Ассертивность как основа стрессоустойчивости
консультация
Ассертивность как основа стрессоустойчивости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assertivnost_osnova_stressoustoychivosti.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтоб вам было понятно, как влияет ассертивность на стрессоустойчивость, расскажу притчу.
Был монастырь. Известно, что в этом монастыре жили мудрецы. Мудрецы ходили в лес, и получали там благодать.
Как-то, произошла ужасная вещь -рядом с монастырём поселилось страшная, чёрная, лесная смола. Она цеплялась к мудрецам и не давала им приобщаться к высшей мудрости.
Первый вышедший из монастыря мудрец обнаружил эту смолу. Она сказала монаху : «я тебя поглощу»! Монах очень испугался и убежал.
вот такой он, пассивный стиль жизни, уничижающий человека.
Мораль -Смолу бояться, в лес не ходить.
Второй мудрец вышел из монастыря и встретил страшную, чёрную, лесную смолу. Смола сказала: «я тебя поглощу». Мудрец ловким резким ударом ноги врезал по смоле, и она отлетела далеко-далеко. Но запах и частицы этой смолы после удара сохранился на очень, очень долгое время.
Агрессивно-пассивный стиль поведения ни к чему хорошему не привёл.
Мораль -не трогай смолу, не будешь запятнан!
Когда на прогулку вышел третий мудрец , он был настроен очень решительно. Ему надоели происки чёрной страшной смолы. Встретившись, смола заявила мудрецу : «я тебя поглощу!». На что мудрец ответил: «это я тебя поглощу!» И съел смолу.
И хоть это и была победа мудреца, но была она специфическая, так как вкус от этой победы был противный.
Агрессивный стиль доказал свою несостоятельность.
Мораль - ты можешь поглотить смолу, но вкус победы будет специфический.
Вот наконец , вышел четвёртый мудрец. И страшная,черная, лесная смола подскочила к нему и сказала : «я тебя поглощу!». Мудрец же прошёл мимо него. Смола бежала за ним, догоняла, хныкала и рыдала. Мудрец же не обращал на неё никакого внимания. Спокойно шёл по своим делам. Тогда смола завыла, убежала и утопилась. Потому что, смысл жизни смолы был : надоедать, прилепляться и сбивать со своего пути.
мудрец показал ассертивность.
Мораль -если на пути встретилась неприятная ситуация, просто пройди мимо
Стрессоустойчивость у детей дошкольного возраста в большинстве случаев находится на очень низком уровне. Обусловлено это повышенной зависимостью от взрослых и небольшим жизненным опытом.. Большинство педагогов и психологов сходятся во мнении, что стрессоустойчивость у взрослых не возникает "сама" или спонтанно, ее основы постепенно и целенаправленно следует развивать в дошкольном возрасте.
Стресс - это сильная неблагоприятная физиологическая и/или психологическая реакция организма человека на действие стрессора. При этом под стрессором принимается обстоятельство жизни (болезнь, укол, наказание, угроза, обвинение, испытание и т. п.), оцениваемое человеком как негативное, и мешающее удовлетворению его потребностей.
Организм может реагировать на стрессор на двух уровнях: на физиологическом и психологическом. На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной, кожной систем. На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например: страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, тоску страдание, недовольство и т. п. Это могут быть любые комплексы из перечисленных эмоций. Опасность негативных эмоций не только в сиюминутной тяжести переживания, но и в том, что они могут перерасти в эмоциональные состояния, т. е. длиться достаточно долго - дни, недели, месяцы. Эмоции как раз и предназначены для того, чтобы сигнализировать человеку о значении для него той или иной ситуации. На возникновение и характер течения стресса влияет личность ребенка или взрослого, отношение к ситуации, то, как она воспринимается. Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.
Стрессоустойчивость комплексная черта. Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе. Здесь речь идет о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть со всеми достоинствами и недостатками. Если человек принимает самого себя как ценность без всяких условий, то многие жизненные обстоятельства, хотя и могут восприниматься как угрожающие, не способны поставить под сомнение его ценность и значимость по сравнению с любыми событиями. Ребенок может, безусловно, принимать себя только если родители, безусловно, принимают и любят ребенка таким какой он есть. Помните, что самооценка ребенка в дошкольном возрасте складывается из тех оценок, которые он получает от близких взрослого.
