Статья. Теоретические основы формирования отношения детей к природе
статья

Калиниченко Ольга Викторовна

При разработке системы экологического образования ребенка в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта. Первый – выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда в естественной среде жизнедеятельности человека. Второй – отношения к собственным природным данным, к своему организму, включенному в систему экологических взаимодействий. Третий – как отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Следует также учитывать, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего. Исходя из этого, отношение к природе выражается в сознательных, избирательных связях ребенка с различными природными объектами и явлениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Калиниченко Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад №43»,  город Усолье-Сибирское

Воспитатель

Теоретические основы формирования отношения детей к природе

При разработке системы экологического образования ребенка в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта. Первый – выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда в естественной среде жизнедеятельности человека. Второй – отношения к собственным природным данным, к своему организму, включенному в систему экологических взаимодействий. Третий – как отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Следует также учитывать, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего. Исходя из этого, отношение к природе выражается в сознательных, избирательных связях ребенка с различными природными объектами и явлениями. Природными объектами при этом будет сама природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек, как часть природы.

Педагогу следует знать, что экологическая ответственность ребенка выражается в ряде эмоциональных состояний: беспокойство, озабоченность, старание, тревога, напряженность, волнение, сосредоточенность, сомнение и др. Экологическая ответственность как внутреннее качество, как элемент сознания есть форма принятия системы ответственной зависимости человека от природы. Она основана на разумном, глубоком понимании своих действий и осознании своей роли в конкретной экологической ситуации.

В реальной жизни эффективность формирования экологической ответственности ребенка зависит от того, насколько в учебно-воспитательном процессе будут учтены сами компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения – потребность – интересы – цели – мотивы – установки – ценностные ориентации.

Педагогу важно помнить, что потребность общения с природой может косвенно влиять и на социальные потребности ребенка и включаться в систему мотивов индивидуального поведения.

В раннем и дошкольном возрасте в процессе экологического образования на первое место должны выдвигаться гуманистические (выражающиеся в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить) и эстетические (проявляющиеся в потребности сохранять красивое) мотивы. По мере взросления ребенка выделяются гражданско-патриотические, научно-познавательные, гигиенические и экономические мотивы. Первые из них выражаются в желании приумножить богатства природы и связаны с формированием чувства долга перед обществом по охране природы; вторые – связаны с пониманием сложных связей общества, человека и природы, законов ее развития.

В процессе экологического образования детей большое внимание следует уделить позитивным и негативным сторонам эмоционального восприятия, отношения к тем или иным явлениям, ситуациям. Позитивные эмоции проявляются при расширении круга знаний о природе и ее роли в жизни человека. Эти знания способствуют возникновению у человека таких чувств, как наслаждение, радость от общения с природой, потребность пребывания в ней. В то же время отрицательное воздействие на природные объекты должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка, сопровождающиеся, в дальнейшем, выражением чувства негодования, возмущения и, в итоге, формированием необходимости защитить элементы (компоненты) природы.

Эффективность экологического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от того, как формируется мировосприятие ребенка, от чего зависит его богатство, яркость и глубина проникновения в реальные отношения человека с природой. Для ребенка данного возраста ознакомление с природой является важнейшим элементом формирования интереса и положительного отношения к природе. Восприятие природы обогащает речь ребенка, его мышление, оказывает положительное отношение на его духовный мир, физическое развитие.

Ребенку дошкольного возраста свойственно созерцательное отношение к природе, любование ее красотой и интерес к новому, неизведанному. Поэтому дети этого возраста остро реагируют на негативное отношение ко всему живому, хотя в своих личных действиях могут совершать противоречивые поступки. Эти свойства ребенка необходимо учитывать в процессе осуществления экологического воспитания и обучения.

Список литературы:

  1. Дмитриева Л.Е. Згурская Л.С. «Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста», Благовещенск, 1991 г
  2. Николаева С.Н. Общение  с природой начинается с детства», Пермь. 1992 г
  3. Соломенникова О.А «Экологическое воспитание в детском саду», Москва, 2008 г.
  4. Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду», Москва, 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования основ безопасного поведения в сфере дорожного движения у детей 7 - ого года жизни

В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспор...

статья "Теоретические основы и роль общения детей старшего дошкольного возраста"

В статье описаны теоретические основы выдающихся зарубежных и отечественных психологов в области общения, и раскрыта роль общения детей старшего дошкольного возраста в деятельности....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Статья Теоретические основы изучения развития связной речи у детей

Теоретические основы изучения развития связной речи у детей в психолого-педагогической литературе...

Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе

Статья на тему:"Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе"...

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Статья "Теоретические основы формирования социальных норм у детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются подходы к определению социальных норм в психологии и педагогике....