Кружок "Познание - сила"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Работакружка "Познание - сила" направлена на:  

  1. Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей.
  2. Создание условий для развития познавательных способностей: объединений обучающих и развивающих воздействий на ребенка.
  3. Преемственность и усложнение заданий и упражнений для развития познавательных способностей за счет введения материала увеличивающейся сложности.
  4. Повышение производительности и сознательности при овладении приемами и методами, способствующими развитию познавательных способностей у детей.
  5. Использование с учетом возрастных психологических особенностей эффективных методов и приемов формирования познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_poznanie-sila.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Прогимназия

Саратовская область

г.Маркс

Познание - сила

(кружковая работа)

                                                          Подготовила: воспитатель

                                                              Кухаева Наталья Николаевна

                                                     

Принципы работы в группе

  1. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  2. Занятия проходят в игровой форме
  3. Осторожный подход к игровым ситуациям, связанным с конкуренцией.
  4. Сочувственное эмоциональное одобрение взрослого, передающееся детям и располагающее к проявлению доброты, сочувствия и дружелюбия.
  5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
  6. Постепенность развивающе-коррекцинного процесса, без ускорения развития необходимых качеств. Отсутствие давления на ребенка в выполнении деятельности.

Задачи кружка

  1. Комплексный подход к формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей.
  2. Принцип единства развития психических процессов (познавательных компонентов способностей).
  3. Создание условий для развития познавательных способностей: объединений обучающих и развивающих воздействий на ребенка.
  4. Преемственность и усложнение заданий и упражнений для развития познавательных способностей за счет введения материала увеличивающейся сложности.
  5. Повышение производительности и сознательности при овладении приемами и методами, способствующими развитию познавательных способностей у детей.
  6. Использование с учетом возрастных психологических особенностей эффективных методов и приемов формирования познавательных способностей.

Основные методы

  1. Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные.
  2. Дидактические игры, развивающие игры.
  3. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
  4. Чтение художественных произведений.
  5. Беседы.
  6. Рассказ взрослого и рассказы детей.
  7. Дискуссии.
  8. Свободное и тематическое рисование.

     Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю. Диагностические исследования проводятся до занятий в кружке и после с помощью методик:

  1. Методика «Четвертый лишний»
  2. Методика «Разрезные картинки»                                                                    
  3. Методика «Корректурная проба»  
  4. Методика «Запомни картинки»                                                                  
  5. Методика «10 слов»
  6. Методика «Слова»
  7. Методика «Нарисуй что-нибудь»
  8. Методика «Домик»
  9. Мотивационная готовность
  10. Исследование умений действовать правилу
  11. Исследование уровня развития логического мышления
  12. Тест «К. – Ирасика»:

А) имитация написанного текста;

Б) срисовка группы точек;

В) рисование мужской фигуры

13. Исследование тонкой моторики пальцев рук «Монометрический тест»

        



Примерные игры и    упражнения для развития познавательных способностей

Название игры

Цель игры

1

«Изучаем мир вокруг»

Несколько игрушек  (до10) надо расставить в комнате так, чтобы они не бросались в глаза. Взрослый начинает рассказывать о какой-либо игрушке: какая она, какого цвета, из чего сделана, какой формы. Ребенок может задавать вопросы, а затем отправляется на поиски этой игрушки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут все игрушки.

Развивать восприятие и внимание

2

«Составь картинку»

Взять две одинаковые открытки или картинки. Одну оставить целой другую разрезать на 4 части, затем, перемешав их, попросить ребенка собрать картинку по образцу. Можно усложнить задание, убрав эталон или разрезать картинку на большее количество частей (5,6 и т.д.)

Развивать восприятие

3

«Угадай, кто я?»

Взрослый или ребенок жестами или звуками изображает какой-либо предмет: поезд, чайник, собака, кошка и т.д.

Развитие воображения

4

«Укрась слово»

Предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову: Осень (какая она?)…, дом (какой он?)…, зима (какая она?)…, бабушка (какая она?)..., мама (какая она?)…,игра (какая она?)…

Развитие воображения

5

«Заучивание стихов»

Разучивание с ребенком небольших четверостиший

Развитие слуховой памяти

6

«Расставь точки»

В течение 2-3 секунд ребенку показывают картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем картинка прячется, а ребенок должен воспроизвести расположение точек в квадратах. Например:

.

.

.

.

Развитие зрительной памяти

7

«Будь внимательным»

С разными интервалами взрослый дает команды: «Зайчик», «Цапля», «Лошадка». Ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами. Перед игрой с ребенком выучивают выполнений движений

Развитие внимания

8

«Зеркало»

Ребенку надо встать перед взрослым и повторять, что он делает: шагает, поднимает руки и т.д.

Развитие внимания

9

«Подбери слова»

Попросить ребенка подобрать слова, противоположные по значению: тонкий-…, грязный-…, чужой-.., низ-…, плохой-… и т.д.

Развитие мышления

10

«Как все это  называется?»

Назвать детям приведенные ряды слов и затем спросить, как можно назвать эти предметы одним словом. Можно предложить ребенку продолжить эти ряды слов. Окунь, карась - …, огурец, помидор - …, июнь, июль -…, кастрюля, ложка -…, кукла, мяч -…,сапоги, туфли … и т.д.

Развитие мышления

Занятие 1

Цель: развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз. Развитие внимание, формирование представлений о цвете. Развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию  непрерывных линий.

Ход занятия:

1.Соедини точки карандашом

     Перед ребенком выкладываются 5 картинок, и задается вопрос: «Какая картинка тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы взрослого: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось?...(то или иное изображение)? Ребенок выполняет задание. Взрослый напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой – рисовать.

     После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.

2.Дорисуй по образцу

     Ребенку поочередно предлагают задания.

     «Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать…(пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и полоски у котенка). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.

     Если он затрудняется в выполнении задания, то взрослый предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.

3.Раскрась по образцу

     Взрослый поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и

так, как на демонстрируемой картинке.

 

4.Физкультурная минутка

     Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.

5.Карандашом укажи  путь

     Взрослый говорит: «Помоги Маше дойти до школы. Где Маша?.. А где школа?.. Как  Маше дойти до школы?.. По какой дороге?».

     Затем ребенок берет карандаш и, не отрывая руки, выполняет это задание.

6.Итоги занятия

     В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше всего понравилось? В свободное время детям предлагается раскрасить получившиеся рисунки.

Список используемых источников

  1. Гуткина Н.И.  Диагностическая программа по определению готовности детей 6 -7 лет к школьному обучению. – М.: «Просвещение», 1993 – 35 с.
  2. Каменская В.Г., Зверев С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004 -120 с.
  3. Парамонова Л.Т. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 – 348 с.
  4. Реан А.А., Кастромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб: Питер Ком, 1998 – 160 с.
  5. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 -7 лет – Ярославль: Академия развития, 2000 – 144 с.
  6. Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. – СПб.: «Детство-пресс», 2000 – 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физкультуре для детей подготовительной группы "Целебная сила цвета"

Призовое место на краевом конкурсе "Учитель здоровья"...

Сила слова или о чём не стоит говорить детям

Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......

ПАТРИОТИЗМ - источник духовной силы русского человека

Патриотизм-источник духовной силы русского человека...

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»

Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....

Сценарий спортивного праздника "Сила папы, сила мамы и мои силёнки".

Сценарий спортивного праздника "Сила папы, сила мамы и мои силёнки"....