Вторая характеристика стрессоустойчивости - оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому. Если ребенок привыкает видеть хорошее вокруг, то стрессор не будет столь значим на общем фоне позитивности. Если же дошкольник привыкает замечать негатив, угрозы и неприятности, то стрессор найдется даже там, где большинство людей его не видят, и любой стресс на фоне общего негатива может вылиться в подавленность, постоянную напряженность, депрессию. Третья составляющая стрессоустойчивости - овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости. Когда ребенок испытывает негативную эмоцию, он всегда получает на неё ответную реакцию из внешнего мира, в том числе и от взрослого. Взрослый своей реакцией корректирует и преобразовывает эмоции ребенка, это и становиться для него опытом, который либо будет основой для развития стрессоустойчивости, либо послужит поводом для тревожности, враждебности, депрессивности. Поэтому важно знать и своевременно реагировать на негативные эмоции ребенка, подготавливать его к стрессовым ситуациям в жизни.
Четвертая составляющая стрессоустойчивости - умение расслабляться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются так называемые мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действует и на мышцы, и на эмоциональное состояние человека. Как правило, при этом улучшается настроение. Ребенок дошкольного возраста еще не может овладеть технологией расслабления, но воспитателям и родителям следует знать некоторые упражнения для расслабления мышц тела, которые можно провести в игровой форме.
«Ассертивность» означает «уверенность в себе», «настойчивость», «самоутверждение». Умение быть ассертивным представляется значимым для самоуважения и уважения других, для осознания такой же важности собственных мыслей, чувств и мнений, как и другого человека. Быть ассертивным означает также быть способным выражать себя прямо и ясно.
Ассертивность представляет собой социально желаемую альтернативу, которая стоит между двумя крайностями: агрессивностью, когда подавляются права других, и покорностью и пассивностью, когда свои права подавляет сам индивид, и в обоих случаях уровень чувствительности к стрессу поднимается. Для его снижения при обучении детей ассертивности необходимо формировать:
- Умение использовать и оценивать ассертивные поступки. Это поможет предотвратить агрессию и жертвенность и в настоящем, и в будущем, когда у детей увеличится объём зрелых социальных поступков.
Дети чаще, чем взрослые оказываются в таких стрессовых ситуациях, которые вызывают необходимость ассертивности (сверстники вторгаются в игру, забирают игрушки или дразнят). Навыки ассертивности особенно необходимы тогда, когда дети хотят войти в контакт, присоединиться к игре, получить помощь.
- Умение не испытывая стрессовых состояний постоять за себя: дети должны знать, что они имеют право сказать «нет», если что-то не соответствует их внутреннему состоянию в той или иной каждодневной ситуации.
- Способность понимать и принимать собственные цели. Например, если ребёнок предпочитает занимать активную позицию в игровой деятельности, необходимо научиться понятно рассказать ровесникам о содержании игры.
- Способность доверять своим собственным чувствам и суждениям, понимать собственное Я и избегать чрезмерной надежды на одобрение взрослых или ровесников.
Обучение ассертивности – это эффективный способ развития у детей стрессоустойчивости в повседневной жизни и в сложных жизненных ситуациях. Ассертивные навыки способны помочь дошкольникам поступать в трудных или необычных для них обстоятельствах спокойно, твердо опираясь на свои знания о себе. Так как самый близкий человеку друг - это он сам. И в проблемных ситуациях дети смогут сопротивляться давлению стрессоров с наименьшими последствиями, так как будут думать и поступать так, как они сами хотят.
Рекомендации можно рассматривать как своего рода инструкцию, утверждающего правила ассертивного поведения дошкольников:
1. Учите детей говорить друг с другом, а не через педагога, зависимость от которого в решении проблем мешает формировать самоуважение.
2.Учите детей просить вежливо: ровесники настроены более охотно, если их просят любезно.
3. Используйте демонстрирование и ролевое проигрывание, чтобы научить детей ассертивным навыкам (используйте кукол и игрушки)
4. Используйте любую возможность научить навыкам ассертивности.
5. Научите детей принимать непререкаемый авторитет взрослого и отстаивать свои права в обращении со взрослыми, зная, что они имеют право на справедливое обращение со стороны взрослого.
6. Необходимо избегать любой конфронтации, представляющей физическую опасность. Безопасность – главное условие!
7. Учите детей игнорировать провокационное поведение ровесников. Это помогает контролировать собственные эмоциональные реакции.
8. Обучайте ассертивности девочек и мальчиков одинаково.
В одном из исследований говорится, что в условиях группы дети могут переживать больше 9 конфликтов в час, в основном стремясь чем-то обладать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника...
НОД "Ассертивность"
Непосредственно - образовательная деятельность...
Ассертивность
Предлагаем вашему вниманию презентацию на тему "Ассертивность"....
Ассертивное поведение
Формирование ассертивности как качества личности, формы поведения и детерминанты развития социальной адаптации...
ассертивность
выступление на городском семинаре по теме ассертивное воспитание дошкольника...
Воспитание самопринятия как основа стрессоустойчивости дошкольника
Основу стрессоустойчивости как ребенка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе.Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатк...
"Статья "Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника"
Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценнос...