение этого чувства на других людей.
Общение со сверстниками
У ребенка ярко проявляется потребность в признании и уважении его со стороны сверстников, потребность не только в совместной игре, но и в практической деятельности. Поэтому общение со сверстниками приобретает первостепенный характер. Старший дошкольник переживает, если с ним отказываются играть или выполнять какое-либо совместное дело. У детей заметно начинает проявляться склонность в общении со сверстниками одного пола. Возникает избирательность в общении. Дети достаточно категорично дают оценки поступкам своих сверстников. А к своему поведению, наоборот, чрезмерно снисходительны. Появляются взаимные симпатии и привязанности. Наиболее приятные в общении сверстники становятся друзьями, партнерами по играм. Но эти дружеские отношения ситуативны и неустойчивы (в течение года могут несколько раз меняться).
Наряду с этим, в группе выделяются лидеры и аутсайдеры, позиции которых также неустойчивы. Социальный статус ребенка в значительной степени определяется оценкой его педагогом.
Развитие речи
Продолжает совершенствоваться речь. Активно растет словарный запас (около 2000 слов и более, хотя проявляются большие индивидуальные различия), улучшается звукопроизношение, расширяется употребление предлогов, используется форма повелительного наклонения глаголов. Ребенок может без помощи взрослого пересказать небольшой художественный текст или сказку, употребляя сложносочиненные предложения, составить рассказ по картинке, сформулировать вопрос и ответить на вопросы. Он способен описать свои эмоции и охарактеризовать какой-либо предмет.
Развитие познавательной сферы
Ощущение и восприятие
Сенсорное развитие старших дошкольников переходит на новый уровень: повышается острота зрения и различение цветов. Активно развивается фонематический и звуковысотный слух. Знают и называют различные геометрические фигуры. Но сенсорные эталоны пока еще существуют для ребенка только в связи с предметом. Зрительное, слуховое и осязательное восприятие становится более целенаправленным в связи с развитием произвольного внимания.
К 6 годам дети уже достаточно хорошо ориентируются в пространстве. Например, подняться вверх, повернуть направо, дойти до середины и т.д.
Восприятие времени развито слабее: дети ошибочно оценивают разные промежутки времени (сутки, месяц, неделя, часы, минуты). Особенно трудно им представить себе длительность какого-либо дела. Но в то же время дети достаточно хорошо владеют следующими временными представлениями: утро — день — вечер — ночь; вчера — сегодня — завтра; раньше — позже.
Память
В старшем дошкольном возрасте активно развивается память, усиливается ее произвольный характер, возникает преднамеренное запоминание, хотя по-прежнему в целом остается непроизвольной. Причем произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания, т.е. ребенку легче вспомнить что-либо, чем запомнить. Память тесно связана с эмоциями и интересом. Дети легко запоминают то, что им интересно и вызывает эмоции. Запоминание и воспроизведение протекает особенно продуктивно в том случае, если дети активно действуют с предметами, словами, картинками и т.д. Уже в этом возрасте важно организовывать запоминание с опорой на мыслительную деятельность.
У детей отмечаются индивидуальные различия памяти: у одних преобладает слуховая память, у других — зрительная и т.д. Благоприятным условием для развития произвольного запоминания и воспроизведения является игра.
Мышление
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление и начинает формироваться более сложная форма мышления — словесно-логическое. Этот период характеризуется стремительным интеллектуальным развитием.
Эгоцентризм детского мышления завершается. Ребенок способен на эмоциональном уровне понять состояние другого, начинает осваивать социальные нормы проявления чувств.
В игре ребенок использует предметы-заместители, которые становятся опорой для развития мышления.
Игры, чтение, продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация) способствуют развитию мыслительных операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей). Ребенок уже способен понять главную мысль небольшого и несложного по содержанию рассказа, сказки, картинки. Может объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки в логической последовательности и на группы по существенному признаку, начинает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Ребенку свойственно самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские и предметные игры.
Формируются практическое мышление, выраженная потребность в конструировании.
Воображение
В старшем дошкольном возрасте активно развивается продуктивное воображение, т.е. ребенок способен воображать себе космические путешествия, пришельцев с других планет, волшебников, замки сказочных героев на основе словесного описания. Воображаемые события дети переносят в рисунки, игры. Рисование для них — любимое занятие, которому отводится много времени. С удовольствием участвуют в выставках рисунков, обсуждают со сверстниками свои рисунки, гордятся успехами.
Воображение, в первую очередь, развивается в сюжетно-ролевой игре. Именно воображение позволяет детям представить сюжетную линию игры, представить себя в роли моряков, летчиков, космонавтов и т.д. Важная возрастная особенность детей 5—6 лет — фантазирование.
Двигательная активность, с одной стороны, и интенсивно развивающееся воображение, с другой — формируют у дошкольников потребность в двигательных импровизациях под музыку.
