Культура родного края
презентация
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей с культурой родного края»
Воспитатель МАДОУ
детский сад № 9 «Сказка»
Гаврилова М. О.
«Ознакомление детей с культурой родного края»
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Поэтому главной задачей моей работы является - не допустить такого безразличия среди наших детей. Работая по данной теме, заметила, что наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность.
Таким образом, я решила, что формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма буду реализовывать через активизацию познавательного интереса к истории своёй малой Родины.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
· знакомить детей с историей и достопримечательностями города, края, страны, их символикой;
· способствовать формированию интереса каждого дошкольника к истории своего города, края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.), воспитывать уважение ко всему окружающему;
· воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, стране;
· способствовать формированию положительного и бережного отношения к труду людей;
· способствовать пробуждению в душе каждого ребенка любознательности, чувство красоты, осознание себя частью великого российского народа;
· знакомить с бытом и традициями коренных жителей нашего региона (шорцы, телеуты).
Именно в этом возрасте ребенок мыслит чувственными образами. Поэтому я решила закреплять знания детей о культуре родного края через рисунок, лепку, конструирование, театр, ролевую игру, встречу с ветеранами труда.
Перспективный план я разделила на 4 темы:
1 тема «Я, моя семья, мой домашний адрес».
В своей работе я хота убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
В рамках этой темы дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.
2 тема «Родной город».
Дети получают сведения о родных Топках, об истории их возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах спорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, стремлюсь подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
· повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
· везде и всюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
· люди берегут и охраняют природу;
· есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
3 тема «Родной край».
Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной Кузбасс.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Для решения поставленных задач использовала специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование проблемных ситуаций, использовала богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.
4 тема «Родная культура».
Способствует формированию у детей общего представления о народной культуре, её богатстве и красоте. Учу детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Способствую формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
В этом плане важной составной частью моей работы является приобщение дошкольников к традициям и обычаям коренных народов, к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, а также укреплению открытых, доброжелательных, дружеских отношений между представителями разных национальностей, тем более что детский сад посещают дети разных национальностей. А так же помогаю воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Приобщение детей подготовительной группы к истокам русской культуры и культуры родного края.
Приобщение дошкольников к культуре своего народа, приобщение уважения, гордости за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на ...
Методы преобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре. Это происходит через познание народной м...

«Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»
laquo;Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»...

Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.
План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...

Музыкальное занятие по приобщению детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края в подготовительной группе «Поиски волшебной Ложки» с использованием QR-технологии
Цель: Приобщение детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края через игру на ложках посредством QR-технологии....