Кружок
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 227»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театр – волшебная страна»
г. Ярославль
УТВЕРЖДЕНА «___»_____________20___г. на педагогическом совете МДОУ «Детский сад № 227» |
Составитель: Алиева Е.С., Кованова С.В., воспитатели МДОУ «Детский сад №227»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр – волшебная страна», 2018 г., 9 страниц.
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми.
Пояснительная записка
«Театр – волшебная страна,
в которой ребёнок радуется,
играя, а в игре он познаёт мир»
С. И. Мерзлякова
В современной дошкольной педагогике и психологии сегодня наиболее остро стоит проблема взаимосвязи личности и творчества. Педагогическая наука рассматривает личность ребёнка дошкольного возраста с точки зрения её потребности в собственном преобразовании средствами игровой деятельности. Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.
В настоящее время педагоги обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Сегодня в дошкольных учреждениях уже не усматривается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет основу процесса воспитания.
Театрализованная деятельность близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе ее лежит игра. Кружок «Театр – волшебная страна» имеет творческую направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний о театрализованной игре, как об одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей и творческие способности.
При изучении тем, предусмотренных рабочей программой кружка «Театр – волшебная страна», развиваются следующие области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, безопасность, труд, физическая культура.
Программа «Театр – волшебная страна» разработана на основе программы «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и направлена на развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
Цель работы кружка «Театр – волшебная страна» заключается в развитии творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Работа кружка направлена на решение следующих задач:
1. Формировать у детей 4-5 лет умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для его воплощения.
2. Способствовать систематизации знаний детей о театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3. Развить у дошкольников интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемыми результатами работы кружка «Театр – волшебная страна» являются:
- Получение детьми представления о театре, театральной культуре;
- Приобретение умения различать разновидности видов театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.);
3. Умение пользоваться некоторым приемам и манипуляциям, применяемым в знакомых видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол, марионетки.
4. Понимание эмоциональных состояний героев, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
5. Умение разыгрывать представления, инсценировки с использованием средств выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); умение выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Методы, используемые для реализации работы кружка «Театр – волшебная страна»
Словесные методы:
- чтение сказок;
- проведение диалогов с детьми о прочитанном.
Наглядные методы:
- просмотр детских спектаклей на экране;
- инсценировка сказок.
Игровые методы:
- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);
- подвижные игры.
Практические методы:
- организация художественной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка;
- проведение занятий по ритмопластике;
- кукловедение.
Для выявления результатов реализации программы кружка «Театр – волшебная страна» проводится диагностика два раза в год: входящая - в сентябре, итоговая - в мае с использованием тестовых заданий.
В структуре изучаемой программы кружка выделяются следующие разделы:
- Введение в программу.
- Основы театральной культуры.
- Ритмопластика.
- Театрализованная игра.
Изучение программы кружка «Театр – волшебная страна» завершается постановкой спектакля.
Разделы программы построены в соответствии с тематическим планом МБДОУ №165 «Детский сад общеразвивающего вида».
Кружок работает в течение учебного года с октября по май, один раз в неделю – четверг. Количество детей, посещающих кружок 25 человек, занятия проходят по подгруппам. Возраст детей от 4 до 5 лет.
