Выступление на ГМО
материал (старшая группа)

Хайртдинова Эльза Данифовна

" Условия применения интерактивных средств при использовании цифровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elza_gmo_no_1.doc58 КБ
Файл prezentatsiya.pptx62.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Радуга" ГО г. Агидель РБ

Тема: " Условия применения интерактивных средств при использовании цифровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников"

Подготовила: воспитатель

старшей логопедической группы № 11 "Буратино"

Хайртдинова Эльза Данифовна.

 г.Агидель, 2021г.

Условия применения интерактивных средств

при использовании цифровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников

Актуальность темы заключается в том, что условия применения интерактивных средств при использовании цифровых и творческих способностей дошкольников являются частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений. Данная тема является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации в обучении детей, развитии у них творческих и познавательных способностей и создании благоприятного эмоционального фона.

Цель: выявить условия применения интерактивных средств при использовании цифровых технологий в ДОУ и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.

Задачи:

  • проанализировать и дать определение понятия "цифровые технологии" в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников в современном мире.
  • обобщить условия использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ.
  • показать мастер - класс с детьми в ДОУ.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без цифровых технологий. Использование цифровых технологий в  воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений – одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается национальным приоритетом. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». Следует понимать, что цифровые технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение.

Под ИКТ подразумевается использование интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того,  что может предоставлять широкие возможности для коммуникации. Цифровые технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать познавательные и творческие способности  детей.

Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство. И педагогам важно учитывать значение, которое имеет работа медиа-средством в системе общего развития детей. Ответив на вопрос как и какое интерактивное оборудование можно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие познавательных и творческих способностей детей. Дошкольная педагогика избежит стихийного  и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды.

Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это естественный процесс, примета нашего времени. Безусловным достижением современной педагогики является то, что ученые ищут пути эффективного применения этого нового обучающего средства. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.

Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно способствовало развитию познавательной и творческой активности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия применения интерактивных средств.

Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда интерактивное средство поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.

Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту.

Как свидетельствуют наблюдения американских ученых С. Досани, П.Кросс, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором и компьютером от двух до четырех часов в день задерживается на год!- весьма болезненное отклонение от нормы.

Второе - обращение «детским» видам деятельности.

В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка. Создает предпосылки будущей успешной работы.

Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.

Интерактивное оборудование должно обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности.

Третье условие – самостоятельность ребенка.

В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. НО непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.

Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук.

Следует понимать, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него.

Четвертое условие- педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.

Самостоятельность является залогом развития познавательных и творческих способностей детей. Но не следует считать, что знакомство дошкольника с окружающим миром носит случайный характер.  Напротив, в образовательном пространстве сложно представить момент, когда ребенок вынужден «на ощупь» искать способы осмысления действительности. Здесь педагог не просто не занимает позицию стороннего наблюдателя, он поддерживает, курирует детскую деятельность, ставя перед ее участниками постепенно усложняющиеся задачи.

С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка.  А это значит, что интерактивное оборудование не может задавать жесткие рамки инвариабельной среды: содержательная сторона работы с техникой должна меняется по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности.

Пятое условие – поддержка детского творчества.

Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы.

Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.

В первую очередь речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.

Американские химики В.Платт и Р.Бейкер провели исследование, опрос среди 232 научных работников. Их выводы весьма точно определяют роль творчества в процессе открытия, создания чего-то нового.

По мнению ученых объединяющая, вносящая ясность идея возникает тогда, когда исследователь, глубоко заинтересованный в решении проблем, сознательно не работает над ней. В типичный случаях - это выход за пределы напрашивающегося вывода, заключения, которое сделал бы любой человек, исходя из наличной информации.

По сути, возникновение новой идеи представляет собой не что иное, как скачок воображения или итог мышления в творчестве. В конечном итоге, современная наука во многих областях не может развиваться без творчества. А зарождается творчество в дошкольном детстве ребенка. Через поддержку детской инициативы, обучение без «натаскивания» и шаблонов, самостоятельную деятельность малыша воспитывается творческая личность. И конечно, мало какая деятельность требует от ребенка большего воображения, чем художественное творчество. Можно смело утверждать, что рисование,  сочинительство ребенка, используя при этом еще и цифровые технологии – необходимая основа будущих блестящих достижений.