Экспресс-диагностика детей 5—6 лет (старшая группа)
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||
Обозначает тему игры и создает игровую обстановку | В сюжетно-ролевой и режиссерской игре умеет интегрировать разнообразные события в один сюжет | В сюжетно-ролевых и режиссерских играх адекватно принимает сюжетные действия, предлагаемые сверстниками, способен развивать их, разворачивать сюжет | Использует смену ролей в сюжете игры (может поменять свою роль в сюжетно-ролевой игре) | В играх с правилами (подвижных, дидактических и др.) проявляет интерес к результату, выигрышу, подчиняется правилам | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||
Способен регулировать свое поведение и общение в соответствии с правилами и оценкой взрослого. Выражает свои чувства в социально приемлемой форме | Активно участвует в коллективных видах деятельности и переживает, если сверстники не принимают его (например, в совместную игру) | Владеет коммуникативными умениями и навыками: здоровается, прощается, обращается на «вы» к взрослому, называет сверстника по имени; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинения, использует слова примирения; готов прийти на помощь | Отстаивает свои интересы в приемлемой форме (умеет договориться, установить очередность и др.) | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||||
Умело владеет культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания | Умело выполняет обязанности дежурного | С готовностью участвует в коллективном труде со сверстниками | Умеет поддерживать порядок и соблюдает чистоту в помещении детского сада и на участке | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | |||||||||||
В рисовании, лепке, аппликации передает форму, пропорции предметов (соотносит их по величине) | Умеет лепить пластическим способом, вытягивая части из целого куска; ленточным способом | Умеет рисовать концом и всем ворсом кисти | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства | По образцу воспитателя рисует, лепит, создает подарки родным, предметы украшения интерьера и пр., используя освоенные технологии изодея-тельности | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||||
Умеет конструировать постройки по объемным образцам и рисункам | Создает постройки по условиям, задаваемым взрослым; преобразовывает конструкции по условию взрослого: пристроить часть(балкон, веранду); изменить пространственное расположение частей (окон, крылечка и т.д.); дополнить постройку и др. | Проявляет инициативу в создании построек по замыслу | По образцу воспитателя создает поделки из бумаги, природного и бросового материалов | Умеет правильно пользоваться ножницами, резать по прямой, по кругу | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | |||||||||
Поет выразительно, музыкально, интонационно чисто | Передает через танцевальные движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание | Эмоционально откликается на характер музыки; узнает и называет любимые музыкальные произведения | Выполняет простейшие перестроения, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Речевое развитие
ФИ | Показатели в развитии речи | |||||||||||
Грамматически правильно строит сложные предложения | Составляет связный рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картинок, по набору игрушек | Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы, сравнения | Различает звук, слово, предложение; умеет выделять звуки в слове | Произносит все звуки родного языка | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||
Называет авторов некоторых произведений; называет любимые произведения и объясняет, чем нравится главный герой | Передает содержание сказок, небольших рассказов (умеет пересказывать) | Высказывает предположения о возможных действиях героев книг, мультфильмов, варианты завершения сказок, рассказов | Отвечает на вопросы взрослого по содержанию произведения и может задать свой вопрос | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | |||||||||||
Активен в освоении сложных упражнений; проявляет творчество при выполнении знакомых упражнений | Сохраняет правильную осанку при ходьбе, беге | Умеет прыгать через короткую скакалку на двух ногах, вращая ее вперед | Отбивает мяч от земли одной и двумя руками несколько раз | Прыгает в длину с места на 80 см и более, мягко приземляясь | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Познавательное развитие
Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | ||||||||||
Проявляет интерес к городу (селу), может рассказать о некоторых его достопримечательностях, проявляет интерес к жизни людей в других странах | Высказывает предположения и самостоятельно ищет ответы на вопросы с помощью действии поискового характера | Умеет сравнивать количество предметов на основе элементарных представлении о сохранении количества: количество не зависит от величины предметов, расстояния между ними, пространственного расположения и направления счета | Выполняет логические операции: анализирует, сравнивает, устанавливает причинно-следственные связи; умеет создавать целое из частей (собирает пазлы), делает выводы | Итог | ||||||
ФИ | ||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Дополнительная диагностика развития детей 5—6 лет
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||||||||||
В совместной со сверстником игре умеет найти для себя подходящую роль | В сюжетно-ролевой и режиссерской играх принимает игровые сюжеты, предложенные сверстниками | Стремится играть вместе со сверстниками | Самостоятельно подбирает атрибуты к играм, использует предметы-заместители; активно видоизменяет имеющуюся игровую обстановку | Соблюдает правила в игре | В играх с правилами (подвижные, настольные и др.) проявляет интерес к результату, выигрышу | В сюжетно-ролевых играх соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) | В дидактических и подвижных играх подчиняется правилам | В сюжет-но-роле-вой игре участвует в ролевом диалоге со сверстником (взрослым); возможны вариативные диалоги с игрушками | Итог | |||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||||||
Вступает в общение со сверстниками во всех видах деятельности и переживает, если сверстники не принимают его (например, в совместную игру) | В общении со сверстниками дружелюбен, может договариваться | Способен в приемлемой форме выразить просьбу и отказ; использует слова примирения со сверстником в случае разногласий, ссоры: «Давай мириться!», «Не будем ссориться!», «Давай дружить» | Избирателен в выборе партнера-сверстника по деятельности | Самостоятельно или по напоминанию взрослого здоровается, прощается; обращается на «вы» к взрослому, называет сверстника по имени; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинить | Адекватно реагирует на эмоциональное состояние сверстника и оценку взрослого: сочувствует, откликается на просьбу, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||||||
