«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
статья
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_ustn.narod_.tvorchestva_na_razv.rechi_detey.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
Раннее дошкольное детство – очень важный этап в развитии личности каждого человека. В возрасте до пяти лет ребенок обладает богатейшими способностями познавать окружающий его мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети начинают овладевать речью, родным языком. Это время характеризуется появлением языкового чутья.
Неоспоримое влияние на развитие речи маленьких детей имеет приобщение их к произведениям устного народного творчества – потешкам, прибауткам, сказкам, песенкам, колыбельным, считалкам, пословицам, поговоркам, загадкам.
Устное народное творчество - это богатство и украшение нашей речи. Оно создавались народом и передавались из уст в уста на протяжении многих сот лет. Первое знакомство малыша со стихотворными текстами начинается с песенок и потешек. Их ласковые напевные слова отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона, обогащают словарный запас.
Существует огромное количество потешек , которые можно использовать в разных ситуациях. При умывании : «Водичка, водичка, Умой мое личико……». При одевании: «Вот они сапожки, Этот с правой ножки……». Во время приема пищи: «Умница,Катенька! Ешь кашку сладеньку!.....».
Иногда действия по уходу за ребенком не доставляют удовольствие самому малышу. Тогда своевременное эмоциональное звучание потешек и песенок может превратить, например, нелюбимое девочками расчесывание и заплетание кос , в волшебный ритуал: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…..». Особенно много радости доставляют детям игры со взрослым. В народном творчестве множество игровых песен. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. ( « - Кисонька-мурысонька, Где ты была?Намельнице……..»)
Потешки и игровые ситуации легко могут помочь справиться с детскими капризами. Они отвлекут ребёнка, заинтересуют и переключат его внимание :
«Стуки-стуки, глянь в ворота – Верно в гости едет кто то!.......»
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.Слова разные по смыслу, но отличающиеся лишь одним звуком ( пальчик-мальчик, ел-пел, наша –Маша ), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и этот подчеркивает особенности каждого из них.
Выразительно проговаривая или пропевая потешки и песенки взрослые развивают фонематический слух малыша, формируют его способность улавливать тонкие звуковые различия ,подготавливают своего ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, часто слышатся в песенках :
«Ладушки, ладушки, «Чики,чики,кички
Где были? – У бабушки. Березовыелычки!
Что ели? – кашку……» Летели две птички собой невелички….»
Благодаря многообразию забавных звуковых сочетаний, дети начинают играть словами и звуками, чувствуя интуитивно выразительность и красоту звучания русской речи.
Сказки, поговорки и загадки развивают у детей мышление, воображение, сообразительность, эмоциональное восприятие окружающего мира. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать их игру, развивают способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.
Воспитание ребенка на произведениях устного народного творчества дает ему возможность пройти путь от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих и успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Устное народное творчество является важным источником нравственного воспитания детей. Русские народные произведения пробуждают в ребенке чувства симпатии, сопереживания, любви не только к людям, но и ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребёнка. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость, жадность и щедрость. Давая положительную или отрицательную оценку героям сказок, дети анализируют поступки, совершённые персонажами. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в определенной ситуации.
Знакомство детей с разными фольклорными жанрами обогащает речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствует воспитанию детей на народной мудрости, в игровой форме учит их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...
план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...