Проект "Организация и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
ПРОЕКТ
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Группа «Зайчата»
Авторы проекта:
Суворова Полина Александровна,
Пчелкина Ирина Александровна,
воспитатели МБДОУ № 46
2019 год
Актуальность
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Выявление проблемы:
Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты не позволяет в полной мере обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- образовательной программы дошкольной организации с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Цель: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- обогатить РППС (приобрести необходимую мебель, маркеры игрового пространства, оборудование, игры и игрушки);
- привлечь внебюджетные средства;
- использовать помощь администрации ДОО, родителей воспитанников группы;
- соблюдать принципы организации РППС.
Принципы построения РППС:
- безопасность (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно – эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности);
- содержательная насыщенность (включающая средства обучения (в т.ч. технические), материалы (в т.ч.расходные) инвентарь, игровое, спортивное и оздоравливающее оборудование, которые позволят обеспечить различные виды деятельности детей их эмоциональноеблагополучие во взаимодействии с предметно- пространственным окружением, возможность самовыражения);
- трансформируемость (обеспечивающая изменения в зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. меняющихся интересов и возможностей детей);
- полифункциональность (разнообразность использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды);
- вариативность (свобода в выборе детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения,как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свобода в выражении своих чувств и мыслей.);
- доступность (обеспечивающая свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности).
Вид проекта:
По составу участников – групповой (администрация учреждения, воспитатели, родители).
По целевой установке – практико-ориентированный.
По срокам реализации – долгосрочный (3 года).
Прогнозируемый результат: оснащение групповой комнаты в соответствии с ФГОС ДО.
Изменения, которые необходимо внедрить в практику группы «Зайчата» при создании РППС в соответствии с ФГОС:
№ п/п | Элементы работы, подлежащие доработке | Перечень новых идей, содержащихся в стандарте, которые предстоит освоить в процессе реализации проекта |
Организация предметно – пространственной среды в группе | Деление группового пространства на зоны. Пересмотр подходов к созданию центров активности и зоны уединения. Изменение подходов к оформлению группового пространства и приёмного помещения (тематическое оформление). Совершенствование условий для профессионального развития воспитателей. | |
Насыщение РППС (мебель, маркеры игрового пространства, оборудование, игры и игрушки) | Использование трансформеров, маркеров игрового пространства. Насыщение среды материалами для исследовательской деятельности, экспериментирования, развития детской активности и любознательности. Создание паспорта группы с перечнем имеющегося оборудования, материалов и создание плана по приобретению недостающего оборудования. | |
Деятельность воспитателей по оснащению РППС группы | Оснащение центров развития в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной образовательной программы. Формирование представления о том, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. |
Особенности организации РППС для игровой деятельности:
- среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей;
- игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым;
- дети должны иметь возможность участвовать в обновлении игровой среды.
Особенности организации РППС для познавательной деятельности:
- среда должна быть насыщенной;
- предоставлять возможность ребенку для активного исследования и решения задач;
- содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорного опыта, наборы для экспериментирования).
Особенности организации РППС для физического развития:
- стимулирование физической активности детей, присущее им желание двигаться, познавать;
- побуждать к подвижным играм(возможность использовать игровое и спортивное оборудование);
- игровая площадка должна предоставлять возможность для развития крупной моторики;
- игровое пространство(как на площадке, так и в помещении должно быть трансформируемым(меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности.
Формирование самостоятельности, ответственности, инициативности у детей в условиях среды:
- среда должна быть вариативной (состоять из мастерских, исследовательских площадок, студий, библиотечек, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию;
- среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель;
- дети должны чувствовать, что образовательная ситуация в группе будет строиться с учетом детских интересов.
Алгоритм работы над проектом:
- Изучение литературы, интернет ресурсов;
- Анализ РППС группы «Зайчата»;
- Построение плана изменений РППС группы «Зайчата» в соответствии с ФГОС ДО;
- Реализация плана совместно с участниками проекта (администрация учреждения, воспитатели, родители);
- Анализ проделанной работы.
Примерный перечень оборудования и материалов
Игровая деятельность
Тип материала | Наименование | Количество на группу (ФГОС ДО) | Количество на группу (ФАКТ) |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные | 2 (разные) | 1 |
Куклы средние | 6 (разные) | 3 | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 2 (разные) | 0 | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 6 (разные) | 3 | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см) | 20 (разные) | 18 | |
Набор кукол: семья | 1 | 1 | |
Набор кукол: сказочные персонажи | 2 (разные) | 0 | |
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см) | 10 (разные) | 10 | |
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие) | 10 (разные) | 5 | |
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см) | 2 (разные) | 2 | |
Плащ-накидка | 3 (разные) | 1 | |
Фуражка/бескозырка | 3 | 1 | |
Каска | 2 | 1 | |
Набор масок (животные; сказочные персонажи) | 20 (разные) | 15 | |
Игрушки – предметы оперирования | Набор чайной посуды, крупный | 1 | 1 |
Набор чайной посуды, средний | 2 | 1 | |
Набор кухонной посуды | 2 | 1 | |
Молоток | 1 | 3 | |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 | 5 | |
Грузовик, крупный | 1 | 1 | |
Тележка-ящик, крупная | 1 | 1 | |
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров | 5 (разные) | 5 | |
Машина скорой помощи средних размеров | 1 | 1 | |
Подъемный кран, крупный | 1 | ||
Набор: железная дорога (средних размеров) | 1 | 1 | |
Кораблики, лодки, самолеты средних размеров | по 1 каждого наименования | 3 | |
Автомобили мелкие | 10 (разные) | 10 | |
Кукольная коляска средних размеров (складная) | 2 | 2 | |
Набор медицинских принадлежностей | 2 | 2 | |
Полосатый жезл | 1 | 1 | |
Весы | 1 | 1 | |
Часы | 2 (разные) | 1 | |
Телефон | 3 | 1 | |