Вступает в общение со сверстниками во всех видах деятельности и переживает, если сверстники не принимают его (например, в совместную игру) | В общении со сверстниками дружелюбен, может договариваться | Способен в приемлемой форме выразить просьбу и отказ; использует слова примирения со сверстником в случае разногласий, ссоры: «Давай мириться!», «Не будем ссориться!», «Давай дружить» | Избирателен в выборе партнера-сверстника по деятельности | Самостоятельно или по напоминанию взрослого здоровается, прощается; обращается на «вы» к взрослому, называет сверстника по имени; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинить | Адекватно реагирует на эмоциональное состояние сверстника и оценку взрослого: сочувствует, откликается на просьбу, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | ||||||||||||||||
Выполняет просьбы и поручения взрос- лого | Старается выполнять обязанности дежурного | Соблюдает | Проявляет инициативу в помощи взрослым в разных видах труда в групповой комнате, на участке детского сада | Проявляет самостоятельность, инициативу в самообслуживании: одевается, раздевается, аккуратно складывает одежду в шкаф и др. | Умеет самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его | Умело владеет культурно-гигиеническими навыками | Итог | |||||||||
правила личной | ||||||||||||||||
гигиены | ||||||||||||||||
ФИ | ||||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | |||||||||||||||||
В самостоятельной изобразительной деятельности выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину, слепить домик» и т.д.); рисует несложные сюжеты по замыслу | Правильно использует материалы и инструменты | Лепит по образцу и показу предметы, состоящие из нескольких частей разной формы; передает характерные признаки предметов | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства | С интересом овладевает разными художественными техниками | С помощью воспитателя в рисовании, лепке, аппликации передает форму, пропорции предметов (соотносит их по величине) | Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления природы, растения, животных и др. | В аппликации создает изображение предмета (узор) по образцу и показу воспитателя | Итог | ||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||||||||
Самостоятельно создает постройки по объемному образцу; пользуется простыми способами конструирования: надстраивание, пристраивание | В постройках передает сходство с реальными предметами | Учитывает в постройках конструктивные свойства деталей (устойчивость, форма, величина) | По образцу с помощью воспитателя создает поделки из природного материала: листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы и т.д. | По образцу и показу воспитателя создает поделки из бумаги, используя простые приемы: разрывание, надрывание и скручивание, сгибание листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы (открытка) | Приклеивает к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса) | Выполняет элементарные преобразования конструкции по условию взрослого | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало , года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | ||||||||||||||
Различает музыку | Старается петь | Выполняет танцевальные движения в соответствии с характером музыки | С помощью взрослого узнает и называет некоторые музыкальные произведения | Ориентируется в пространстве при исполнении танцев, перестроении | Музыкальный опыт, накопленный на занятиях, переносит в самостоятельную деятельность | Итог | ||||||||
разных жанров | выразительно, | |||||||||||||
(марш, танец, | музыкально, | |||||||||||||
ФИ | песня) | интонационно | ||||||||||||
чисто | ||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
Речевое развитие
Показатели в развитии речи | ||||||||||||||||
С помощью воспитателя использует обобщающие слова, антонимы, синонимы, сравнения | Произносит все звуки, кроме сонорных ([р], [л]) | Совместно с | Различает звук, слово, предложение | С помощью | В диалоге со взрослым и сверстниками строит развернутые высказывания в соответствии с грамматическими нормами родного языка | Проявляет интерес к играм со словами, звуками, риф- мой, проявляет словотворчество | Итог | |||||||||
воспитателем | воспитателя | |||||||||||||||
составляет | определяет | |||||||||||||||
связный рас- | место звука в | |||||||||||||||
сказ по сюжет- | слове | |||||||||||||||
ФИ | ной картине, картинкам, по набору игрушек | |||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
ФИ | Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||||||
Называет авторов некоторых произведений; называет любимые произведения (сказки, рассказы и др.), героев детских произведений | Знает наизусть несколько коротких стихотворений | С помощью воспитателя пересказывает небольшие рассказы, сказки, используя образные слова и выражения | Отвечает на вопросы взрослого по содержанию произведения | Высказывает предположения о возможных действиях героев книг, мультфильмов; выражает свое отношение к действиям героев: симпатию к положительным героям и их действиям, антипатию к отрицательным героям | Охотно участвует в драматизации художественных произведений | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | |||||||||||||
Метает предметы (теннисный мяч, шишку, снежок и др.) вдаль удобной рукой | Бросает и ловит мяч кистями рук; подбрасывает и ловит мяч двумя руками | Согласовывает движения рук и ног при ходьбе и беге; сохраняет осанку | С желанием участвует в подвижных и спортивных играх, спортивных праздниках | Проявляет активность только при выполнении простых упражнений | Прыгает в длину с места, согласовывая движения рук и ног | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Познавательное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | |||||||||||
Сравнивает предметы (предметные картинки) на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы и т.п. | Высказывает простые предположения о результатах деятельности («Если сделать так.., то получится так...) | Группирует предметы по разным признакам: цвету, форме, размеру, назначению | Сравнивает предметы по количеству на основе счета или составлением пар | Задает вопросы из разных сфер жизни (Как? Почему? Зачем?) | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Сводная таблица
ФИ | Показатели развития детей по видам деятельности | |||||||||||||||||||
Игровая | Коммуникативная | Элементарная трудовая | Изобразительная | Конструирование | Музыкальная | Развитие речи | Восприятие художественной литературы | Двигательная | Познавательно-исследовательская | |||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Возрастные особенности детей 6—7 лет
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Центральная психическая функция — память.
