Проект " Русская матрешка"
проект (средняя группа)

Стрелец Наталья Владимировна

Создание условий для развития воображения и художественно -  творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - Матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Русская – матрешка»

Возраст детей: средняя группа 4 – 5 лет.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

 

Цель проекта: создание условий  для развития воображения и  художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления  с русской народной игрушкой  - матрешкой.

Задачи проекта: приобщать к истокам духовной культуры русского народа:

  • формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
  • формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  • способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной  творческой деятельности;
  • развивать творческие и познавательные способности;
  • речевые умения и мелкую моторику рук;
  • обогащать словарный запас детей.

Актуальность.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий  русский педагог К. Д. Ушинский  писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной,  не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития  духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

1ЭТАП:  подготовительный  

(рождение проблемы разработка проекта).

Дети,  играя  матрешками в группе, заинтересовались, почему  в одной матрешке прячутся ее сестренки, кто придумал матрешку, как матрешку  делают и обратились с данными вопросами к воспитателю.

Воспитатель предложила детям поговорить о русских народных игрушках. Дети называли им знакомые народные игрушки из глины, дерева, соломы.   (Рассматривание игрушек)

Воспитатель спрашивает у детей, где они могут найти ответы на интересующие вопросы. (Ответы детей: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть по телевизору,  в интернете, прочитать в книгах, спросить у бабушки)

Деревянная игрушка, ставшая символом России. Сказка, предание, миф и легенда, воплощенная в дереве. Русская матрешка, самая известная игрушка в нашей стране. Что значит она для нашего народа? Почему так называется?

Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

План  проекта «МАРТЕШКИ»:

  1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки»
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.
  3. Обсудить с  родителями проблему.
  4. Определить пути решения.

                   

                  2  ЭТАП:  Практическая часть

1. Организация ООД в режимных моментах.

* «Русская народная игрушка – матрешка»  (познавательная, продуктивная – раскрашивание матрешек в разных техниках, аппликация, рисование, лепка).

*  «Деревянные игрушки» (познавательная, продуктивная);

* «Составление сказок о матрешке» (коммуникация, чтение художественной литературы);

2. Оформление в группе  выставки  «Матрешки».

3. Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».

4. Разучивание стихотворений,  песен и частушек о матрешке.

5.Создание альбома «Матрешки бывают разные»

6.Совместная выставка с родителями «Семейная матрешка».

7.Изготовление книжек – малышек «Мы красавицы – матрешки».

8.Создание мини – музея «Матрешки».

9.Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».

10.Беседы с детьми.

               3 ЭТАП: заключительный  ( подведение итогов)

Презентация проекта

  • Развлечение: «В гостях у матрешки».
  • Наши результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов.
  • Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку».
  • Оформлен мини – музей «Матрешки».
  • Оформлена выставка совместно с родителями «Семейная матрешка».
  • Проведено развлечение «В гостях у матрешки»
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

В ходе проектирования:

- дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек  существуют;  какими ремеслами знаменита Русь;

- дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

-дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной         инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- дети готовы  к индивидуальному самовыражению;

- дети совершенствуют мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевая паутинка проекта "Русская матрешка"

Сетевая паутинка проекта , для первой младшей группы...

Проект "Русская матрешка"

Презентация проекта «Русская матрешка»Представляет: Стрельникова Юля, Гришина Женяруководитель: Александрова Л.С. Нельзя считать себя культурным человеком, не зная своих корней и традиций. Поэто...

Проект "Русская матрешка"

В этом проекте рассказывается о приобщении детей с ранего возраста к истокам русского народного творчества через народные игры, знакомство с  русским фольклором и с использование его для развитие...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"

Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

проект "Русская матрешка"

Проект "Русская матрёшка" для детей подготовительной группы....

Проект русская матрешка

У детей нет представления о матрешке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, кторорый бы побуждал к дальнейшему познанию....

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....