Консультация для воспитателей «Игры на развитие внимание и память в старшей группе»
консультация (старшая группа)

Хроменкова Наталья Гильфаритовна

С этой целью полезно использовать игры, в которых ребенку необходимо сначала в соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем найти их среди других. Девизом таких игр может быть «Запомни и найди».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

   Произвольная память начинает складываться к годам четырем-пяти. Это означает, что в 4-5 лет ребенок может запомнить информацию при помощи сознательных усилий, т.е. воли. Сначала малыш видит только большую задачу перед собой: выучить стихотворение. Он еще не владеет техникой запоминания, но постепенно обучается приемам запоминания при помощи многократного повторения.

    Сначала повторяет строки, затем строфы, объединяет парами, увеличивает объем, улавливает связь, создает смысловую цепочку и вот – стихотворение выучено! Ребенок усвоил новый навык: чтобы запомнить, нужно повторить несколько раз и выстроить смысловую последовательность.

      Наиболее благоприятные условия для развития памяти детей дошкольного возраста создает игра. Именно в игре, как основном виде деятельности дошкольника, он учится оперировать своей памятью, когда запоминание и воспроизведение являются обязательным условием выполнения взятой на себя роли. Например, если вы будете специально заучивать с малышом слова, которые использует покупатель в магазине для совершения покупок, то никогда не сможете выучить такой большой объем, как если бы ребенок в игре исполнял роль покупателя. Игры и занятия, подобранные для развития произвольной памяти детей должны быть яркими и увлекательными.

Чтобы развивать память ребенка, следует как можно чаще задавать малышу вопросы о прочитанном, увиденном, услышанном. Например, после прочтения сказки можно спросить:

- как зовут героев?

- что происходило в сказке?

- кто что делал, что сказал, во что был одет?

- кто тебе понравился больше и почему?

    Этими простыми вопросами вы не только возвращаете ребенка к прочитанному, но и, опираясь на его память, учите малыша рассуждать, развиваете речевую активность и словарный запас. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Самый зоркий.

Для этой игры воспитателю необходимо иметь набор предметных или сюжетных картинок и их дубликаты. Детям на несколько секунд, под счет «раз, два, три – внимательно смотри!», показывается та или иная картинка. Затем она прячется и ее следует быстро отыскать среди четырех-пяти других. Побеждает тот, кто первым назовет нужную картинку.

Хитрый гном.

     Хитрый гном похитил и заколдовал животных и птиц. Дети отправляются на поиски, они находят дом гнома и стучатся к нему, однако гном выдвигает условие: дети сами должны найти и расколдовать животных и птиц, но для этого надо быть очень внимательными. В окошке домика гном только на очень короткое время показывает изображения заколдованных животных – ведь он не хочет, чтобы дети их разыскали! За это время дети должны запомнить, как выглядят птица, собака, котенок, похищенные гномом, и потом найти их среди других аналогичных изображений, которые хитрый гном специально ставит, чтобы запутать детей. Если ребенок ошибается, гном похищает и его, т.е. усаживает рядом с собой. Затем он показывает в окошке другую картинку, и поиск продолжается. Если в игре большинство детей допускают ошибки, воспитатель либо увеличивает время рассматривания картинок, либо упрощает изображение. Игра усложняется тем, что хитрый гном иногда предлагает детям изображения, отличающиеся только одной - двумя деталями (собаки одной породы, в одинаковой позе, но с разными бантами и т.д.). Это требует от участников игры повышенного внимания.

По ходу игры или в конце ее происходит выкуп похищенных гномом детей. Гном просит, чтобы дети отгадали загадки, выполнили какие-нибудь задания: спели, станцевали, прочитали стихи. Если гному понравится, как выполнены его задания, то он отпускает детей и игра продолжается.

     Для старших дошкольников полезны игры, в которых они запоминают группу предметов и затем после изменения называют, какие из них отсутствуют. Игровая ситуация и заинтересованное отношение к игре воспитателя создают эмоциональный настрой детей на запоминание. К таким играм могут быть отнесены: «Что лежит в сундучке?», «Медвежонок» и т.д.

Что лежит в сундучке?

     Для игры необходимо иметь от шести до десяти предметов, знакомых детям. Например, матрешка, кукла, пирамидка, цыпленок, петрушка, курочка, зайчик, медвежонок, обезьянка и сундучок (им может быть раскрашенная картонная коробка). Задача: внимательно посмотреть на игрушки и постараться их запомнить. Затем дети закрывают глаза. В это время воспитатель прячет одну, две или три игрушки в сундучок. После этого дети называют, какие игрушки спрятались в сундучке.