Подзорная труба, бинокль | 2 | 0 | |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 5 (разные) | 3 | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол, крупный | 1 | 1 |
Кукольная кровать или диванчик | 1 | 1 | |
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная) | 1 | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 2 | 1 | |
Универсальная складная рама/ширма (30-50 см высотой) | 1 | 2 | |
Трехстворчатая ширма/театр (70 см) | 1 | 1 | |
Кукольный дом (для кукол среднего размера) | 1 | 0 | |
Бензозаправочная станция-гараж (для мелких автомобилей) | 1 | 0 | |
Ландшафтный макет | 1 | 0 | |
Светофор | 1 | 1 | |
Тематические строительные наборы:
| 1 | 1 | |
1 | 0 | ||
1 | 0 | ||
Полифункциональные материалы | Объемные модули, крупные, разных форм | 10 | 0 |
Крупный строительный набор | 1 | 1 | |
Крупный кнопочный конструктор | 1 | 0 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | 1 | |
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 | 1 | |
Для игр на ловкость | Настольная игра «Поймай рыбку» | 1 | 1 |
Кегли (набор) | 1 | 1 | |
Кольцеброс (напольный) | 1 | 0 | |
Мячи разного размера | 7 | 3 | |
Для игр на развитие зрительного восприятия | Лото с картами из 6-8 частей | 6 (разные) | 3 |
Настольные печатные игры (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка) | 3 (разные) | 2 |
Продуктивная деятельность
Тип материала | Наименование | Количество на группу (ФГОС ДО) | Количество на группу (ФАКТ) |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | на каждого ребенка | + |
Набор фломастеров (12 цветов) | на каждого ребенка | - | |
Набор шариковых ручек (6 цветов). | на каждого ребенка | + | |
Цветные восковые мелки (12 цветов) | на каждого ребенка | + | |
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на каждого ребенка | + | |
Круглые кисти | на каждого ребенка | + | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15x15) | на каждого ребенка | + | |
Для лепки | Глина, подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка | - |
Пластилин | 3 коробки на одного ребенка | _ | |
Доски (20x20) | на каждого ребенка | + | |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 2 шт. на каждого ребенка | + | |
Стеки разной формы | 3 набора на группу | + | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30), для вытирания рук во время лепки | на каждого ребенка | + | |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | на каждого ребенка | + |
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией | на каждого ребенка | + | |
Щетинные кисти для клея | на каждого ребенка | + | |
Подставки для кистей | на каждого ребенка | + | |
Розетки для клея | на каждого ребенка | + | |
Подносы для форм и обрезков бумаги | на каждого ребенка | + | |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | на каждого ребенка | + | |
Для конструиро-вания | Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы | один на группу | + |
Комплект больших мягких модулей | один на группу | - | |
Конструкторы, позволяющие и мальчикам, и девочкам без особых трудностей и без помощи взрослых проявить свое творчество | 4 на группу | + | |
Конструкторы из серии «LEGO» («город», «железная дорога») | 3 набора | + | |
Конструкторы для игр с песком и водой | 2 | 1 | |
Набор мелкого строительного материала, включающий основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) | на каждого ребенка | - | |
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 5 на группу | + | |
Коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др. | 2 на группу | - | |
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) | 5 на группу | + | |
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. | 5 на группу | + | |
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) | 5 на группу | - | |
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи | на каждого ребенка | + |
Познавательно-исследовательская деятельность
Тип материала | Наименование | Количество на группу (ФГОС ДО) | Количество на группу (ФАКТ) | ||
Объекты для исследования в действии | Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров) | 1 | 1 | ||
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины) | 1 | 1 | |||
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей) | 6 (разные) | 0 | |||
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей) | 6 (разные) | 3 | |||
Наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака) | 3 (разные) | 1 | |||
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов) | 2 | 1 | |||
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами | 2 | 1 | |||
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) | 1 | 0 | |||
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект) | 1 | 0 | |||
Часы с круглым циферблатом и стрелками | 1 | 1 | |||
Счеты напольные | 1 | 0 | |||
Набор волчков (мелкие, разной формы) | 1 | 0 | |||
Вертушки разного размера | 4-5 | 2 | |||
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные) | 10 (разные) | 5 | |||
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов) | 6 (разные) | 3 | |||
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов) | 3 (разные) | 0 | |||
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3 (разные) | 1 | |||
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки | 1 | 1 | |||
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций | 1 | 1 | |||
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. | по 1 набору каждой тематики | 6 | ||
Наборы парных картинок типа лото из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) | 6 | 3 | |||
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) | 10 (разные) | 5 | |||
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1 -2 признакам (логические таблицы) | 2 (разные) | 3 | |||
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) | 2 (разные) | 2 | |||
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) | 10 (разные) | 3 | |||
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) | 2 (разные) | 2 | |||
Сюжетные картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата | 20 | 12 | |||
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) | 4 (разные) | 3 | |||
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) | 8 (разные) | 3 | |||
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) | 8 (разные) | 5 | |||
Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 20 разных видов | + | |||
Групповая библиотека (иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера) | 1 | + | |||
Набор кубиков с буквами и цифрами | 1 | + | |||
Набор карточек с изображением предмета и названием | 1 | + | |||
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами | 1 | + | |||
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями | 1 | + | |||
Кассы настольные | 4 | + | |||
Магнитная доска с набором магнитов | 1 | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...
Проект «Инновационные подходы и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колобок» в соответствии с ФГОС ДО
Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образован...
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна»....
"Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды в группах"
Доклад на методическое объединение...