Методическое сопровождение молодого педагога в МАДОУ
методическая разработка

В документе представлен пан методического сопровождения молодого педагога в МАДОУ на один учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №269»

(МАДОУ «Детский сад №269»)

Методическое сопровождение молодого педагога

на 2020-2021 учебный год

Подготовила:

Анисимова Л.Л.,

Воспитатель

Барнаул 2020

Методическое сопровождение молодого педагога в МАДОУ

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.

В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодого специалиста, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов.

Особенностью труда начинающих педагога является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В связи с этим мы определили цель и основные задачи работы с молодым педагогом.

Цель:  создание в МАДОУ условий для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

  • Адаптация молодого специалиста к условиям осуществления трудовой деятельности;
  • Создание условий для становления квалифицированного и компетентного работника;
  • Оказание моральной и психологической поддержки молодому специалисту в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

Ожидаемый результат от наставничества:

  • Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;
  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;
  • Создание индивидуального стиля в работе;
  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;
  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;
  • Потребность в непрерывном самообразовании;
  • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
  • Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества и регламентируются следующими локальными документами:

Положение о наставничестве;

План работы с молодым специалистом;

Индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

Всю систему методической работы с молодыми специалистами мы разделили на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический.

На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно - образовательного процесса в группе.

Нами используются авторские методики:

  1. на определение педагогической стрессоустойчивости и эффективности работы педагога стажиста;
  2. на определение совместимости педагогов для кадрового подбора в группу;
  3. для выявления типологии личности. 

Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.

Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.

II этап – реализационный, включающий в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты.

По итогам проведения диагностического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.

В нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:

Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.

На семинарах - практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».

«Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.

Составление «Портфолио» – позволяет накапливать индивидуальные образовательные достижения, стимулирует к саморазвитию, помогает освоить технологию работы с портфолио.

В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Используем дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.

Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного

Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.

В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет показать воспитательно-образовательную работу, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию.

III этап – аналитический.

На данном этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Для отслеживания динамики и результативности использованных форм и методов мы применяем те же диагностические приемы и задания, которые были выбраны на первом этапе. Результаты так - же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа производится самоанализ и рефлексия деятельности наставника за прошедший год, подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.

Подводя итоги, мы можем отметить, что работа с молодыми специалистами помогает нашему коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного педагогами нашего дошкольного учреждения.

Вместе с тем, мы сделали для себя открытие, что начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулировать наставников к повышению уровня педагогической компетентности. Тем самым, в тесном сотрудничестве решаются задачи по наставничеству и по совершенствованию стажистов.​​​​​​​

План работы

наставника Л. Л. Анисимовой

с молодым педагогом Л. А. Карачковой

на 2020 – 2021 учебный год

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для МАДОУ

Оформление документации группы

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

Мониторинг детского развития.

Подбор диагностического материала.

2.

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию.     Родительское собрание

Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность МАДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.

Октябрь

3.

Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника.

Ноябрь

4.

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом установления контактов с семьей воспитанников.

Подготовка к новогодним мероприятиям.

Посещения НОД и режимным моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.

Декабрь

5.

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами МАДОУ.  

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность МАДОУ.

Январь

6.

Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.         Использование современных технологий в воспитательном процессе.      

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Февраль

7.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов  для родителей.

Март

8.

Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников.

Причины возникновения  конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе  педагогической деятельности.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста(совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Апрель

9.

Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Проведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического сопровождения молодого педагога

Программа педагогического сопровождения молодого педагога...

Проект по теме: «Методическое сопровождение развития кадрового потенциала МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Консультация для старших воспитателей "Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ"

Методическое сопровождение имеет большое значение в становлении  молодого педагога, и является приоритетным направлением  деятельности методлической службы, которая занимает особое место в с...