Возможно и другое задание: сказать, сколько игрушек находится в сундучке, и перечислить их. Вызвавшийся ребенок называет игрушки: «В сундучке спрятались три игрушки, это…» Сундучок открывается, и дети проверяют, правильно ли назвал предметы ребенок. За правильный ответ он получает фишку. Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

     Для повышения интереса к игре и развития умения контролировать друг друга дети могут быть разделены на две команды. Пока одна команда , закрыв глаза, ждет сигнала, другая смотрит, какие игрушки прячет воспитатель, и запоминает, а затем исправляет неправильные ответы детей. Возможен и такой вариант, когда обе команды действуют одновременно. Побеждает та, игроки которой быстрее дают правильный ответ. В течение игры для поддержания интереса к ней воспитатель неоднократно заменяет комплект игрушек или отдельные предметы, прячет в сундучок все большее их количество. Он поддерживает эмоциональный настрой и внимание детей репликами: «Вот какие у меня внимательные дети! Просто удивительно! Придется дать задание посложнее, теперь уж точно никто не запомнит, что лежит в сундучке. Опять догадались! Тогда сейчас я заменю игрушки, вот теперь будет нелегко!» И т.д.

    Эмоциональное соучастие в игре воспитателя создает атмосферу веселья и соревнования. Взрослый предлагает кому-нибудь из ребят заменить его, а сам садится с детьми на правах участника игры: «Хочу проверить себя!» Отвечая на вопрос нового ведущего, воспитатель может специально ошибаться, чтобы дети исправляли его ошибки.

Аналогичными данной являются игры: «Что увез медвежонок?», «Кто пошел помогать Буратино искать золотой ключик?», «Кто пришел и кто вернулся?» и т.д. Принцип игр прежний – запомнить и назвать предметы, но задание может быть усложнено.

Что увез медвежонок?

    На столе на цветных кружках бумаги группами по три – пять предметов расположены разные игрушки. В одном варианте все группы могут состоять из одинакового количества предметов, в другом, более сложном – двух видов: например, три группы по три предмета и две – по четыре. Предметы в группах однородные: грибки, кубики, стаканчики, чашечки и т.д. В начале игры дети рассматривают предметы, пересчитывают их, узнают их количество, Затем появляется на грузовой машине медвежонок: «Я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы внимательные и умеете ли вы хорошо считать. Закройте глаза, я сейчас погружу в машину все, что захочу, и уеду. Как только я скажу: «Пора, детвора!» - глаза открывайте и игрушки называйте. Надо их назвать и еще пересчитать!» По сигналу медвежонка дети закрывают глаза, медвежонок каждый раз берет разное количество игрушек из групп или забирает полностью одну группу (остается только бумажный круг, на котором игрушки стояли).

   Дети называют, сколько и каких игрушек в кузове у медвежонка или сколько всего игрушек у него в машине. Диалог с детьми ведет медвежонок, спрятав машину за стол. Он спрашивает: «Кто скажет, какие игрушки я взял?» Когда дети перечислят, он заглядывает за стол, где стоит машина, и говорит: «Правильно!» или: «Нет! Ошиблись!» Затем спрашивает: «А сколько грибочков? А сколько кубиков?» Каждый раз он заглядывает в кузов машины и подтверждает, правильно ли отвечают дети. « А теперь самый трудный вопрос, - говорит медвежонок, -сколько всего игрушек в моей машине?»

    Возможен и спор: мишка не верит ответу и просит объяснить, как ребенок узнал. Или мишка специально называет неверное число: «Нет, там шесть, а не семь игрушек! Кто докажет?» Дети объясняют ему, что из пяти групп взяты по одной игрушке, а из шести группы две или , например, просто два кружка остались пустыми, значит, всего нет шести игрушек и т.д. В ходе игры медвежонок постоянно общается с детьми, увозит старые игрушки, привозит новые, даже изменяет формулировку вопросов, а иногда даже подсказывает способ решения поставленной задачи. Он награждает победителей значками и хвалит детей за сообразительность и находчивость.

Литература:

Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 2013. – 146 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"

Автором представлены игры для  дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития дошкольников"

Игра один из основных видов детской деятельности. Играя ребенок познает окружающий мир....

Консультация для воспитателей «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в ...

Консультация для воспитателей " Игра - основной способ развития детей дошкольного возраста."

       «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям са...

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...