Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
консультация
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
Развитие связной речи
у детей
дошкольного возраста
Кобзева Марина Александровна,
учитель-логопед
2021 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи, как важного условия усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, последовательно и полно передавать услышанное, увиденное, пережитое.
Рассказывание – это сложное речевое умение. Оно тесно связано и находится в прямой зависимости от словаря ребенка, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Эти задачи должны решаться в единстве.
Для детей с нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточное понимание значения слов, дефектное произношение звуков. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слова, характеризующие качество, признаки, состояние предметов и действий употребляются мало. Дети пользуются в основном простыми предложениями. Они затрудняются в составлении развернутого пересказа по картинкам или серии картинок, затрудняются в выделении основных мыслей повествования, в определении логики и последовательности событий.
Поэтому работа по развитию описательно – повествовательной речи, т.е. формированию связной речи с детьми должна носить коррекционно–развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя речи).
Учитывая то, что занятия проводятся с детьми, имеющими речевые нарушения, развитию связной речи предшествует большая подготовительная работа по составлению предложений полного состава. Сначала простых, а потом сложных конструкций. Для решения этой задачи использую следующие приемы:
Составление предложений по картинке с опорой на вопрос:
СЛАЙД
- Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
Словесное проговаривание демонстрации действий, например, открыть коробку и достать карандаши. Один ребёнок выполняет, а другой составляет предложения.
ПОКАЗ. Закончить предложение с опорой на предметную картинку. «Светит яркое … [солнце] - (картинка).
Послушай, предложения и скажи, какое из них правильное:
Взошло солнышко, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнышко.
Послушай, предложения и исправь их: (Игра «Путаница»)
Сосна села на сову.
Стол постелили на скатерть.
СЛАЙД. Составление предложений по картинкам или, по опорным словам, (Игра «Собери предложение»): Самолёт, небо, летит, высоко.
СЛАЙД. Сравнение предметов. Предлагаю ребёнку две картинки. Затем прошу рассказать о них: чем они отличаются и что в них общего (второе обычно дается детям значительно труднее). Можно усложнить, собрать картинку, а потом сравнить.
СЛАЙД. Пересказ литературных текстов. Содержание занятий обусловлено тематическим планированием. По каждой теме запланированы и подобраны тексты для пересказа, максимально насыщенные изучаемым звуком. При изучении темы «Звук и буква Л», использую адаптированный текст рассказа Л.Н. Толстого «Галка и кувшин». Для закрепления звуков ж и ш, рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Звук р, закрепляется в рассказе К.Д. Ушинского «Рыжик».
СЛАЙД. Рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. На своих занятиях я использую игру «Подбери слова к рассказу». Дети читают слова и откладывают только те, которые подходят по теме к картинке. Затем составляют рассказ, используя эти слова. Например, к сюжетной картинке «Зима» подходят слова: лед, снег, санки, лыжи, горка, коньки, снеговик.
СЛАЙД. При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, в занятия обязательно включаю логические упражнения:
- расстановка картинок в логической, временной последовательности;
- восстановление специально пропущенного звена;
- придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говорю».
СЛАЙД. При обучении составлению рассказа по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяю рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета, формы. Наглядной опорой может служит план-схема для составления рассказа-описания.
СЛАЙДЫ-ВИДИО. Например, в игре «Магазин игрушек» один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить магнитная доска или игровой уголок «магазин». Покупатель, не называя предмета, описывает его: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает. Данная игра развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий.
При составлении рассказа, по опорным словам, и предложениям ребёнку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козлёнка. Белый козлёнок говорит…». Далее ребёнку зачитываются слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».
Рассказы по воображению. Придумывание конца рассказа, начатого логопедом: «Во дворе, сидел скворец. Вдруг появился кот Васька. Он увидел скворца ...». А что случилось дальше, дети должны придумать сами.
Придумывание начала по концу рассказа: «… бегала, бегала лиса за зайцем, так и не поймала. А дети с полными корзинками вернулись домой».
Таким образом, логопедическое воздействие при устранении нарушений речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Опыт работы:"Развитие связной речи дошкольного возраста (в общении, игре)
возрастные осоьенности детей...
Тематический перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи старший возраст.
Лексическаятема Формирование словаря и грамматического строя Связная речь...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольного возраста»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 5-6 лет....
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....
- Мне нравится (1)