Психические новообразования — произвольность и опосредован ность всей психической жизни; осознанность собственного поведения и переживаний; соподчинение мотивов, потеря детской непосредственности.
Общая характеристика физического развития ребенка
На седьмом году жизни продолжается активный рост ребенка. За год он может вырасти на 7—10 см и более. Средние антропометрические показатели семилетних детей (данные ВОЗ): девочек при росте 121,6 см весят 22,7 кг; мальчики при росте 121,7 с весят 23,0 кг.
Ребенок быстро вытягивается в длину. Крупные мышцы туловища и конечностей растут быстро. Руки и ноги становятся более выносливыми, подвижными и ловкими. Мелкие мышцы, особенно мышцы кистей рук, пока еще остаются слабыми. Усиливается подвижность суставов в связи с улучшением эластичности мышц и связок.
Продолжительность двигательной активности детей 6—7 лет — от 4,5 до 5 ч, объем двигательной активности — от 13 000 до 15 500 движений за период с 8:00 до 18:00 ч.
К концу дошкольного возраста, как правило, появляются первые постоянные зубы.
Общая и мелкая моторика
Развитие крупной и мелкой мускулатуры позволяет старшим дошкольникам долго бегать, прыгать, выполнять сложные физические упражнения без утомления. Улучшаются координация, устойчивость равновесия и точность выполнения движений, отмечается прирост физической выносливости. Заметно совершенствуются произвольное регулирование движениями, осознанное отношение к результатам выполнения физических упражнений, стремление добиться хорошего результата. Дети способны осознанно упражняться в различных действиях, контролировать и анализировать их, изменять в зависимости от результата, переносить в различные ситуации игровое поле. Эти способности у девочек развиты несколько сильнее, чем у мальчиков.
У старших дошкольников в двигательной деятельности начинают проявляться такие качества, как смелость, настойчивость, выдержка, решительность и инициативность.
Общая характеристика психического развития
В старшем дошкольном возрасте происходит активное социальное развитие, когда закладываются основные компоненты будущей личности.
К 7 годам утрачивается детская непосредственность. Это один из главных симптомов кризиса семи лет. На седьмом году жизни у ребенка меняется реакция на указания или предложения взрослых. В привычных для него ситуациях может не откликаться на просьбы или замечания родителей, словно он не слышит их.
Дети нарочито изображают поведение взрослых, пытаются выполнять обязанности и занять позицию взрослого, подражают поведению конкретного члена семьи (например, отца). Ребенок без всякой причины начинает манерничать, капризничать, кривляться, паясничать. Такое немотивированное внешне поведение вызывает у взрослых осуждение. На этой основе могут возникать конфликтные ситуации.
Дети становятся более закрытыми, стараются скрыть от окружающих свои переживания, неудачи и обиды. Развивается способность к произвольному поведению, усвоению норм и правил, к соподчинению мотивов поведения, потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых.
Общая самооценка недифференцированна, завышена и формируется под влиянием эмоционального отношения взрослых.
К концу дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к процессу чтения. Книгу ребенок воспринимает как основной источник информации об окружающем мире. Старшие дошкольники уже могут самостоятельно выбирать книгу в соответствии со своими интересами и вкусами, пересказывать прочитанный текст с использованием иллюстраций, сопереживают литературным героям, обсуждают их действия и дают нравственную оценку.
Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом.
К 6—7 годам дети уверенно владеют культурой самообслуживания. У них возникает интерес к своему внешнему виду, формируется привычка следить за ним, быть опрятными и аккуратными, пользоваться носовым платком и причесываться. Гигиенические навыки становятся достаточно устойчивыми.
К 7 годам у большинства дошкольников сформированы предпосылки к учебной деятельности: способность «слушать и слышать» «смотреть и видеть», оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных и других играх соревновательного характера.
Начинает проявляться интерес к будущему школьному обучению, статусу ученика.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к животному растительному миру разных стран, различным природным явлениям, событиям прошлого и будущего, жизни разных народов.
Сюжетно-ролевая игра
К 6—7 годам у детей значительно расширяется опыт игровой деятельности. Дети уже достаточно хорошо владеют навыками игры* всех видов: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, музыкальные, конструктивно-строительные, настольные и подвижные, игровое экспериментирование.
Старшие дошкольники придумывают игровые замыслы до начала и по ходу игры, игровые события и коллизии, комбинируют различные ситуации взаимоотношений людей, умеют использовать сюжетосложение, создают игровое пространство. В процессе игры дети активно ведут ролевой диалог, проявляют стремление передавать особенности игровой роли: в зависимости от роли изменяют интонацию голоса («капризный ребенок», «добрая, ласковая мама», «строгий водитель автобуса» и т.д.), передают характер роли с помощью невербальных средств (особая походка, мимика, жесты).
Старшие дошкольники способны в игре договариваться, обмениваться мнениями, согласовывать действия (совместно выполняют одну операцию), действовать по правилу, создавать новые правила и осознавать их условность. Так у ребенка формируется соподчинение мотивов как психическое новообразование. Это позволяет детям выстраивать коллективные полноценные взаимоотношения. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со сверстниками в игре может привести к отчуждению с ними и эмоциональному дискомфорту.
В игре ребенок контролирует действия партнера и исправляет его ошибки, может выполнить за него часть работы, принимает замечания партнера и исправляет свои ошибки, оценивает поступки своих сверстников и ждет от них оценки.
В подготовительной группе достаточно заметно проявляются избирательные интересы в выборе игр, тендерные особенности игр мальчиков и девочек, индивидуальные черты в игровом поведении, в предпочтении ролей и партнеров.
Общение со взрослыми
К 7 годам общение детей со взрослыми становится внеситуативно-личностным: дети обсуждают со взрослыми (воспитателем) проблемы, выходящие за рамки детского сада и личного опыта, поступки людей, мотивы поступков, личностные качества взрослых и сверстников. Ребенок ждет от взрослого нравственной оценки поступков людей. Дошкольники в беседах со взрослыми интересуются жизнью других народов, необычными событиями и фактами прошлого, растительным и животным миром не только своего региона и страны, но и других стран.
Старшие дошкольники испытывают потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых.
Общение со сверстниками
На седьмом году жизни резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Общение приобретает личностный характер: дети избирательны в общении, самостоятельно выбирают себе друзей. Преимущественно дружеские отношения складываются у детей одного пола, но, вместе с тем, могут возникать симпатии между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики предлагают девочкам помощь, могут дарить подарки, угощать.
Дети активно включаются в совместную деятельность и отдают ей предпочтение. Начинают осознавать свое положение среди сверстников, оценивать себя и других с точки зрения норм поведения.
У детей подготовительной группы достаточно хорошо сформированы коммуникативные умения: обращаться по имени к сверстникам и по имени и отчеству к взрослому, обращаться с просьбой, не перебивать собеседника.
Развитие речи
В старшем дошкольном возрасте продолжает расширяться словарный запас. Дети чаще начинают использовать синонимы, антонимы, обобщающие слова и отвлеченные понятия, эпитеты, сложные слова (красногрудый снегирь), слова, указывающие на профессиональную принадлежность; понимают метафоры (озорной ветерок); имеют представления о многозначности слов (свежий воздух, свежий хлеб); точно подбирают слова при сравнении (круглый как мяч).
Дети употребляют все части речи, включая причастие и деепричастие; соединительные, противительные и разделительные союзы; сложные предлоги.
Дети осмысленно используют числительные: соотносят слово-название числа с количеством предметов.
Чаще начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительное с другими частями речи.
В подготовительной к школе группе происходит дальнейшее активное развитие диалогической и монологической речи. Закрепляете) умение самостоятельно давать описание игрушки и предмета; cоставлять рассказ по картинке и творческому характеру; пересказывать содержание небольшого рассказа или сказки; рассказывать о своих впечатлениях.
Важная особенность этого возраста — использование объясни тельной речи.
В 6—7 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко проговаривает слова и фразы; пользуется интонационным средствами выразительности (хотя могут проявляться индивидуальные особенности).
Старшие дошкольники четко различают на слух все звуки родного языка. Ребенок, посещавший детский сад, овладевает навыками звукового анализа слов: выделяет звуки в словах, подбирает слова с определенными звуками, требующими тонкой дифференциаций (звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие); устанавливает последовательность звуков в словах; делит слова на слоги, предложения на слова.
Развитие познавательной сферы
Ощущение и восприятие
На седьмом году жизни познавательная деятельность в целом характеризуется возросшей самостоятельностью. Дети достаточно хорошо владеют перцептивными действиями (осуществляют сенсорное обследование объектов, вычленяют в объектах наиболее характерные свойства или признаки), овладевают способами познания (наблюдение, самонаблюдение).
К 7 годам в полной мере усваивают сенсорные эталоны: цвета спектра и их оттенки (например, красный и светло-красный, темно-красный), геометрические формы и их разновидности (например, овал — круг, треугольник — пятиугольник, шестиугольник и др.), фонемы языка, музыкальные звуки, пропорции. Достаточно хорошо развито фонематическое восприятие.
Дети осознанно, последовательно и целенаправленно обследуют предметы, ориентируясь на весь комплекс признаков.
Значительное место в жизни ребенка начинает занимать восприятие информации посредством слов, символов и знаков. Более осознанным и мотивированным становится эстетическое восприятие окружающей действительности.
При восприятии изобразительного искусства старшим дошкольникам уже доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры и графики.
Память
У дошкольников заметно увеличивается объем непроизвольной памяти, поэтому им легко запоминать достаточно большой объем информации без специально поставленной цели.
Эмоционально-насыщенный материал старшие дошкольники по-прежнему запоминают лучше и надолго, могут передать содержание картинки по памяти.
Отмечаются тендерные различия: у девочек объем памяти больше, чем у мальчиков, и характеризуется большей произвольностью и устойчивостью.
Мышление
Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным активно развивается словесно-логическое мышление. Логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, сериация) претерпевают качественные изменения.
В 6—7 лет у детей уже достаточно сформированы обобщенные представления о свойствах различных предметов и явлений. Старшие дошкольники способны использовать обобщенные наглядные средства (схемы, чертежи и пр.), осуществлять сериацию (упорядочивать предметы или явления) не только по убыванию или возрастанию конкретного существенного наглядного признака предмета или явления (цвет, величина и др.), но и какого-либо непосредственно не наблюдаемого признака.
В основу классификации также берутся существенные и непосредственно не наблюдаемые признаки (например, родовидовая принадлежность: «мебель», «одежда», «домашние животные»).
При описании сюжета на картинке дети могут рассказать не только о том, что изображено, но и о событиях, которые могли быть ранее или после изображенного на картинке события.
Появляются первые понятия, которые опираются на непосредственный опыт ребенка и связаны с функциональным назначением предметов.
Например, они могут объединить рисунок собаки с группой «дикие животные», потому что собака тоже может жить в лесу, а изображение девочки объединяют с изображением куклы, потому что она с ней играет.
Дети проявляют активность и испытывают радость открытия; в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании (с водой, снегом, воздухом, звуками, магнитами, увеличительными стеклами и т.п.), в развивающих играх, разгадывании загадок. В общении со взрослыми постоянно задают вопросы познавательного характера.
К 7 годам преодолевается эгоцентризм детского мышления: ребенок начинает видеть предмет или какую-либо ситуацию с позиции другого человека, способен услышать точку зрения другого человека.
В старшем дошкольном возрасте отмечаются тендерные различия в развитии мышления. У девочек более развит вербальный интеллект, чем у мальчиков. Мышлению девочек свойственна детальность и конкретность. Мальчики в большей степени мотивированы на поисковую деятельность и предпочитают нестандартное решение задач. Девочки в значительной степени ориентированы на результат и типовое решение задач.
Воображение
Воображение как психическое новообразование дошкольного возраста на седьмом году жизни продолжает активно развиваться. Дети сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки; придумывают концовку к литературным произведениям и сказкам, новые сюжеты, ставят спектакли по мотивам знакомых сказок, фантазируют.
Детям нравится инсценировать отрывки из прочитанных произведений, играть различные роли, создавать творческие ситуации в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности и ручном труде.
Экспресс-диагностика детей 6—7 лет (подготовительная к школе группа)
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||
Умеет развивать сюжет и комбинировать разнообразные события (сюжетосложение и сюжетотворчество) | В сюжетно-ролевой игре использует предметные действия, ролевое взаимодействие и ролевые диалоги с партнером | Согласовывает в игровой деятельности интересы свои и партнеров, умеет объяснить замыслы и найти для себя подходящую роль | Замещает словом действия в сюжетно-ро-левых и режиссерской играх, сворачивает отдельные действия с предметами: «Уже приехали, а теперь идем в кафе» и т.д. | В играх с правилами точно выполняет требования, следит за точным выполнением правил всеми участниками; может объяснить содержание и правила игры другим детям | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||||
В самостоятельной деятельности взаимодействует с детьми, избирательно сочетая парную дружбу с широким товариществом | Способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности и оценке взрослого | Проявляет эмоциональную отзывчивость: умеет посочувствовать, утешить сверстника, помочь, поделиться чем-либо (игрушками, сладостями и др.) | Свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, соблюдая правила общения | Обсуждает события, делится своими мыслями, впечатлениями | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||
Следует инструкции взрослого при выполнении трудового действия; действует по правилу и образцу; контролирует собственную деятельность; оценивает результат | Стремится быть причастным к труду взрослых (помогает убирать участок, ремонтировать игрушки и книги и др.) | Умеет доводить начатое дело до конца; проявляет настойчивость, добивается нужного результата | Итог | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
|
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | |||||||||||
В рисовании (аппликации) умеет располагать предметы на всем листе бумаги; передает расположение предметов вдали и вблизи, располагая их на широкой полосе земли «ближе» и «дальше» | Определяет для себя конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы и возвращается к ней в случае прерванной работы, доводит ее до конца, фиксирует конечный результат в речи | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства | В рисовании и лепке передает форму предмета, пропорции и динамику | По собственной инициативе рисует, лепит, создает подарки родным, предметы украшения интерьера и пр., используя освоенные технологии изодеятельности | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||||
Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу при создании построек по замыслу | Умеет конструировать постройки по чертежам, схемам, по заданным условиям | По образцу и показу умеет создавать простые поделки из бумаги в технике «оригами» | Самостоятельно придумывает и создает поделки из бумаги, природного и бросового материалов | Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, вырезать цепочку предметов | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | |||||||||
Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности в ходе занятий и на праздниках | С удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается; может высказать свое мнение о прослушанном музыкальном произведении | Проявляет творчество в музыкальных играх-драматизациях; танцевальных движениях | Поет выразительно, правильно передавая мелодию | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Речевое развитие
Показатели в развитии речи | ||||||||||||
Высказывается простыми распространенными и сложными предложениями; использует все части речи | Употребляет антонимы, синонимы, срав- нения, многозначные слова | Составляет связный | Рассказывает истории из личного опыта; пытается сочинять сказки, истории, придумывает рифмы | Проводит звуковой анализ слов: выделяет определенный звук, дает ему характеристику; делит слова на слоги. Проявляет желание самому научиться читать | Итог | |||||||
рассказ по сюжетной | ||||||||||||
картине (картинкам), | ||||||||||||
составляет рассказы | ||||||||||||
ФИ | по плану о событии, набору игрушек | |||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
ФИ | Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||
Может дать оценку поступку героя | Может сочинить свою сказку (историю) | Включается в беседу по содержанию литературных произведений | Пересказывает содержание рассказа, сказки, используя образные слова и выражения | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | |||||||||||||
Умеет прыгать через скакалку разными способами | Сохраняет правильную осанку при ходьбе, беге | Отбивает от земли мяч одной рукой несколько раз; подбрасывает и ловит мяч одной рукой несколько раз | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия в высоту с разбега | Использует приобретенные двигательные навыки в различных условиях | Сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой) | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Познавательное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | |||||||||||
Задает вопросы об отвлеченных вещах; способен к простому рассуждению | Сравнивает природные и рукотворные объекты; умеет выделить их различия | Проявляет интерес к символическим языкам (цифры, буквы, графические схемы, дорожные знаки, ноты и др.) | Умеет сравнивать количество предметов, объемы жидких или сыпучих веществ на основе элементарных представлений о сохранении количества: количество не зависит от величины предметов, расстояния между ними, пространственного расположения и направления счета; объем вещества не зависит от формы и размера сосуда | Умеет самостоятельно высказывать гипотезы перед началом эксперимента и сравнивать ее с полученным результатом | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Дополнительная диагностика развития
детей 6—7 лет
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||||||
Умеет подключаться к уже играющим сверстникам | Проявляет избирательность в выборе партнера | По образцу взрослого или сверстника замещает словом действия в сюжетно-роле-вой и режиссерской играх, сворачивает отдельные действия с предметами: «Уже приехали, а теперь идем в кафе» и т.д. | В сюжетно-ролевых играх проявляет ролевые отношения с партнером-сверстником: принимает сюжетные действия, предлагаемые сверстником, развивает их; разворачивает сюжет | Умеет совместно со сверстником придумывать сюжеты игр | Соблюдает правила в подвижных и дидактических играх и проявляет интерес к результату, выигрышу | Обозначает тему игры и создает игровую обстановку | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||||||||||
Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми | Владеет формами вежливости, проявляет уважение к взрослому, отзывается на просьбы | Эмоционально реагирует на оценку взрослого и способен сдерживать себя: свой гнев, злость, слезы — и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме | Имеет близких друзей (друга), с которыми с удовольствием общается | Стремится к взаимодействию и взаимопониманию с партнером-сверстником | Владеет коммуникативными умениями и навыками: здоровается, прощается; обращается на «вы» к взрослому, называет сверстника по имени; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинения, использует слова примирения | Умеет попросить о помощи взрослого или сверстника | Отстаивает свои интересы в приемлемой форме (умеет договориться, установить очередность и др.) | Итог | ||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||||||||||
Следует инструкции взрослого при выполнении трудового действия; действует по правилу и образцу | Умеет выполнять обязанности дежурного | Умело владеет культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания | С готовностью участвует в коллективном труде со сверстниками | Умеет поддерживать порядок и соблюдает чистоту в помещении детского сада и на участке | Стремится хорошо выполнить порученное ему дело | С помощью взрослого контролирует собственную деятельность; оценивает результат | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | ||||||||||||||||
Использует раз- | С помощью | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства | Правильно | Проявляет инициативу при реализации своего замысла в рисунке, лепке и аппликации | Умеет лепить разными способами | По образцу ри- сует узоры по мотивам изделии народного декоративно- прикладного искусства | Итог | |||||||||
личные цвета | воспитателя | использует | ||||||||||||||
и их оттенки | передает форму | материалы и | ||||||||||||||