Не кажется лишним и вспомнить о замечательном эффекте, который дает творчество, включенное в деятельность дошкольника: снимая барьеры неуверенности, оно многократно усиливает скорость овладения любой образовательной программой. Секрет в том, что в творчестве нет механизмов заучивания. Это эмоциональная деятельность обращена к личности ребенка, используя как сознательные, так и подсознательные каналы. И если не увлекаться и не превращать интерактивное оборудование из средства развития способностей в самоцель, становится очевидно, что в дошкольном детстве педагогическую ценность имеет не факт овладения ребенком тем или иным техническим средством (например, Миша умеет печатать, а Коля нет) и не результат деятельности как таковой (Миша печатает быстрее, чем Коля), а  эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (юные сочинители придумали и напечатали сказку).

Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса, привлекательная и доступная деятельность откроют дополнительные возможности для развития детей.

Независимые результаты формирования способностей дошколят делают реальной саму идею о положительном воздействии интерактивных средств в развитии познавательных и творческих способностей дошколят.

В нашем детском саду № 1 "Радуга" ГО г. Агидель мы также активно используем игровые и цифровые технологии в развитии познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста, соблюдая при этом все условия их применения.

Для этого у нас создана хорошая материально - техническая база.

Сейчас я хочу показать фрагмент занятия  с интерактивной песочницей.

(Практическая часть)

Ход занятия:

УТРО В ДЕТСКОМ САДУ (приветствие)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО !

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка            

Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я?  

Дети: Песок

Воспитатель: Правильно.

- Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? 

Дети: Да!

Воспитатель: Что же такое песок?

Ответы детей:

Воспитатель: В природе существуют горы и скалы. Когда дуют сильные ветры, идут дожди, вода попадает в трещины гор и скал. Эти горы и скалы начинают разрушаться и распадаются на маленькие кусочки. Эти мелкие частички, которые стерлись в порошок и называются песком». 

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним  

Правила игры с песком:   

1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

3. Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

4. Нельзя  вдыхать песок -   можешь задохнуться!

5. После игры с песком – помой руки!

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили! 

Воспитатель: Ребята перед вами интерактивная песочница. 

 

Упражнения «Здравствуй песок!»

(Предложить детям пересыпать сухой песок из одного стакана в другой).

Воспитатель: - Перед вами два стакана: 1 – с песком, другой – пустой. Давайте пересыплем сухой песок из одного стакана в другой.

-Ну что получается?

Дети: (Да)

Воспитатель: Значит, песок сыпучий.

- А теперь опустите в стакан с песком карандаш и поводите ею в разные стороны.

- Что происходит? (ответы детей: палочка двигается)

Да, палочка двигается, потому что песок рыхлый.

- А теперь, попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый и из сухого песка невозможно слепить куличики в отличии от влажного песка(он плотный, т.к. вода, которая содержится во влажном песке соединяет песчинки и они не рассыпаются)

Какой вывод можно сделать здесь? Песок какой? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый).  

Воспитатель:  А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками. 

Воспитатель:  Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком:   облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. 

(дети рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной, 

(дети рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой, 

(дети рисуют радугу)

Воспитатель: Сколько цветов у радуги?

Ответы детей.

Воспитатель:  Молодцы! Чего не хватает на картине?  

Дети: Солнышко.

Воспитатель: А сейчас мы нарисуем солнышко!

Желтое и жаркое. Дети  по показу воспитателя подрисовывают  глазки, носик, ротик  солнышку.

  Воспитатель:  Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием.   Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им и друг другу.

Итог занятия: Ребята, давайте мы с вами подведем итоги занятия. Что мы сегодня узнали?

Дети подводят итоги занятия.  

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Радуга" ГО г. Агидель Условия применения интерактивных средств при использовании цифровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников Воспитатель: Хайртдинова Эльза Данифовна г. Агидель , 2021г.

Слайд 2

Актуальность темы: Тема является одним из эффективных способов повышения познавательных и творческих способностей дошкольников.

Слайд 3

Цель: Выявить условия применения интерактивных средств в ДОУ.

Слайд 4

Задачи: 1.) Определение понятия «Цифровые технологии» в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников. 2.) Обобщение условий использования интерактивных средств в ДОУ.

Слайд 5

Условия применения интерактивных средств: 1.) Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей. 2.) Обращение к «детским» видам деятельности. 3.) Самостоятельность ребенка. 4.) Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. 5.) Поддержка детского творчества.

Слайд 6

Вывод: Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....