«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
нетрадиционная техникарисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe_netraditsionka.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Золотой петушок»
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ детский сад «Золотой петушок» ___________Блошенко А.М. 01.09.2018г.
Годовой проект
«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Автор:
Шевченко Анжелика Александровна– воспитатель первой категории
с.Новобатайск 2018-2019
Актуальность темы:
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество - это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доcтавляет дошкольникам истинную радоcть, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доcтавляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
«Каждый ребенок – художник! » Научиться рисовать мечтает каждый, не так ли? Ведь открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетической развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей и других материалов. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Цель:
Развитие творческих способностей и детской одаренности через знакомство с нетрадиционной техникой рисования в детском саду и семье.
Задачи:
Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Материально-техническое обеспечение проекта: альбомы, бумага для акварели, гуашь, акварель, тушь, кисти, штампы, печатки; подборка иллюстраций, музыкального сопровождения, анкеты и памятки для родителей.
Длительность проекта: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Проект долгосрочный, творческий, практико – ориентированный, групповой
Участники проекта: дети (5-6 лет) старшей группы «Улыбка», воспитатель Шевченко Анжелика Александровна, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Выбрать достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Подготовить необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши.
Сентябрь | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность педагогов. | |
Разработка содержания проекта:
| Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | ||
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Определить объем и содержание работы по проекту. | ||
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительныхнавыков. |
2 этап – основной.
Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий использовать следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. На занятиях использовать – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыку. Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществлять через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения.
На первых занятиях провести с детьми игры с цветом и красками, познакомить с возможностями гуаши и акварели, учить различать цвета и оттенки, смешивать краску для получения оттенков светлых и тёмных, смешивать краски в банке с водой, затем на палитре, создавать "Колесо цвета", а потом гуашью "создавать" новые цвета, провести экспериментирование с краской, различными материалами. Познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, предлагала детям эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками и пастелью, мыльной пеной. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.
Таким образом, постепенно знакомить детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, рисованием ниткой, ватными палочками, восковыми мелками по картону, пастелью, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска.
3 этап – творческий.
Выявление уровня художественно – творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
1. Праздник рисования.
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.
Планирование занятий нетрадиционными техниками рисования.
Месяц | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | оборудование |
Сентябрь | Знакомство с акварелью «Краски осени» | Рисование акварелью по сырому листу бумаги. | Развивать у детей изобразительные умения и навыки, знакомить их с работой акварелью. | Бумага, акварель, кисточки тонкая и средняя. |
Ранняя осень, осенние цветы | «Осенний букет» | Рисование с помощью растительных элементов | Развивать интерес к изодеятельности, учить печати растительными элементами | Бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья |
Октябрь | «Осень на опушке краски разводила» | Печать листьев | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, ознакомить с новым видом изодеятельности = «печать растений», развивать чувство композиции, цветовосприятия | Листья разных пород деревьев, гуашь, кисть, репродукция И.И. Левитана «Золотая осень» |
Фрукты. | «Натюрморт из фруктов» | Восковые мелки и акварель | Продолжать учить изображать фрукты, совершенств. Навык работы с восковыми мелками и аквар. | Бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки |
Ноябрь Поздняя осень. | «Осенние мотивы» | Раздувание краски | Познакомить с новым способом- раздувание краски. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение и фантазию. | Репродукции с осенними пейзажами, гуашь, кисть. Трубочки для коктейлей, бумага, стаканчик с водой |
Декабрь | «Морозный узор» | Фотокопия – рисование свечой | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы | Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой |
Зимующие птицы | «Снегири на ветках» | Рисование методом тычка | Формировать у детей обобщенное представление о птицах, расширить знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей используя метод тычка | Альбомные листы, гуашь, кисточка с жестким ворсом, простой карандаш, емкость с водой, |
Январь | «Дед Мороз» | Рисование солью | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности | Альбомный лист, гуашь, кисточка. Емкость с водой, салфетка, соль в солонке |
Дикие животные наших лесов | «Медведь» | Рисование цветной тушью по мокрой бумаге | Знакомить детей с работой тушью по мокрому листу, работой разными инструментами, развивать зрительно-двигательную координацию | Альбомный лист, цветная тушь в неглубоких емкостях, перышко для туши, кисточки, салфетки |
Февраль | «Верблюд в пустыне» | Расчесывание краски | Ознакомление детей с новым приемом – «расчесывание краски». Освоение нового графического знака – волнистой линии, отработка плавного, непрерывного движения руки | Альбомный лист, гуашь, стека с зубчиками, салфетка, репродукции с изображением растений, животных пустыни |
День защитника Отечества | «Летят самолеты» | Рисование с использованием печати пищевой пленкой | Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать аккуратность при выполнении работы | Пищевая пленка для печати, трафареты с изображением самолетов, можно добавить облака, гуашь. салфетки |
Март | «Подснежники для мамы» | Линогравюра | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, с помощью акварели передавать весенний колорит, развивать цветовосприятие | Альбомные листы, акварель. Широкая кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы |
Библиотека, книги | «Чудесные превращения кляксы» | Кляксография | Показать новые способы получения абстрактных изображений(клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм, развивать воображение | Краски – акварельные, гуашевые, цветная тушь, кисточки, губки, штамповки, трубочки для коктейля, газеты для сминания, банки с водой |
Апрель | «Грачи прилетели» | Рисование поролоном и печатками из ластика | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц | Печатки из ластика, поролоновые тампоны, гуашь, альбомные листы, рисунки с изображением стаи птиц |
Космос День космонавтики | «Космический пейзаж» | Граттаж | Научить новому способу получения изображения – граттажу. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент | Лист плотной бумаги, свеча, клей ПВА, гуашь, зубочистки |
Май | «Бабочка» | Монотипия предметная | Совершенствовать умение детей в технике монотипии предметной. Знакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки | Бумага, гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек |
День Победы | «Праздничный салют над городом» | Проступающий рисунок | Закрепить свойства разных материалов: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки | Репродукция с изображением салюта, бумага, восковые мелки, акварель |
Список используемой литературы:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
- Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
- Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
- Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
- Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
- Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
- Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
- Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
Приложение 1 (фотоотчет).
Приложение 2 (конспекты занятий, анкеты и консультации для родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...
Конспект НОД Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста " Весёлая матрёшка".
Веселая матрешка...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего дошкольного возраста
Информация о техниках рисования с детьми раннего дошкольного возраста...