для создания | и динамику | инструменты; | ||||||||||||||
ФИ | выразительного | предметов в ри- | умеет рисовать | |||||||||||||
образа | совании, лепке, аппликации, соблюдает пропорции | концом и всем ворсом кисти | ||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||||||
С помощью взрослого анализирует основные части постройки, поделки (из каких частей состоит; какие детали нужны для каждой части) | Умеет конструировать постройки по объемным образцам, моделям, рисункам | По образцу и показу создает поделки из бросового материала | Создает постройки по условиям, задаваемым взрослым; преобразовывает конструкции по условию взрослого: пристроить часть (балкон, веранду); изменить пространственное расположение частей (окон, крылечка и т.д.); дополнить постройку (мостом и т.д.) | По образцу создает поделки из природного материала: листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы и т.д. | Умеет правильно пользоваться ножницами, резать по прямой, по кругу | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | ||||||||||||||||
С удовольствием поет индивидуально и коллективно; старается правильно пере- дать мелодию | Умеет вы- | С удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается | Охотно участвует в музыкальных играх- драматизациях | Эмоционально воспринимает музыку, правильно определяет ее настроение | Эмоционально откликается на характер музы- ки; узнает и называет любимые музыкальные произведения | Выполняет простейшие перестроения, меняет движения в соответствии с музыкальны- ми фразами | Итог | |||||||||
разительно | ||||||||||||||||
и ритмично | ||||||||||||||||
ФИ | двигаться в | |||||||||||||||
соответствии | ||||||||||||||||
с характером | ||||||||||||||||
музыки | ||||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
Речевое развитие
Показатели в развитии речи | ||||||||||||||||
Правильно | Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы, сравнения | Грамматически правильно строит сложные предложения | Составляет по образцу связный рассказ по сюжетной картине, картинкам | Составляет рас- | Совместно с | Проводит звуко- вой анализ слов: выделяет определенный звук, с помощью воспитателя дает ему характеристику; делит слова на слоги. Различает звук, слово, предложение | Итог | |||||||||
произносит все | сказы по плану | воспитателем | ||||||||||||||
звуки родного | воспитателя | рассказывает | ||||||||||||||
языка | о предмете, | различные | ||||||||||||||
игрушке | истории, сказки | |||||||||||||||
ФИ | и др. | |||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
ФИ | Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||||||
Называет авторов некоторых произведений; любимые литературные произведения, объясняет, чем нравится главный герой | Прогнозирует возможные действия героев книг, мультфильмов | Может придумать свой конец к сказке (рассказу) | С помощью воспитателя может дать оценку поступка героя | Охотно участвует в драматизации художественных произведений | Пересказывает содержание небольших рассказов, сказок с помощью воспитателя | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | ||||||||||||||||||
Удерживает равновесие, стоя на двух ногах на ограничен- ной приподнятой поверхности | Метает пред- мет (маленький мячик, шишку, снежок) удобной рукой в горизонтальную и вертикальную цель (3—5 м) | Умеет прыгать через короткую скакалку на двух ногах, вращая ее вперед | Бросает | Прыгает в длину с ме- ста, с разбега, в высоту с разбега | Быстро и ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их | Отбивает от земли мяч несколько раз; подбрасывает и ловит мяч двумя руками | Сохраняет | Итог | |||||||||||
мяч на | правильную | ||||||||||||||||||
дальность | осанку при | ||||||||||||||||||
удобной ру- | ходьбе, беге | ||||||||||||||||||
кой на 5 м и | |||||||||||||||||||
ФИ | более | ||||||||||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Познавательное развитие
Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | ||||||||||||||||||
Выполняет логические операции анализа (из каких геометрических фигур составлена машина?) и синтеза (составляет дом из геометрических фигур; собирает пазлы) | Умеет сравнивать: «Чем похожи эти предметы?» (формой); «Чем отличаются эти предметы?» (размером) | Умеет систематизировать предметы (поставь матрешки по росту) и абстрагироваться (от- влечение от ряда свойств и отношений: покажи пред- меты круглой формы) | Высказывает предположения и с помощью воспитателя ищет ответы на вопросы, используя действия поискового характера | Умеет сравнивать количество предметов на основе элементарных представлении о сохранении количества: количество не зависит от величины предметов, расстояния между ними, пространственного расположения и направления счета | Устанавливает причинно- следственные связи; делает выводы по результатам опытов | Классифицирует предметы (игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки) на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (звери, птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся и т.д.) | Проявляет интерес к го- роду (селу), может рас- сказать о некоторых его достопримечательностях, проявляет интерес к жизни людей в других странах | Итог | ||||||||||
ФИ | ||||||||||||||||||
Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | |||||||||||
Сводная таблица
Показатели развития детей по видам деятельности | ||||||||||||||||||||
Игровая | Коммуникативная | Элементарная трудовая | Изобрази- тельная | Конструирование | Музыкальная | Развитие речи | Восприятие художествен- ной литературы | Двигательная | Познавательно-исследовательская | |||||||||||
ФИ | ||||||||||||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста
Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...
Консультация для родителей. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования....
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
В творческой презентации представлен мой актуальный педагогический опыт «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и...
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен как воспитателям старшей группы,...
- Мне нравится (1)