Кружок "Познание - сила"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Работакружка "Познание - сила" направлена на:
- Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей.
- Создание условий для развития познавательных способностей: объединений обучающих и развивающих воздействий на ребенка.
- Преемственность и усложнение заданий и упражнений для развития познавательных способностей за счет введения материала увеличивающейся сложности.
- Повышение производительности и сознательности при овладении приемами и методами, способствующими развитию познавательных способностей у детей.
- Использование с учетом возрастных психологических особенностей эффективных методов и приемов формирования познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_poznanie-sila.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Прогимназия
Саратовская область
г.Маркс
Познание - сила
(кружковая работа)
Подготовила: воспитатель
Кухаева Наталья Николаевна
Принципы работы в группе
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме
- Осторожный подход к игровым ситуациям, связанным с конкуренцией.
- Сочувственное эмоциональное одобрение взрослого, передающееся детям и располагающее к проявлению доброты, сочувствия и дружелюбия.
- Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
- Постепенность развивающе-коррекцинного процесса, без ускорения развития необходимых качеств. Отсутствие давления на ребенка в выполнении деятельности.
Задачи кружка
- Комплексный подход к формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей.
- Принцип единства развития психических процессов (познавательных компонентов способностей).
- Создание условий для развития познавательных способностей: объединений обучающих и развивающих воздействий на ребенка.
- Преемственность и усложнение заданий и упражнений для развития познавательных способностей за счет введения материала увеличивающейся сложности.
- Повышение производительности и сознательности при овладении приемами и методами, способствующими развитию познавательных способностей у детей.
- Использование с учетом возрастных психологических особенностей эффективных методов и приемов формирования познавательных способностей.
Основные методы
- Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные.
- Дидактические игры, развивающие игры.
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
- Чтение художественных произведений.
- Беседы.
- Рассказ взрослого и рассказы детей.
- Дискуссии.
- Свободное и тематическое рисование.
Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю. Диагностические исследования проводятся до занятий в кружке и после с помощью методик:
- Методика «Четвертый лишний»
- Методика «Разрезные картинки»
- Методика «Корректурная проба»
- Методика «Запомни картинки»
- Методика «10 слов»
- Методика «Слова»
- Методика «Нарисуй что-нибудь»
- Методика «Домик»
- Мотивационная готовность
- Исследование умений действовать правилу
- Исследование уровня развития логического мышления
- Тест «К. – Ирасика»:
А) имитация написанного текста;
Б) срисовка группы точек;
В) рисование мужской фигуры
13. Исследование тонкой моторики пальцев рук «Монометрический тест»
Примерные игры и упражнения для развития познавательных способностей
№ | Название игры | Цель игры | ||||||||||
1 | «Изучаем мир вокруг» | Несколько игрушек (до10) надо расставить в комнате так, чтобы они не бросались в глаза. Взрослый начинает рассказывать о какой-либо игрушке: какая она, какого цвета, из чего сделана, какой формы. Ребенок может задавать вопросы, а затем отправляется на поиски этой игрушки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут все игрушки. | Развивать восприятие и внимание | |||||||||
2 | «Составь картинку» | Взять две одинаковые открытки или картинки. Одну оставить целой другую разрезать на 4 части, затем, перемешав их, попросить ребенка собрать картинку по образцу. Можно усложнить задание, убрав эталон или разрезать картинку на большее количество частей (5,6 и т.д.) | Развивать восприятие | |||||||||
3 | «Угадай, кто я?» | Взрослый или ребенок жестами или звуками изображает какой-либо предмет: поезд, чайник, собака, кошка и т.д. | Развитие воображения | |||||||||
4 | «Укрась слово» | Предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову: Осень (какая она?)…, дом (какой он?)…, зима (какая она?)…, бабушка (какая она?)..., мама (какая она?)…,игра (какая она?)… | Развитие воображения | |||||||||
5 | «Заучивание стихов» | Разучивание с ребенком небольших четверостиший | Развитие слуховой памяти | |||||||||
6 | «Расставь точки» | В течение 2-3 секунд ребенку показывают картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем картинка прячется, а ребенок должен воспроизвести расположение точек в квадратах. Например:
| Развитие зрительной памяти | |||||||||
7 | «Будь внимательным» | С разными интервалами взрослый дает команды: «Зайчик», «Цапля», «Лошадка». Ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами. Перед игрой с ребенком выучивают выполнений движений | Развитие внимания | |||||||||
8 | «Зеркало» | Ребенку надо встать перед взрослым и повторять, что он делает: шагает, поднимает руки и т.д. | Развитие внимания | |||||||||
9 | «Подбери слова» | Попросить ребенка подобрать слова, противоположные по значению: тонкий-…, грязный-…, чужой-.., низ-…, плохой-… и т.д. | Развитие мышления | |||||||||
10 | «Как все это называется?» | Назвать детям приведенные ряды слов и затем спросить, как можно назвать эти предметы одним словом. Можно предложить ребенку продолжить эти ряды слов. Окунь, карась - …, огурец, помидор - …, июнь, июль -…, кастрюля, ложка -…, кукла, мяч -…,сапоги, туфли … и т.д. | Развитие мышления |
Занятие 1
Цель: развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз. Развитие внимание, формирование представлений о цвете. Развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий.
Ход занятия:
1.Соедини точки карандашом
Перед ребенком выкладываются 5 картинок, и задается вопрос: «Какая картинка тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы взрослого: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось?...(то или иное изображение)? Ребенок выполняет задание. Взрослый напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой – рисовать.
После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.
2.Дорисуй по образцу
Ребенку поочередно предлагают задания.
«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать…(пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и полоски у котенка). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.
Если он затрудняется в выполнении задания, то взрослый предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.
3.Раскрась по образцу
Взрослый поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и
так, как на демонстрируемой картинке.
4.Физкультурная минутка
Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.
5.Карандашом укажи путь
Взрослый говорит: «Помоги Маше дойти до школы. Где Маша?.. А где школа?.. Как Маше дойти до школы?.. По какой дороге?».
Затем ребенок берет карандаш и, не отрывая руки, выполняет это задание.
6.Итоги занятия
В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше всего понравилось? В свободное время детям предлагается раскрасить получившиеся рисунки.
Список используемых источников
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению готовности детей 6 -7 лет к школьному обучению. – М.: «Просвещение», 1993 – 35 с.
- Каменская В.Г., Зверев С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004 -120 с.
- Парамонова Л.Т. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 – 348 с.
- Реан А.А., Кастромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб: Питер Ком, 1998 – 160 с.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 -7 лет – Ярославль: Академия развития, 2000 – 144 с.
- Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. – СПб.: «Детство-пресс», 2000 – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по физкультуре для детей подготовительной группы "Целебная сила цвета"
Призовое место на краевом конкурсе "Учитель здоровья"...
Сила слова или о чём не стоит говорить детям
Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......
ПАТРИОТИЗМ - источник духовной силы русского человека
Патриотизм-источник духовной силы русского человека...
буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2
8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...
Методическая разработка в ДОУ в старшей группе «Уроки служения Отечеству: «Сила не в силе, а сила в любви!»
Цель методической разработки познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайлович...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»
Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....
Сценарий спортивного праздника "Сила папы, сила мамы и мои силёнки".
Сценарий спортивного праздника "Сила папы, сила мамы и мои силёнки"....