Семинар-практикум “Логические блоки Дьенеша”
материал (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождение к презентации

Семинар-практикум
“Логические блоки Дьенеша”

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Урмашова В. Б.

 

 

 

 

 

Г.о.г. Выкса

 

Сопровождение к презентации

Слайд 1

Сегодня я представляю вам свой опыт по ознакомлению с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша», т.к. начинать работу с данным пособием рекомендовано с младшего возраста. В данный момент с детьми старшего возраста мы используем лишь отдельные элементы и игры ввиду того, что ранее дети не были знакомы с данными играми.

Слайд 2

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а так же формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.

Слайд 3

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Слайд 4

На слайде вы можете увидеть, что входит в комплект данного пособия.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Для работы взрослого с детьми также разработано  пособие «Методические советы по использованию дидактических игр «Давайте вместе поиграем»».

Слайд 5

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи.

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 6

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  • как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.

Слайд 7

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы (3-4 года).

Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».
1. Покажи блок такого же цвета как этот. 2. Найди блок такой же формы. 3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме. 4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры можно проводить индивидуально. 5. Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предложить детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки? », «Какие фигуры у зайца? » и т. д. 7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.
 
Средняя группа (4-5 лет).  
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру. Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ») . Усложняется работа по схемам и по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме. В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны.

Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)

Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький.

Слайд 8-10

А сейчас я предлагаю вам немного по играть. “Найди нужный блок”.
На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним.

Рефлексия.

Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Итогом нашей встречи мне бы хотелось узнать ваше мнение, на сколько полезным и интересным для вас показался семинар “Знакомство с логическими блоками Дьенеша”.

Слайд 11

Если вы считаете, что на нашем семинаре ничего нового не узнали, значит поднимаете блок по данной схеме.

Слайд 12

Если вы дополнили свои знания, то поднимаете блок по другой схеме.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_k_prezentatsii.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида № 4

Сопровождение к презентации

Семинар-практикум
“Логические блоки Дьенеша”

Выполнила:

Урмашова В. Б.

Г.о.г. Выкса

2018

Сопровождение к презентации

Слайд 1

Сегодня я представляю вам свой опыт по ознакомлению с дидактическим пособием «Блоки Дьенеша», т.к. начинать работу с данным пособием рекомендовано с младшего возраста. В данный момент с детьми старшего возраста мы используем лишь отдельные элементы и игры ввиду того, что ранее дети не были знакомы с данными играми.

Слайд 2

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а так же формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.

Слайд 3

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Слайд 4

На слайде вы можете увидеть, что входит в комплект данного пособия.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Для работы взрослого с детьми также разработано  пособие «Методические советы по использованию дидактических игр «Давайте вместе поиграем»».

Слайд 5

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи.

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 6

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  • как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.

Слайд 7

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы (3-4 года).

Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».
1. Покажи блок такого же цвета как этот. 2. Найди блок такой же формы. 3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме. 4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры можно проводить индивидуально. 5. Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предложить детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки? », «Какие фигуры у зайца? » и т. д. 7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.

Средняя группа (4-5 лет).  
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру. Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ») . Усложняется работа по схемам и по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме. В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны.

Например
: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)

Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький.

Слайд 8-10

А сейчас я предлагаю вам немного по играть. “Найди нужный блок”.
На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним.

Рефлексия.

Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Итогом нашей встречи мне бы хотелось узнать ваше мнение, на сколько полезным и интересным для вас показался семинар “Знакомство с логическими блоками Дьенеша”.

Слайд 11

Если вы считаете, что на нашем семинаре ничего нового не узнали, значит поднимаете блок по данной схеме.

Слайд 12

Если вы дополнили свои знания, то поднимаете блок по другой схеме.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

презентация к семинару-практикуму “Логические блоки Дьенеша”.

Семинар-практикум “Логические блоки Дьенеша&rdquo...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...