Тематический план кружка «Театр – волшебная страна»
№ | Тема | Кол-во занятий | Сроки |
1. | Введение в программу «Давайте познакомимся» | 2 | Октябрь |
2. 3. 4. 5. 6. | «Что такое театр?» «Театр – особое царство» «Сказки из сундучка» «Тишина! Идёт спектакль!» «Всё о театре» | 2 2 1 2 1 | Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь |
7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Ритмопластика «Фантазёры» «В зоопарке» «Далёкое путешествие» «Угадай-ка» «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?» «Сценки-малышки из знакомой книжки» | 1 2 2 1 2 1 | Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль Февраль |
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Театрализованная игра «Удивительный мир кукол» «Сказки на столе» «Куклы на сцене» «Весёлые зверушки» «Вот как я умею» «Театральная разминка» «Игра в спектакль» | 2 2 1 1 2 2 2 | Март Март Апрель Апрель Май Май Май |
Содержание работы кружка
№ | Тема | Задачи | Содержание | Методы |
1 | «Давайте познакомимся» | Знакомство с театром | Правила поведения в театре | Рассказ воспитателя о театре. Показ картинок. |
2 | «Что такое театр?» | Знакомство детей с видами театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки | Понятия различных видов театров | Демонстрация картинок с разными видами театров. Изучение игрушек. |
3 | «Театр – особое царство» | Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография. | Понятие различных видов искусства | Чтение сказок. Рисование. Прослушивание музыкальных произведений. |
4 | «Сказки из сундучка» | Изучение театральной профессии: гример, костюмер, актёр. | Понятие театральных профессий | Демонстрация приспособлений для грима. Участие детей в костюмировании. |
5 | «Тишина! Идёт спектакль!» | Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете. | Понятие театрального этикета | Обучающие подвижные игры. Беседа о вежливости. Демонстрация картинок о поведении. |
6 | «Всё о театре» | Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов. | Понятие организации театра | Рисование. Аппликация. Изучение картинок. |
7 | «Фантазёры» | Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог». | Понятие театральной ритмопластики | Показ движений. Демонстрация мимики лица при помощи различных масок. Демонстрация голосов с помощью проектора. Диалог с детьми. |
8 | «В зоопарке» | Изучение музыкально-образных характеристик животных, птиц. | Изучение животных и птиц в музыке и живописи | Прослушивание музыкальных произведений с голосами птиц и животных. Отгадывание животных на картинках. Показ разных животных с помощью пластики рук. |
9 | «Далёкое путешествие» | Изучение имитации повадок животных. | Поведение животных | Загадывание загадок о животных. Показывание картинок разных животных. |
10 | «Угадай-ка» | Знакомство детей с эмоциями: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление. | Понятие эмоций у человека | Наблюдение за эмоциями мультипликационных героев. |
11 | «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» | Знакомство детей с содержанием сценической профессии. | Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи. | Участие детей в постановке сказки. Построение диалога между детьми. |
12 | «Сценки-малышки из знакомой книжки» | Ознакомление детей со сценической постановкой. | Понятия режиссёр, декоратор. | Обыгрывание небольших по объёму сценок. |
13 | «Удивительный мир кукол» | Обучение детей кукловодческой деятельности | Понятие и виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». | Показ способов игрового действия с куклами. |
14 | «Сказки на столе» | Обучение способам действия в настольном театре. | Понятие настольного театра. | Демонстрация сценок с участием детей. |
15 | «Куклы на сцене» | Изучение возможностей театральной ширмы. | Назначение и удобство театральной ширмы. | Проведение игр в театре теней. |
16 | «Весёлые зверушки» | Изучение актерского мастерства | Знакомство с элементами актёрского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки. | Подвижны игры с подражанием героям русских народных сказок |
17 | «Вот как я умею» | Развитие мимики и жестов у детей | Проведение этюдов на развитие мимики и жестов. | Артикуляционная гимнастика. |
18 | «Театральная разминка» | Формирование речевого аппарата у детей | Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. | Речевые скороговорки. Рассказ детей о своих домашних животных. Дыхательная гимнастика. |
19 | «Игра в спектакль» | Постановка драматизации «Кто сказал: «Мяу?». | Подготовка детей к постановке драматизации. | Проведение драматизации |
Список литературы
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Театрализованная деятельности в детском саду. / Е.А. Антипина. – Москва : СФЕРА, 2009. – 457 с.
- Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст] / А.Н. Брызгалова. – Москва : ЮНИПРЕСС, 2006. – 176 с.
- Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст] : методическое пособие / Т.А. Гайворонская. – Москва : Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. 2-5 лет [Текст] : методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н.Ф. Губанова. – Москва : ВАКО, 2011. – 256 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 2004. – 127 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – Москва : Сфера, 2001. – 128 с.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова. - Москва, 2000. – 148 с.
- Родина М.И. Кукляндия [Текст] : учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности / М.И. Родина, А.И.. Буренина. – Москва : Музыкальная палитра, 2008. – 112 с.
- Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / под ред. О. Ф. Горбуновой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c. – URL: http://fusionpiter.ru/articles/theatre-activity.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар [Электронный ресурс] / Э.Г. Чурилова. – Москва : Владос, 2000. – 10 с. – URL: http://static.my-shop.ru/product/pdf/89/886686.pdf.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...